Кто есть кто
Лия Соломоновна Славина
Кандидат психологических наук.
Сотрудник лаборатории психологии воспитания НИИ общей и педагогической психологии АПН РСФСР.
С 1923 г. работала стажером в детской ночлежке для беспризорных в Москве.
В 1925-1930 гг. училась на педагогическом факультете 2-го МГУ, в 1938-1941 гг. — в аспирантуре Центрального педиатрического института НКЗ СССР.
В 1920-е — 1930-е годы входила в состав пятёрки ближайших московских учеников Выготского (Запорожец, Божович, Морозова, Левина, Славина).
В 1930-1931 гг. работала педагогическим инструктором в яслях и преподавателем психологии и педагогики в медполитехникуме в г. Ярославле.
В 1931-1938 гг. работала научным сотрудником в разных научных учреждениях Москвы.
В 1941-1944 гг. была в эвакуации в Алма-Ате, в 1941-1943 гг. работала педагогическим инструктором в яслях, в 1943—1944 гг. — научным сотрудником отдела развития Педиатрического института. За свою трудовую деятельность в этот период она была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 —1945 гг.».
С 1944 г. работала в лаборатории психологии воспитания НИИ общей и педагогической психологии АПН РСФСР (сейчас ПИ РАО).
В 1945 г. защитила кандидатскую диссертацию «Понимание детьми раннего возраста устного рассказа».
Область научных интересов: психология формирования личности ребенка, психологические основы воспитания.
Изучала вопросы развития мотивации и интереса к учёбе у детей и подростков. Проводила эмпирические исследования явлений смыслового барьера и аффекта неадекватности. Внесла существенный вклад в изучение проблем интеллектуальной пассивности, психологических причин неуспеваемости, аффективных переживаний и аффективного поведения, волевого поведения. Экспериментальная работа Л.С. Славиной по формированию у интеллектуально пассивных школьников умственных действий, послужила основанием для создания П.Я. Гальпериным теории поэтапного формирования умственных действий.
Основные публикации: более 50 работ, в том числе
- Понимание устного рассказа детьми раннего возраста (1947)
- О развитии мотивов игровой деятельности в дошкольном возрасте (1948)
- Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам (1958)
- Роль мотива и способов поведения при выполнении школьниками общественных поручений (1961)
- К психологической характеристике труда школьника в семье (1961)
- Дети с аффективным поведением (1966)
- У вас первоклассник (1968)
- Роль поставленной перед ребенком цели и образованного им самим намерения как мотивов деятельности школьника (1972)
- Знать ребенка, чтобы воспитывать (1976)
- Психическое развития школьника и его воспитание (1979)
- Трудные дети: избранные психологические труды (1998, 2006)
Некролог в журнале «Вопросы психологии» - http://www.voppsy.ru/issues/1989/891/891179.htm