Кто есть кто
Самуил Семенович Мнухин
Один из основоположников отечественной детско-подростковой психиатрии. Основатель Ленинградской - Петербургской школы детско-подростковой психиатрии.
Доктор медицинских наук, профессор.
Заведующий кафедрой психиатрии Ленинградского педиатрического медицинского института.
Член правления, председатель детской секции Ленинградского общества невропатологов и психиатров.
С 15 лет, еще не окончив школу, начал работать медицинским статистиком, а затем бухгалтером в губернском статистическом бюро.
После окончания трудовой школы в 1919 г. поступил в Смоленский медицинский институт, с 1920 г. учился в Петрограде и в 1925 г. окончил Ленинградский институт медицинских знаний (сейчас - СЗГМУ имени И.И. Мечникова).
После окончания института служил врачом в Красной Армии.
С 1926 г. работал в детском отделении Ленинградского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, в 1927-1950 гг. руководил отделением.
Во время блокады Ленинграда оставался в городе, в 1941-1942 гг. дополнительно исполнял обязанности заведующего приемным покоем клиники института, в 1942 г. лично сопровождал эшелоны эвакуируемых душевнобольных, в 1943-1944 гг. исполнял обязанности заместителя директора по научной работе. Продолжал учить студентов, консультировал больных в военных госпиталях и психиатрических учреждениях города.
В 1935 г. был приглашен доцентом в Ленинградский педиатрический медицинский институт (сейчас - Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет). В 1942-1970 гг. - профессор, заведующий кафедрой психиатрии. Кафедра первой в России (с 1952 г.) начала проводить специализацию по детской психиатрии.
Вел исследования в области психоморфологического направления, изучал вопросы локализации нервно-психических расстройств в их возрастном аспекте. Занимался изучением резидуально-органических состояний детского возраста, врожденного и приобретенного слабоумия, эпилепсии, детского церебрального паралича, раннего детского аутизма, ранней детской шизофрении, органических психозов.
Первые исследования С.С. Мнухина были посвящены психическим нарушениям при инфекциях, травмах и дистрофических поражениях у детей. В 1935 г. по совокупности работ ему была присвоена ученая степень кандидата медицинских наук.
В период блокады Ленинграда и в первые послевоенные годы занимался психическими расстройствами у детей при голодании и тяжелом алиментарном истощении.
Разработал клинико-патофизиологическую систематику эпилепсии, на основании оценки клинической картины припадков, аур, постприпадочных состояний выделил доброкачественный и злокачественный варианты течения, описал типы деградации и предложил критерии прогноза эпилепсии. В 1939 г. защитил докторскую диссертацию «О классификации форм эпилепсии». Описал особую форму эпилепсии у детей, протекающую только в виде статусов. Вместе с сотрудниками выявил особенности припадочных состояний на фоне разных типов психического недоразвития, при разных формах детских церебральных параличей.
Изучая проблему психического недоразвития, установил связь между клиническими особенностями форм олигофрении и их патофизиологической сутью, что позволило ему создать клинико-физиологическую классификацию олигофрении. Эта классификация позже была дополнена атонической формой психического недоразвития, которую С.С. Мнухин связывал с недостаточностью инстинктивных проявлений, слабостью волевых побуждений и бледностью эмоций. Описал также особые психозы у олигофренов.
Описал гипотоническую форму церебральных гемипарезов у детей, в основе которой лежит поражение таламогипоталамических образований и гностических зон коры полушарий. Показал своеобразие психики и личности при разных типах гемипарезов.
Исследовал связи между психическими и соматическими расстройствами, описал психические нарушения у детей при истощающих соматических воздействиях (блокадные алиментарные дистрофии, дизентерии и др.), показал роль токсических диспепсий, тяжелых токсикозов беременности, глубоких степеней недоношенности в этиологии умственной отсталости.
С.С. Мнухин решал не только клинические проблемы пациентов, но и определял объем необходимой социальной помощи, который бы способствовал адаптации ребенка в окружающем его мире.
Ряд работ С.С. Мнухина и его учеников был посвящен разработке проблемы периодических психозах инфекционного и травматического генеза. Выделение периодических и волновых органических психозов позволило вывести их из круга шизофрении. Также занимался изучением психогенных психозов, реактивных состояний и истерии у детей.
Вместе со своими сотрудниками показал, что аутистические проявления при шизофрении, синдроме Каннера, органическом аутизме имеют различные клинические картины, происхождение и, вероятно, анатомо-физиологический субстрат.
Был не только клиницистом, но и активным организатором нервно-психиатрической помощи.
Под руководством С.С. Мнухина были защищены 18 кандидатских и 3 докторских диссертации.
Основные публикации:
- Об особой форме эпилепсии у детей, протекающей в виде эпилептических состояний (status epilepticus) // Журн. невропатологии и психиатрии имени С.С. Корсакова, 1957. – Т. 57. – Вып. 7. – С. 871–875.
- Опыт клинико-физиологической классификации эпилепсии у детей // Журн. невропатологии и психиатрии имени С.С. Корсакова, 1959. – Т. 59. – Вып. 7. – С. 821–826.
- О клинико-физиологической классификации состояний общего психического недоразвития у детей / Вопросы детской психоневрологии // Труды ГНИПИ имени В.М. Бехтерева, 1961. – Т. XXV. – С. 67–77.
- К вопросу о психогенных реакциях у детей (в сотрудничестве с Е.И. Богдановой и Т.Н. Сахно) / Вопросы детской психоневрологии // Труды ГНИПИ имени В.М. Бехтерева, 1961. – Т. XXV. – С. 327–332.
- Об особенностях эпилептических и эпилептиформных проявлений у детей-олигофренов (в сотрудничестве с А.И. Барыкиной) // Вопросы психиатрии и невропатологии. – Л., 1962. – Вып. VIII. – С. 81–87.
- О границах шизофрении у детей и подростков // Шизофрения. – М., 1962. – С. 77.
- Об эпилептиформных проявлениях при ранних право- и левосторонних поражениях мозга у детей (в сотрудничестве с Е.Я. Динабург) // Журн. невропатологии и психиатрии имени С.С. Корсакова, 1965. — Т. 65. – Вып. 7. – С. 1073–1077.
- О резидуальных нервно-психических расстройствах у детей / Резидуальные нервно-психические расстройства у детей // Труды Ленинградского педиатрического медицинского института. – Л.: ЛПМИ, 1968. – Т. 51. – С. 5–22.
- К вопросу о формах церебральных гемипарезов у детей (в сотрудничестве с С.В. Жолобовой) / Резидуальные нервно-психические расстройства у детей // Труды ленинградского педиатрического медицинского института. – Л.: ЛПМИ, 1968. – Т. 51. – С. 22–34.
- О временных задержках, замедленном темпе умственного развития и психическом инфантилизме у детей / Резидуальные нервно-психические расстройства у детей // Труды ленинградского педиатрического медицинского института. – Л.: ЛПМИ, 1968. – Т. 51. – С. 70–77.
- О классификации форм эпилепсии у детей (в сотрудничестве с Б.Г. Фроловым) / Резидуальные нервно-психические расстройства у детей // Труды Ленинградского педиатрического медицинского института. – Л.: ЛПМИ, 1968. – Т. 51. – С. 155–165.
- Психозы у олигофренов (в сотрудничестве с Д.Н. Исаевым) // Вопросы психиатрии и невропатологии. – Л.,1968. – Т. 68. – Вып. 13. – С. 149–157.
- О синдроме «раннего детского аутизма» или синдроме Каннера у детей (в сотрудничестве с Д.Н. Исаевым и А.Е. Зеленецкой) // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия: в 2 томах / Ред. В.В. Лебединский, М.К. Бардышевская. – Москва: ЧеРо; Издательство Московского университета: Высшая школа, 2002. – Том 2.
- Роль ленинградских психиатров в развитии детской психиатрии // Наследие профессора С.С. Мнухина: из века 20-го в век 21-й. VIII Мнухинские чтения / Под общ. ред. Ю.А. Фесенко, Д.Ю. Шигашова, Л.П. Рубиной, Д.Н. Исаева, Б.В. Воронкова. — СПб: Нева-Трейд, 2009. – С. 8–13.
- О клинике височной эпилепсии // Наследие профессора С.С. Мнухина: из века 20-го в век 21-й. VIII Мнухинские чтения / Под общ. ред. Ю.А. Фесенко, Д.Ю. Шигашова, Л.П. Рубиной, Д.Н. Исаева, Б.В. Воронкова. – СПб: Нева-Трейд, 2009. – С. 14–18.
- О сочетании шизоформных и эпилептических проявлений у детей // Наследие профессора С.С. Мнухина: из века 20-го в век 21-й. VIII Мнухинские чтения / Под общ. ред. Ю.А. Фесенко, Д.Ю. Шигашова, Л.П. Рубиной, Д.Н. Исаева, Б.В. Воронкова. – СПб: Нева-Трейд, 2009. – С. 100–106.
- О гриппозных психозах пандемии гриппа 1957 года (в сотрудничестве с Д.Н. Исаевым) // Наследие профессора С.С. Мнухина: из века 20-го в век 21-й. VIII Мнухинские чтения / Под общ. ред. Ю.А. Фесенко, Д.Ю. Шигашова, Л.П. Рубиной, Д.Н. Исаева, Б.В. Воронкова. – СПб: Нева-Трейд, 2009. – С. 129–131.
- Хрестоматия по психологии детского возраста. - СПб: Юридический центр пресс (Асланов), 2008. - 313 с.
- Виктор Ефимович Каган, 11.03.2022