Кто есть кто
Владимир Алексеевич Артемов
Доктор педагогических наук (по психологии), профессор.
Заведующий кафедрой психологии, руководитель лаборатории экспериментальной фонетики и психологии речи Московского государственного педагогического института иностранных языков им. М. Тореза.
Вице-президент Международного общества по фонетическим знаниям. Член президиума Японского лингвистического общества.
Член редколлегий ряда зарубежных фонетических и психологических журналов.
В 1918 г. окончил философское отделение историко-филологического факультета Московского университета.
В 1940 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Психология восприятия (определение и характер восприятия)».
Работал в МГУ, в Московском государственном институте экспериментальной психологии.
С середины 1930-х гг. и до 1973 г. возглавлял кафедру психологии Московского государственного педагогического института иностранных языков им. М. Тореза и был руководителем лаборатории экспериментальной фонетики и психологии речи, ставшей впоследствии всесоюзным Центром по подготовке исследователей языка, методики и психологии обучения иностранным языкам.
Специалист в области психологии речи и обучения иностранным языкам, детской дефектологии, психологии сценического искусства, психологии восприятия и памяти.
В 1920-1930-х гг. занимался исследованиями проблемы формирования характера, индивидуальных особенностей и одаренности детей, уделяя большое внимание анализу роли наследственности в развитии одаренности. Одним из первых разделил понятия одаренности и профессиональной пригодности. Разрабатывал программы обучения и воспитания одаренных детей, настаивая на необходимости открытия специальных классов для одаренных.
С 1930-х гг. занимался исследованиями проблем экспериментальной фонетики, психологии речи и обучения иностранным языкам. Под руководством В.А. Артемова были разработаны методы структурно-функционального анализа интонации и речевых особенностей русского и иностранных языков, создана соответствующая электроакустическая аппаратура. В комплексных исследованиях принимали участие специалисты по психологии речи, фонетисты, языковеды, акустики, инженеры связи. В результате этих исследований было установлено, что в речи представлены как система языка, так и психические особенности и личностные качества человека.
В.А. Артемов разработал коммуникативную теорию речи, положенную в основу созданной им теории обучения иностранным языкам.
Основные публикации:
- Выставка детского творчества (1923; Москва): материалы к Выставке / В.А. Артемов. - Звенигород, 1923. - 15 с.
- Введение в социальную психологию: «Индивидуальная и социальная психология» или «Социальная психология индивида и коллектива»: доклад / В.А. Артемов. - М., 1927. - 86 с.
- Естественный эксперимент: его применение в школе 1-й ступени (доклад) / В.А. Артемов. - М.: Медико-педагогич. станция Наркомпроса, 1927. - 89 с.
- Психологическая хрестоматия / Сост. В.А. Артемов, Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, А.Р. Лурия. - М. - Л.: Гос. изд., 1927. - 432 с.
- Практикум по экспериментальной психологии / В А. Артемов, Н.А. Бернштейн, Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, А.Р. Лурия. - М. - Л.: Гос. изд-во, 1927. - 231 с.
- О репродуктивных процессах / В.А. Артемов // Проблемы современной психологии. - Т. 3. - М., 1928.
- К вопросу о социальной психологии / В.А. Артемов // Психология. - 1929. - Т. 2. - Вып. 2.
- Умственный и физический труд пионера / В.А. Артемов. - М. - Л.: Молодая гвардия, 1929. - 78 с.; 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Молодая гвардия, 1930. - 96 с.
- Изучение ребенка: метод простейших экспериментально-психологических испытаний поведения ребенка: Пособие для психологов, педологов, врачей и педагогов / В.А. Артемов. - М. - Ленинград: Гос. изд-во, 1929. - 140 с.; 2-е изд. - 1930. - 142 с.
- Детская экспериментальная психология: школьный возраст: учебное пособие для вузов / В.А. Артемов. - М. - Л.: Гос. изд-во, 1929. - 256 с.; 2-е изд. - М. - Л.: Гос. соц.-экон. изд-во, 1931. - 228 с.
- Основные данные социальной психологии / В.А. Артемов // Элементы социальной психологии. - М., 1930.
- Психологические основы внешнего оформления учебника начальной школы / В.А. Артемов. - М., 1933.
- Психологический анализ унифицированного нового алфавита / В.А. Артемов // Язык и письменность народов СССР: Стенографический отчет Всесоюзного пленума Научного Совета ВЦНА 15-19.02.1933 г. - М., 1933.
- Восприятие знака мягкости / В.А. Артемов // Зрительные ощущения и восприятия. - М. - Л., 1935.
- Психология и новый латинизированный алфавит / В.А. Артемов // Революция и письменность. - 1936. - №2.
- Психология восприятия (определение и характер восприятия) / В.А. Артемов. - М., 1940.
- Психология воспитания / В.А. Артемов // Ученые записки Института психологии АН ГрузССР. - Тбилиси, 1945.
- К вопросу о психологии обучения иностранным языкам / В.А. Артемов // Вопросы психологии и методики обучения иностранным языкам. - М., 1947.
- Очерк психологии / В.А. Артемов. - М.: Учпедгиз, 1954. - 216 с.
- Экспериментальная фонетика / В.А. Артемов. - М.: Изд-во лит. на иностр. яз., 1956. - 228 с.
- Конспект лекций по психологии: Пособие для студентов пед. ин-тов и факультетов иностр. яз. / В.А. Артемов. - М., 1951. - 226 с.; Харьков: Изд-во Харьк. гос. ун-та им. А.М. Горького, 1953. - 208 с.; 2-е изд., перераб. и доп. - Харьков: Изд-во Харьк. ун-та, 1958. - 421 с.
- Культура речи / В.А. Артемов. - М, 1960. - 28 с.
- Языковая культура речи / В.А. Артемов. - М.: Знание, 1961. - 47 с.
- Тон и интонация: доклад на IV-ом международном конгрессе по фонет. знаниям. Хельсинки, 4-9 сент. 1961 г. / В.А. Артемов. - М., 1961.
- Психология обучения иностранным языкам / В.А. Артемов. - М., 1964. - 70 с.
- Культура речи / В.А. Артемов. - М.: Знание, 1966. - 79 с.
- Психология обучения иностранным языкам: Учебное пособие для пед. ин-тов и факультетов иностр. яз. / В.А. Артемов. - М., 1966. - 432 с.
- Психология обучения иностранным языкам / В.А. Артемов. - М.: Просвещение, 1969. - 279 с.
- Тезисы по спецкурсу «Психология обучения иностранным языкам» / В.А. Артемов. - М., 1969. - 47 с.
- Метод структурно-функционального изучения речевой интонации: Учебное пособие к спецкурсам по фонетике и психологии речи / В.А. Артемов. - М., 1974. - 160 с.
- Психология речевой интонации (интонация и просодия): Лекция к спецкурсу / В.А. Артемов. - М.: МГПИИЯ, 1976.
- Как собирать продукты детского творчества / Под ред. В.А. Артемова и Н.А. Рыбникова. - М.: Педологич. б-ка, 1924. - 29 с.
- Экспериментальная фонетика и психология в обучении иностранному языку: 1-й выпуск работ Лаборатории эксперим. фонетики и психологии / Под ред. проф. В. А. Артемова. - М.: 1-й моск. гос. пед. ин-т иностр. языков; Учпедгиз, 1940. - 344 с.
- Вопросы психологии и методики обучения иностранным языкам: Сборник статей / Под ред. В.А. Артемова, И.В. Карпова, И.В. Рахманова. - М.: Учпедгиз, 1947. - 252 с.
- Вопросы интонации: Сборник статей (Труды Военного института иностранных языков) / Под ред. В.А. Артемова. - М., 1953. - 269 с.
- Экспериментальная фонетика и психология речи: Сборник статей / Под ред. В.А. Артемова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1953. - 335 с.
- Вопросы методики обучения иностранным языкам в языковой высшей школе: Материалы Совещания заведующих кафедрами иностр. языков пед. ин-тов / Под ред. В.А. Артемова. - М.: Учпедгиз, 1953. - 180 с.
- Экспериментальная фонетика и психология речи / Под ред. В.А. Артемова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1954. - 320 с.
- Интонация и звуковой состав: Материалы Коллоквиума по эксперим. фонетике и психологии речи / Глав. ред. В.А. Артемов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965. - 262 с.
- Психология и методика обучения иностранным языкам: Сборник статей / Под ред. В.А. Артемова, Н.И. Гез. - М., 1968. - 439 с.
- Спектральный анализ звуков речи и интонация: Сборник статей / Глав. ред. В.А. Артемов. - М.: Изд-во МГУ, 1969. - 438 с.
- Методика и психология обучения иностранным языкам: Сборник статей / Под ред. В.А. Артемова, Н.И. Гез. - М., 1970. - 293 с.
- Методика и психология обучения иностранным языкам в высшей школе: Сборник статей / Под ред. В.А. Артемова, Н.И. Гез. - М., 1972. - 419 с.
- Материалы Коллоквиума Лаборатории экспериментальной фонетики и психологии речи Вильнюсского педагогического института / Под ред. В.А. Артемов, Б.И. Свецевичюса. - Вильнюс, 1966.