18+
Выходит с 1995 года
3 декабря 2024

Кто есть кто

Зинаида Николаевна Новлянская

Зинаида Николаевна Новлянская

Москва

Кандидат психологических наук.

Ведущий научный сотрудник лаборатории психологии одаренности Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований.

Поэт. Член Союза писателей России.

После школы некоторое время работала на авиационном заводе.

В 1966 г. окончила филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.

По окончании университета работала в школе, в научной библиотеке МГУ, вела литературную студию в Московском городском дворце пионеров.

Аспирант, а затем сотудник НИИ общей и педагогической психологии АПН РСФСР — Психологического института РАО — Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований.

В 1971 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Исследование элементарных проявлений компонентов литературно-творческих способностей в младшем школьном возрасте».

Специалист в области психологии детского творчества, психологии художественных способностей, инновационных методов преподавания литературы в школе, литературно-художественному развитию школьников. Ведет исследования становления авторской позиции у школьников в процессе обучения, психолого-педагогических условий литературного развития школьников.

Автор курса «Литература как предмет эстетического цикла» (система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова).

Эксперт телепередачи «Тем временем».

Основные публикации: более 200 работ, в том числе

  • Психология художественного творчества. Развитие художественной одаренности детей в пространстве общеобразовательной школы / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. - М.: МГУ, 2022.
  • Почему дети фантазируют? / З.Н. Новлянская. - М.: Знание, 1978. - 48 с.
  • Как развивать художественное восприятие у школьников / Г.Н. Кудина, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. - М.: Знание, 1988. - 79 с.
  • Ступеньки к творчеству (художественное развитие ребенка в семье) / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. - М., 1987; Казань: Татар. кн. изд-во, 1990. - 143 с.; 2-е изд. - М.: Журнал «Искусство в школе», 1995. - 142 с.; 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 158 с.
  • Преподаватель искусства как художественный критик / З.Н. Новлянская. - М.: Школьная книга, 2000.
  • Концепция курса «Литература как предмет эстетического цикла» / З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина. - М.: Эврика, 2004.
  • Психологические основы художественного развития / З.Н. Новлянская, А.А. Мелик-Пашаев, Г.Н. Кудина, А.А. Адаскина, Н.Ф. Чубук. - М.: МГППУ, 2006. 160 с.
  • Ребенок любит рисовать: как способствовать художественному развитию детей / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с.
  • Художник в каждом ребенке : цели и методы художественного образования: методическое пособие / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. - М.: Просвещение, 2008. - 175 с.
  • Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей: методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / З.Н. Новлянская, А.А.Мелик-Пашаев, А.А. Адаскина, Г.Н. Кудина, Н.Ф. Чубук. - Дубна: Феникс+, 2009. 272 с.
  • Учение и творчество / З.Н. Новлянская. - М.: ПИ РАО, 2010. - 108 с.
  • Деятельностный подход к литературному развитию школьников / З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина. - М. Авторский клуб, 2015. - 68 с.
  • Становление авторской позиции в детском литературном творчестве / З.Н. Новлянская. - М.: Авторский клуб, 2016. - 182 с.
  • Для родителей первоклассников / З.Н. Новлянская, Е.В. Чудинова. - М.: Вита Пресс, 2017. - 95 с.
  • Психологические вопросы построения школьного курса литературы / Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Цукерман Г.А. // Развитие психики школьника в процессе учебной деятельности. М., 1983.
  • Психологические особенности среднего возраста и руководство художественным творчеством подростка / Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. // Эстетическое воспитание и экологическая культура. - М., 1988.
  • Введение ребенка в мир художественной литературы / Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Цукерман Г.А. // Творчество и педагогика. - М., 1988.
  • Почему ветшают слова о самом важном / Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. // Проблемы преподавания художественных дисциплин в школе. - М., 1990.
  • Роль установок в развитии художественного восприятия / З.Н. Новлянская // Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании. - М.: Флинта, 1999.
  • О способностях к литературному творчеству / З.Н. Новлянская // Психология одарённости детей и подростков. - 2-е изд. - М.: Академия, 2000.
  • Литературно-творческое развитие школьников: общая концепция художественного развития / З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина, А.А. Мелик-Пашаев // Одарённые дети: теория и практика. - М., 2001.
  • Самореализация в творчестве / З.Н. Новлянская, А.А. Мелик-Пашаев // Индивидуальные различия и проблема индивидуальности. - М.: Уникум-Центр, 2003.
  • Становление читательской позиции у детей и подростков / З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина // Библиопсихология и библиотерапия. - М.: Школьная библиотека, 2005.
  • Литературное творчество в общеобразовательной школе / З.Н. Новлянская // Северный модерн. Диалог культур. - СПб: Европейский дом, 2005.
  • Тест грамотности чтения (Художественные тексты. Эпос Лирика) / З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина // Мониторинг учебно-предметных компетенций в начальной школе. - М.: Университетская книга, 2007. - С, 79-83.
  • Взрослое чтение младшего подростка (Литература Древнего мира в 5 классе) / З.Н. Новлянская // Проблемы чтения детей 10-12 лет. - М.: Спутник +, 2008. - С. 84-99.
  • Тест грамотности чтения художественных текстов / З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина // Диагностика учебной успешности в начальной школе. - М.: Открытый институт «Развивающее образование», 2009. С. 75-85.
  • Психология и литература в диалоге о человеке / З.Н. Новлянская, А.А. Мелик-Пашаев, Н.Л. Карпова и др. - М.: РШБА, 2016. - 367 с.
  • Чтение: сотворчество понимающих / З.Н. Новлянская // Творческое чтение в современном художественном образовании: теория и практика: сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. - М.: ИХОиК РАО, 2018. - С. 21-25.
  • Educative the reader of literature / Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. // International Handbook of reading education. - L.: Greenwood Press Westward Couneatiat.
  • Soviet Union / Бондаренко С.М., Голод В.И., Граник Г.Г., Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Цукерман Г.А. // International Handbook of Reading. - London, 1992.
  • О некоторых предпосылках развития литературных способностей в младшем школьном возрасте / Новлянская З.Н. // Вопросы психологии. 1970. №6. С. 103-113.
  • Принципы построения курса литературы как предмета эстетического цикла / Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. // Вопросы психологии. 1978. №6. С. 24-35.
  • Психологические принципы эстетического развития детей и проблема эстетического воспитания / Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. // Вопросы психологии. 1979. №3. С. 153.
  • Что значит: понимать художественное произведение? / Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. // Семья и школа. 1982. №6. С. 27.
  • Как развивать художественное восприятие у школьников? / Кудина Г.Н., Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. // Знание. 1988. №2.
  • Литература как предмет эстетического цикла / Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. // Искусство в школе. 1991. №1.
  • Цикл статей о психологии литературного творчества / Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. // Учительская газета. 1992.
  • Учебные творческие задания на уроках литературы в начальной школе // Психологическая наука и образование. 1996. Том 1, №1. С. 46–52.
  • Творческие учебные задания на уроках литературы в начальной школе // Психологическая наука и образование. 1996. Том 1, №2
  • От маленького писателя к большому читателю / Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. // Начальная школа. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 1996. №44, ноябрь.
  • Основные принципы и методы экспериментального курса «Литература как предмет эстетического цикла» // Психологическая наука и образование. 1996. Том 1, №4; 1997. Том 2, №1.
  • Уроки по программе «Литература как предмет эстетического цикла» в 1-м классе / Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. // Искусство в школе. 1997. №1.
  • Литература как предмет эстетического цикла: Уроки по программе / Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. // Искусство в школе. 1997. № 3-4; 1998. № 1-5; 1999. № 1-2, №4; 2001. № 1-3; 2002. № 1-3.
  • Освоение художественной формы на уроках литературы в начальной школе // Психологическая наука и образование. 2000. Том 5, №1.
  • Чувство слова / Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. // Искусство в школе. 2001. №5.
  • Как оценивать художественное творчество ребенка? / Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. // Искусство в школе. 2002. №6.
  • Что такое общее образование? / Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. // Управление школой. 2003. №1.
  • Роль авторской позиции в художественном развитии ребёнка / З.Н. Новлянская // Искусство в школе, 2004. №5.
  • Курс «Литература как предмет эстетического цикла» в системе развивающего обучения / З.Н. Новлянская, Г.Н.Кудина // Вопросы психологии. 2005. №4.
  • Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей / З.Н. Новлянская, А.А. Мелик-Пашаев, А.А. Адаскина, Г.Н. Кудина, Н.Ф. Чубук // Дефектология. 2009. №5.
  • «Сотворчество понимающих». О курсе литературы в системе развивающего образования // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25, №4. С. 71–80.
  • Опыт творчества универсален. Интервью с А.А. Мелик-Пашаевым и З.Н. Новлянской // Современное дошкольное образование. 2020. №6.
  • Психологически предпоставки за художественото развитие на подрастващите от средната училищна възраст / Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. // Народна просвета. 1986. №10 (на болгар. яз.).
  • Литературное чтение: учебник-тетрадь / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: ИНТОР, 1998. - 128 с.
  • Литературное чтение: Учебник-хрестоматия для 1 класса / З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина. - М.: ОНИКС 21 век; Дом педагогики, 2001. - 126 с.
  • Литературное чтение: Учебник-хрестоматия для 3-го класса: В 2 ч. / З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина. - М.: ОНИКС 21 век, 2002.
  • Литературное чтение: Учебник для 1-го класса / З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина. - 2-е изд. - М.: ОНИКС 21 век; Дом педагогики, 2002. - 125 с.; 3-е изд., испр. - М.: ОНИКС 21 век, 2003. - 103 с.; 4-е изд., испр. - М.: ОНИКС 21 век; Московские учебники, 2005. - 104 с.; 5-е изд., испр. - М.: ОНИКС, 2006. - 104 с.; 6-е изд., испр. - М.: ОНИКС, 2008. - 103 с.; 7-е изд., испр. - М.: ОНИКС, 2009. - 103 с.
  • Литературное чтение: Учебник для 2-го класса / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ОНИКС 21 век; Дом педагогики, 2002. - 126 с.; 3-е изд., испр. и доп. - М.: ОНИКС 21 век; Дом педагогики, 2003. - 126 с.; 4-е изд., испр. и доп. - М.: ОНИКС: Московские учебники, 2006; 5-е изд., испр. - М.: ОНИКС, 2007; 6-е изд., испр. - М.: ОНИКС, 2008; 7-е изд., испр. и доп. - М.: ОНИКС; Московские учебники, 2010.
  • Литературное чтение: Учебник для 3 класса: В 2 ч. / З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина. - 2-е изд. - М. : ОНИКС 21 век, 2003; 3-е изд. - М.: ОНИКС, 2006; М.: ОНИКС; Московские учебники, 2007; 4-е изд. - М.: ОНИКС, 2008.
  • Литературное чтение: Учебник для 4 класса: В 2 ч. / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: ОНИКС 21 век, 2003; 2-е изд. - М.: Оникс 21 век, 2004; 3-е изд. - М.: ОНИКС, 2005, 2007; 4-е изд. - М.: ОНИКС; Московские учебники, 2008; М.: ОНИКС, 2010.
  • Тетрадь к учебнику «Литературное чтение» для 4-го класса / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - 3-е изд. - М.: ОНИКС, 2005. - 47 с.
  • Литература. 5 класс: учебное пособие: В 2 ч. / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: ОНИКС, 2005; 4-е изд. - М.: Авторский клуб, 2015.
  • Литература. 6 класс: учебное пособие: В 2 ч. / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: ОНИКС, 2006; М.: Авторский клуб, 2018.
  • Литература. 7 класс: учебное пособие: В 2 ч. / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: ОНИКС, 2007.
  • Литературное чтение. 1 класс: учебное пособие: В 2 ч. / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: Просвещение, 2018.
  • Литературное чтение. 2 класс: учебное пособие: В 2 ч. / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: Просвещение, 2018.
  • Литературное чтение. 3 класс: учебное пособие: В 2 ч. / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: Просвещение, 2019.
  • Литературное чтение. 4 класс: учебное пособие: В 2 ч. / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: Просвещение, 2019, 2020.
  • Литературное чтение. 1 класс: учебник: В 2 ч. / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: Просвещение, 2019, 2020.
  • Литературное чтение. 2 класс: учебник: В 2 ч. / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: Просвещение, 2019.
  • Литературное чтение. 3 класс: учебник: В 2 ч. / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: Просвещение, 2019.
  • Литературное чтение. 4 класс: учебник: В 2 ч. / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: Просвещение, 2019, 2020.
  • Литературное чтение. 3 класс: учебник: В 2 ч. / З.Н. Новлянская. - М.: Просвещение, 2019; 2-е изд. М.: Просвещение, 2021.
  • Литературное чтение. 4 класс: учебник: В 2 ч. / З.Н. Новлянская. - М.: Просвещение, 2020; 2-е изд. М.: Просвещение, 2021.
  • Литературное чтение. 2 класс: учебник: В 2 ч. / З.Н. Новлянская. - М.: Просвещение, 2020; 2-е изд. М.: Просвещение, 2021.
  • Литературное чтение. 1 класс: учебник: В 2 ч. / З.Н. Новлянская. - М.: Просвещение, 2020; 2-е изд. М.: Просвещение, 2021.
  • Литература как предмет эстетического цикла: 1-й класс: метод. разраб. / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М., 1990. - 295 с.
  • Литература как предмет эстетического цикла: Программа развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова) : 1-5-е кл. / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: ИНТОР, 1997. - 26 с.
  • Литература как предмет эстетического цикла: Программа развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова): 1-9-е кл. / З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина. - М.: ИНТОР, 1998. - 32 с.
  • Литература как предмет эстетического цикла: 1-й класс: метод. пособие / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: Интерпракс, 1994. - 270 с.
  • Литература как предмет эстетического цикла: 1-й класс: тексты к урокам / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: Интерпракс, 1994. - 61 с.
  • Литература как предмет эстетического цикла: 1-й класс: тексты к урокам и страницы учебника / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: ИНТОР, 1996. - 39 с.
  • Литература как предмет эстетического цикла: 2-й класс: метод. пособие / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: Интерпракс, 1994. - 382 с.; 3-е изд., дораб. - М.: ИНТОР, 1998. - 319 с.
  • Литература как предмет эстетического цикла: 2-й класс: тексты к урокам / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: Интерпракс, 1994. - 69 с.
  • Литература как предмет эстетического цикла: 2-й класс: страницы учебника / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: Интерпракс, 1994. - 37 с.
  • Литература как предмет эстетического цикла: 2-й класс: тексты к урокам и страницы учебника / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: ИНТОР, 1996. - 70 с.
  • Литература как предмет эстетического цикла: 3-й класс: метод. пособие / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: Интерпракс, 1994. - 396 с.; 3-е изд., дораб. - М.: ИНТОР, 1997. - 287 с.
  • Литература как предмет эстетического цикла: 3-й класс: тексты к урокам / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: Интерпракс, 1994. - 101 с.
  • Литература как предмет эстетического цикла: страницы учебника: 3-й класс / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: Интерпракс, 1994. - 23 с.
  • Литература как предмет эстетического цикла: 5-й класс: В 2 ч. / З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина. - М.: ИНТОР, 1995.
  • Литература как предмет эстетического цикла: 5-й класс: вводный курс: метод. пособие / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: ИНТОР, 1996. - 320 с.
  • Литература как предмет эстетического цикла: 6-й класс: метод. пособие / З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина. - М.: ИНТОР, 1997. - 368 с.
  • Литература как предмет эстетического цикла: 6-й класс: тексты к урокам / Сост. З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина. - М.: ИНТОР, 1997. - 142 с.
  • Литература как предмет эстетического цикла: 7 класс: метод. пособие / З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина. - М.: ИНТОР, 1998. - 351 с.
  • Литература как предмет эстетического цикла: 8 класс: Метод. пособие для учителя / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - Самара: Федоров, 1999. - 406 с.
  • Литература как предмет эстетического цикла: метод. пособие к учебнику-тетради «Литературное чтение» / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - 4-е изд., перераб. - М.: ИНТОР, 1998. - 206 с.
  • Тексты к урокам и страницы учебника. 1 класс / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: ИНТОР, 1998.
  • Тексты к урокам и страницы учебника. 2 класс / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - М.: ИНТОР, 1998.
  • Ветхий Завет. Калевала. Фольклор древних славян: тексты. Для 6 класса / Сост. З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина. - М.: ИНТОР, 1997. - 278 с.
  • Древний Египет. Шумер и Вавилония. Древняя Греция: тексты / Сост. З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина. - М.: ИНТОР, 1998. - 237 с.
  • История мировой литературы. 7 класс. Литературные памятники Средневековья: тексты / Сост. З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина. - М.: Интор, 1998. - 287 с.
  • История мировой литературы. 8 класс. Книга I. Эпоха Возрождения. Тексты / Сост. З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина. - М. - Самара - Элиста: Федоров, 1999.
  • История мировой литературы. 8 класс. Книга II. Классицизм. Эпоха Просвещения. Тексты / Сост. З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина. - М. -Самара - Элиста: Федоров, 1999.
  • История мировой литературы. 8 класс. Книга III. Литература XIX – XX вв. Тексты к урокам / Сост. З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина. М. - Самара - Элиста: Федоров, 1999.
  • Словарь литературоведческих терминов: для школьников и преподавателей / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская, А.Н. Архангельский. - 3-е изд. - М.: ОНИКС, 2008. - 45 с.
  • Методическое пособие к учебнику-хрестоматии «Литературное чтение»: Для 1 класса / З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина. - М.: Дом педагогики, 2001. - 62 с.
  • Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение» для 1 класса / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ОНИКС 21 век, 2003. - 222 с.
  • Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение» для 2 класса / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Оникс 21 век; Дом педагогики, 2002. - 258 с.
  • Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение» для 3 класса / З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина. - 5-е изд., перераб и доп. - М.: Оникс 21 век, 2003. - 318 с.
  • Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение» для 4 класса / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Оникс 21 век, 2003. - 351 с.
  • Литература. 6 класс: методическое пособие / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Оникс, 2007. - 654 с.
  • Литературное чтение: программа для начального общего образования; Литература: программа для основного общего и среднего (полного) общего образования / Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. - М.: ОНИКС, 2007. - 124 с.
  • Блоковский вечер в школе: Стихотворения, пьесы, инсценировки / Сост. З. Новлянской, В. Климовского. - М.: Детская литература, 1980. - 318 с.

Поэтические сборники:

  • Дерево корней: Стихи и поэмы / З. Новлянская. - М.: МГПО «Мосгорпечать», 1992. - 106 с.
  • Ночной костер: стихотворения / З. Новлянская. - М.: Типография Россельхозакадемии, 2012. - 178 с.
  • «Стихи — продолжение мое и начало...» / З Новлянская. - М.: Знание, 1982. - 95 с.
  • Стихи разных лет / З. Новлянская, В. Буцков. - М.: РБП, 1994.

Награды:

  • лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования за разработку курса «Литература как предмет эстетического цикла» (1999)
  • медаль им. Г.И. Челпанова II степени «За вклад в развитие психологической науки» (2007)
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
Поздравления с днём рождения
  • Татьяна Александровна Ермолаева

    Зинаида Николаевна! Продолжаю настаивать на внедрении результатов Вашего огромного и результативного исследования в реальный учебно-воспитательный процесс, в образовательную систему РФ. Вы сейчас одна пытаетесь противостоять уничтожению КНИГИ в жизни молодежи, общества. Давайте бить во все колокола!!!!! Тем более Вы- поэт. А поэты - вопросы! Поставьте свои вопрос РЕБРОМ!!!!! Вы - великолепны в своём ТВОРЧЕСТВЕ. Дерзайте. А " Психологическая газета" наверняка поможет?

  • Константин Дмитриевич Уляшев

    Уважаемая Зинаида Николаевна, с днем рождения Вас! Творческих успехов, активного долголетия, новых публикаций! Доброго здравия, всего самого наилучшего! Ваш уникальный курс литературы как предмета эстетического цикла продолжает вдохновлять учителей на воспроизводство культуры слова, текста и поступка!
    С глубочайшим уважением, Константин Уляшев

  • Наталия Львовна Карпова

    Дорогая Зинаида Николаевна, поздравляю с днем рождения!
    Вы - замечательный психолог, филолог, педагог, поэт и красивый творческий Человек, посвятивший свою жизнь развитию творческих способностей детей.
    С интересом читаем Ваши статьи и книги, а Ваш с Галиной Николаевной Кудиной многолетний обучающий любви к литературе эксперимент в одной из Московских школ неповторим...
    Знаем, что свои первые стихотворные строки Вы написали в семь лет, а участников наших групп семейной логопсихотерапии уже много лет поддерживают и вдохновляют Ваши строки:
    "Найти слова... И можно будет встать,
    И оглядеть дела свои земные.
    Иные - бросить, завершить иные
    И всю свою судьбу перелистать.
    И - выпрямиться, кверху потянуться...
    Найти слова. И будет с чем вернуться.
    Рада возможности сотрудничества с Вами и желаю новых творческих планов и сил!
    С уважением, Наталия Львовна Карпова

  • Татьяна Александровна Ермолаева

    Уважаемая Зинаида Николаевна! С днем рождения Вас. Умоляю, внедрите свою гениальную (лонгэтюдную) разработку в реальный образовательный процесс. Жду. И не я одна. Все российское детство и юношество тоже

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»