Кто есть кто
Марина Ивановна Мелия
Кандидат психологических наук, профессор.
Основатель компании «ММ-Класс». Профессор НИУ ВШЭ.
В 1965 г. поступила в 1-й Московский медицинский институт им. Н.И. Пирогова. Продолжила обучение в Государственном центральном ордена Ленина институте физической культуры, который окончила в 1971 г. по специальности «психология спорта».
В 1978 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Социально-психологические аспекты эффективного руководства спортивным коллективом».
С 15 лет работала санитаркой терапевтического отделения для тяжёлых больных московской городской 81-й больницы.
В 1972-1978 гг. работала на кафедре педагогики Российской государственной академии физической культуры, вела исследования спортивных сборных команд СССР в лаборатории Института общей и педагогической психологии.
Во время подготовки к Олимпийским играм 1980 г. в Москве работала в составе комплексной научной группы по велоспорту.
С 1991 г. — профессор Московского института физической культуры (ГЦОЛИФК), была деканом факультета психологии.
Возглавляла лабораторию психологии спорта высших достижений во Всесоюзном НИИ физической культуры, руководила психологической службой спорта в СССР.
В начале кооперативного движения Марина Мелия в партнерстве с В.В. Столиным и группой психологов основала при МГУ им. М.В. Ломоносова психологический кооператив «Интеракт», директором которого работала с 1987 по 1989 гг. Кооператив одним из первых в СССР предлагал услуги психологических и бизнес-тренингов.
В 1989 г. выступила соучредителем и стала директором (1989-1991) консалтинговой компании ЭКОПСИ.
В 1991-1998 гг. — генеральный директор советско-американской консультативной компании RHR International/Ecopsy.
Занималась ассессментом организаций, индивидуальным психологическим ассессментом, вела семинары по миссии и стратегии компаний с разработкой программ для каждой конкретной фирмы, под каждого конкретного руководителя.
В 1999 г. учредила и до 2011 г. работала генеральным директором психологической консультативной компании «ММ-Класс», основным направлением деятельности которой являлись разные техники коучинга.
С 2004 г. — член совета директоров банка «Авангард».
С 2015 г. — профессор НИУ ВШЭ, преподаватель российско-французской магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование».
Основные публикации:
- Бизнес — это психология: Психологические координаты жизни современного делового человека. М.: Альпина Паблишер, 2005 (20 переизданий)
- Как усилить свою силу? Коучинг. М.: Альпина Паблишер, 2009 (3 переиздания)
- Успех — дело личное: Как не потерять себя в современном мире. 2-е изд., доп. М.: Альпина Паблишер, 2013
- Главный секрет первого года жизни. 2-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2015
- Просто о сложном. Как мы живем, работаем, любим. М.: Альпина Паблишер, 2015, 2016
- Наши бедные богатые дети. М.: Альпина Паблишер, 2017
- Отстаньте от ребенка! Простые правила мудрых родителей. М.: Эксмо, 2019, 2020; 2-е изд., доп. М., 2021, 2022
- Мама рядом! Главный секрет первого года жизни. М.: Эксмо, 2020, 2022
- Хочу — Могу — Надо. Узнай себя и действуй! М., 2020, 2021, 2022, 2023
- Метод Марины Мелия : как усилить свою силу. М., 2022
- Золотые правила Марины Мелия: как выстроить отношения с ребенком с первых дней и на всю жизнь. М., 2023
- Всё не так : как выбираться из тупиков общения, в которые мы сами себя загоняем. М., 2023
- Решетень И.Н., Фролова М.И. О деятельности тренера по руководству спортивной командой // Теория и практика физической культуры. 1975. №11. С. 15–20
- Решетень И.Н., Фролова М.И. Значимые факторы воспитательной работы со спортсменами высокой квалификации // Теория и практика физической культуры. 1976. №10. С. 13–16
- Решетень И.Н., Фролова М.И. Проблемы спортивной педагогики. Деятельность тренера по руководству спортивной командой: учебное пособие. М.: ГЦОЛИФК, 1976
- Решетень И.Н., Фролова М.И. Многофункциональный характер деятельности тренера сборной команды // Теория и практика физической культуры. 1978. №2. С. 5–8
- Решетень И.Н., Фролова М.И. Социально-психологические особенности личности советского тренера // Теория и практика физической культуры. 1979. Вып. 5. С. 7–9
- Решетень И.Н., Фролова М.И. Проблемы спортивной педагогики. Особенности и воспитательные возможности спортивного коллектива: метод. разработки. М.: ГЦОЛИФК, 1980
- Фролова М. И. Проблемы спортивной педагогики: психолого-педагогические основы руководства спортивной командой: метод. разработки. М.: ГЦОЛИФК, 1980
- Фролова М.И., Морозов А.С. Социально-психологические компоненты модели эффективного тренера // Теория и практика физической культуры. 1981. №3. С. 11–14
- Фролова М.И., Травина А.П. Диагностика эффективности игрового взаимодействия в условиях соревновательной деятельности // Теория и практика физической культуры. 1984. №5. С. 58–59
- Решетень И.Н., Мелия М.И. Перспективы совершенствования психолого-педагогической подготовки студентов института физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1987. №4. С. 17–18
- Решетень И.Н., Мелия М.И., Прохорова М.В., Юдина З.П. Педагогика спортивного коллектива: учебное пособие. Малаховка: МОГИФК, 1987
- Мелия М.И. Спортивный коллектив и психолого-педагогические основы руководства: метод. разработки. М.: ГЦОЛИФК, 1988
- Мелия М.И. Тренер — руководитель спортивного коллектива (личность и деятельность): метод. разработки. М.: ГОЛЦИФК, 1988
- Мелия М.И., Розин М.В. Формирование позитивного образа предпринимателя в общественном сознании. Вопросы психологии. 1993. С. 54—60.
Колумнист в газете «Ведомости», автор статей в Forbes, Harvard Business Review, «Аргументы и факты», «Наша психология» и др.
Мастер спорта СССР по лыжам, мастер спорта СССР международного класса по велоспорту.