Кто есть кто
Михаил Владимирович Кларин
Доктор педагогических наук, профессор. Член-корреспондент РАО. Профессиональный сертифицированный коуч ICF.
Главный научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования НИИ урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета.
Член высших экспертных советов кафедр «Коучинг» и «Ментальные практики» Академии социальных технологий. Член Совета директоров и комитета по стратегии ОАО «Большая Российская Энциклопедия». Соучредитель и первый председатель правления Ассоциации русскоязычных коучей. Член экспертного совета Национальной федерации менторов и коучей. Сопредседатель Рабочей группы по разработке профессионального стандарта «Коуч» в РФ. Член Наблюдательного совета Фонда образовательных инноваций НИУ ВШЭ. Участник экспертных профессиональных сообществ коучей Center for Creative Leadership и EnCompass Global Consulting Network. Член International Coach Federation, Association for Coaching, UK.
Окончил физический факультет МГПИ им. В.И. Ленина, аспирантуру и докторантуру РАО, Бизнес-школу им. Шулиха Йоркского университета (Торонто, Канада), Вислохский институт системных решений (Германия).
В 1980 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Разработка проблемы методов и организационных форм обучения в буржуазной педагогике США середины 50-х - середины 70-х годов XX века: на материале школьных предметов естественнонаучного цикла», в 1994 г. - докторскую диссертацию на тему «Инновационные модели учебного процесса в современной зарубежной педагогике».
В 1975-1976 и в 1985 гг. преподавал в педагогическом институте.
В 1977-1980 гг. - учитель физики в средней школе.
Работал в Институте стратегии развития образования РАО - ведущий научный сотрудник лаборатории дидактики и философии образования.
Преподавал в Высшей школе международного бизнеса (Москва, 2002-2004), Стокгольмской школе экономики в России (СПб, 2004-2006), Бизнес-школе им. Шулиха Йоркского университета (Торонто, 2002-2003), Университете Калгари (Альберта, Канада, 2001-2003); на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
Вёл коучинговое сопровождение Executive MBA в Московской школе управления Сколково (2010-2012).
В 2019 г. был избран-членом-корреспондентом РАО.
Область профессиональных интересов:
- развивающие практики
- инновационное образование
- образование взрослых
- развитие «сообществ практики»
- модели обучения
- дидактика
- корпоративное образование
- организационное консультирование
- коучинг
- организационные и бизнес-расстановки
- системное бизнес-моделирование
Основные публикации: более 200 работ, в том числе
- Кларин М.В. Корпоративный тренинг, наставничество, коучинг: учебное пособие. М.: Юрайт, 2017, 2019, 2020, 2023. 288 с.
- Кларин М.В. и др. Эффективные методы обучения в информационно-образовательной среде: методическое пособие. М.: Институт стратегии развития образования РАО, 2021. 118 с.
- Кларин М.В. Первое лицо на rendez-vous. М.: Олимп-Бизнес, 2020. 240 с.
- Кларин М.В. и др. Дидактическое моделирование инновационных образовательных практик. М.: ИСРО РАО, 2019. 226 с.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения: исследование мирового опыта. Монография. М.: Луч, 2016. 2-е изд. 2018. 640 с.
- Ермоленко В.А., Иванова С.В., Кларин М.В., Черноглазкин С.Ю. Инновационное развитие образовательных программ непрерывного образования: методология и практика: методическое пособие. М.: ИЭТ, 2013. 187 с.
- Кларин М.В. Корпоративный тренинг: от А до Я. М.: Дело, 2000, 2002. 224 с.
- Кларин М.В. Технология обучения. Идеал и реальность. Рига: Эксперимент, 1999. 180 с.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига: Эксперимент, 1998.
- Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. М.: Наука, 1997. 223 с.
- Сфера образовательных услуг в системе непрерывного образования США: Аналитический доклад / Под ред. М.В. Кларина. - М.: ИТПИМИО, 1994. 74 с.
- Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых в России и США: Сборник статей / Под ред. М.В. Кларина, И.Н. Семенова. М.: ИТПИМИО, 1994. 189 с.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989. 77 с.
- Кларин М.В. Оценка эффективности психолого-педагогической подготовки учителей: Методические рекомендации. М.: НИИОП, 1985.
Награжден почетной грамотой РАО (2021).
- Анастасия Захаровна Ченцова, 26.11.2020