18+
Выходит с 1995 года
3 декабря 2024

Кто есть кто

Сергей Юрьевич Степанов

Сергей Юрьевич Степанов

Москва

Доктор психологических наук, профессор. Заслуженный работник образования Республики Карелия.

Профессор департамента психологии Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета. Руководитель магистерской программы «Индивидуализация и дифференциация образования» МГПУ. Профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Действительный член Национальной академии социальных технологий.

В 1980 г. окончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, в 1983 г. - аспирантуру факультета психологии МГУ.

В 1984 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Место личностной рефлексии в решении творческих задач», в 1999 г. - докторскую диссертацию на тему «Развитие рефлексивной культуры госслужащих инновационно-гуманистическими методами».

В 1975-1980 гг. — студент и лаборант факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова;

В 1980-1983 гг. — аспирант и старший лаборант факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова;

В 1984-1992 гг. — младший научный сотрудник лаборатории психологии одаренности НИИ ОПП АПН СССР.

В 1988-1995 гг. — ученый секретарь Всесоюзной секции «Психология творчества» при Обществе психологов СССР

В 1992-2000 гг. — профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

В 1993-2010 гг. - основатель и директор Института рефлексивной психологии сотворчества.

В 1995-2000 гг. организовал и возглавил лабораторию социально-психологических проблем и охраны психического здоровья ребенка при Методическом центре управления образования СВАО г. Москвы.

В 2000-2009 гг. — профессор факультета прикладной политологии ГУ «Высшая школа экономики.

С 2001 г. — организатор и заведующий кафедрой организационной и рефлексивной психологии факультета психологии ГУ «Высшая школа экономики».

В 2009-2012 гг. — первый директор АНО «Павловская гимназия».

В 2012-2016 гг. — первый директор Университетской школы МГПУ.

В 2015-2016 гг. —  преподаватель МИОО, руководитель модуля «Личная эффективность руководителя» программы «Эффективный руководитель столичного образования» в системе профессиональной переподготовки директоров московских школ на базе МИОО.

В 2015-2019 гг. — старший научный сотрудник лаборатории проблем здоровьесберегающей деятельности в образовании ИСП МГПУ.

С 2016 г. — профессор департамента психологии ИППО МГПУ.

С 2018 г. — профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (по совместительству).

Область научных интересов:

  • рефлексивная психология бессмертия;
  • педагогика сотворчества;
  • здоровьесозидающее образование;
  • управленческая инноватика и организационное консультирование;
  • педагогическая психология;
  • тренинги и рефлексивные практики;
  • цифровизация образования и искусственный интеллект.

Создатель и руководитель научной школы рефлексивной психологии и педагогики сотворчества.

В 1990 г. разработка совместно с педагогом-новатором Е.Н. Ильиным разработал новую модель повышения квалификации педагогов-словесников (успешно реализована на базе «Творческой мастерской учителя Ильина» и школ Таганского района Москвы).

В 1991-1995 гг. — научный руководитель преобразования средней школы №20 г. Удачный (Республика Саха) в культурно-образовательный центр, разработки и реализации инновационной программы «Директор — психолог» на базе управления образования Мирнинского района РС(Я).

В 1992 г. совместно с П.А. Оржековским вел научно-методологический семинар для студентов и аспирантов МПГУ по проблемам практического применения идей рефлексивной психологии и педагогики сотворчества в преподавании химии и других естественнонаучных дисциплин.

В 1993-1999 ггг. — научный руководитель Петрозаводского дворца творчества детей и юношества, при котором в 1997 году по инициативе С.Ю. Степанова создана средняя общеобразовательная школа №50 для работы с одаренными детьми.

В 1998-2006 гг. — научный руководитель Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелии.

В 2000-2001 и в 2006 гг. — заместитель председателя рабочей группы Президиума Государственного совета РФ по разработке концепции модернизации российского образования.

В 2009-2012 г. на базе Павловской гимназии реализована модель здоровьесозидающего образования, в основе которой лежит система биместровой организации учебного года, разработанная С.Ю. Степановым.

Читает курсы:

  • Детская практическая психология
  • История психологического и педагогического тестирования
  • Психология учения и познания
  • Социально-психологические основы взаимодействия участников образовательных отношений
  • Психология исследовательского поведения
  • Организационная психология
  • Рефлексивно-сотворческие технологии проектирования образовательных событий
  • Сотворческие технологии развития метакомпетентности субъектов образовательной деятельности
  • Основы рефлексивной психологии и педагогики сотворчества
  • Рефлексивно-креативный подход к цифровизации образования
  • Основы когнитивной психологии
  • Психология учения и познания
  • Психология рефлексивных процессов

Основные публикации: более 220 работ, в том числе:

  • Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. и др. Психология творчества: общая, дифференциальная и прикладная. М.: Наука, 1990. — 222 с.
  • Деркач А.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих. М.: РАГС, 1998. — 250 с.
  • Степанов С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. М.: Наука, 2000. — 179 с.
  • Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности человека: рефлексивно-гуманистический подход. М.: ИПРАН, 2002. — 256 с.
  • Растянников А.В., Степанов С.Ю., Ушаков Д.В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве. М.: ПЕРСЭ, 2002. — 320 с.
  • Степанов С.Ю., Разбивная Г. А. Ключи педагогики сотворчества. М.: ПРИЗ, 2010. — 120 с.
  • Степанов С.Ю., Разбивная Г. А. Учитель — Ученик: ценности сотворчества. — М.: ПРИЗ, 2011. — 102 с.
  • Степанов С.Ю., Рябова И.В., Соболевская Т.А. и др. Психолого-педагогические и соматические переменные в деятельности современной школы: эффекты кольцевой детерминации: колл. монография. — М.: МГПУ, 2017. — 292 с.
  • Степанов С.Ю., Оржековский П.А. О «кольцевой детерминации» естественнонаучного образования // Образовательная политика. — 2017. — №1(75). — С. 3-16.
  • Степанов С.Ю., Оржековский П.А., Ушаков Д.В. Проблема цифровизации и стратегии развития непрерывного образования / Непрерывное образование: XXI век. — 2020. — №2(30). — С. 2-15.
  • Степанов С.Ю., Оржековский П.А., Ушаков Д.В. и др. Цифровизация образования: психолого-педагогические и валеологические проблемы: колл. монография / Под ред. С.Ю. Степанова. — М.: МГПУ, 2021. — 192 с.
  • Степанов С.Ю. К построению теории и практики психологии бессмертия: рефлексивно-экзистенциальный подход // Вопросы психологии. — 2022. — №3. — С. 3-15.
  • Оржековский П.А., Степанов С.Ю. и др. Цифровизация динамики развития мышления школьников в учебной деятельности: коллективная монография. / Под ред. П.А. Оржековского, С.Ю. Степанова. — М.: МПГУ, 2022. — 240 с.

Автор патента на изобретение и 8 компьютерных программ, зарегистрированных в Гос.ФАП СССР.

Награды:

  • Золотая медаль Академии педагогических наук СССР;
  • Медаль Министерства образования СССР;
  • Благодарственное письмо Президента РФ за работу в Государственном совете РФ;
  • Почетная грамота Департамента образования города Москвы;
  • Высочайшая благодарность Главы Российского Императорского Дома «За примерное служение Отечеству и значительный личный вклад в сохранение и приумножение интеллектуального достояния России»;
  • Рыцарь Гуманной Педагогики, Кавалер знака «Сердца и Розы»;
  • Медаль «Медаль за заслуги перед Московским городским педагогическим университетом».

Автор поэтического сборника «Протуберанцы сердца» (2010).

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»