18+
Выходит с 1995 года
25 ноября 2024

Кто есть кто

Тамара Геннадьевна Харитонова

Тамара Геннадьевна Харитонова

Нижний Новгород

Кандидат психологических наук, доцент.

Начальник научно-исследовательского отдела (психологической подготовки) Приволжского филиала ФКУ ЦЭПП МЧС России.

Член Общества психологов силовых структур.

Член областной экспертной группы по аттестации и аккредитации образовательных учреждений г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области.

В 1990 г. окончила Горьковский государственный педагогический институт им. М. Горького.

В 2004 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Психологические условия оптимизации психопрофилактической деятельности психолога в дошкольном образовательном учреждении».

В 1990-1995 гг. – педагог-психолог Детского сада №12 г. Алушта, психолог-консультант Алуштинского центра социальной службы для молодежи.

В 1995-1996 гг. - педагог-психолог детского сада-яслей №6 ГЖД г. Нижнего Новгорода.

В 1999-2004 гг. - методист кафедры психологии, преподаватель Нижегородского института развития образования.

В 2004-2015 гг. - доцент кафедры психологии Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета; сотрудник психологической службы ННГАСУ.

C 2015 г. руководит научно-исследовательским отделом (психологической подготовки) Приволжского филиала ФКУ «Центр экстренной психологической помощи» МЧС России.

Преподает в Нижегородском государственном педагогическом университете им. Козьмы Минина и Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского.

Область профессиональных интересов:

  • психология личности
  • психодиагностика
  • психология высшей школы
  • андрагогика
  • психопрофилактика в общей структуре деятельности практического психолога
  • психологическая готовность к оказанию помощи пострадавшим в экстремальной ситуации

Читает курсы:

  • Экспериментальная психология
  • Дифференциальная психология
  • Психодиагностика
  • Психологическая служба
  • Виды психолого-педагогической помощи в период кризисов
  • Конфликтология
  • Психология и педагогика
  • Специальная подготовка

Основные публикации: более 100 работ, в том числе

  • Развитие личности в онтогенезе: норма и проблемы: коллективная монография. Нижний Новгород, 2015. 286 с.
  • Теория и практика организации психопрофилактики в деятельности практического психолога: Монография / Т.Г. Харитонова. Н. Новгород, 2013. 453 с.
  • Профессиональная подготовка практического психолога к профилактической деятельности: Монография / Т.Г. Харитонова. Н. Новгород: ННГАСУ, 2012. 300 с.
  • Психологические проблемы уровневого высшего профессионального образования: Монография / Т.Г. Харитонова и др. Н. Новгород: ННГАСУ, 2011. С. 85-111, 249-265.
  • Психопрофилактическая деятельность практического психолога: целеполагание и условия успешности реализации: Монография / Т.Г. Харитонова. Н. Новгород: ННГАСУ, 2010. 214 с.
  • Научно-исследовательская и квалификационная практика студентов: учебно-методическое пособие / Т.Г. Харитонова. Н. Новгород: ННГАСУ, 2016.
  • Практическая психодиагностика: учебно-методическое пособие / Т.Г. Харитонова. Н. Новгород: НФ МГЭИ, 2016. 79 с.
  • Психодиагностика: от теории к практике: учебно-методическое пособие / Т.Г. Харитонова. Н. Новгород: НФ МГЭИ, 2016. 62 с.
  • Контрольно-оценочные средства по дисциплине «Психология»: учебно-методическое пособие / Т.Г. Харитонова. Н. Новгород: ННГАСУ, 2015.
  • Психологическая служба на предприятии: методические рекомендации / Т.Г. Харитонова. Н. Новгород: ННГАСУ, 2014.
  • Психология и педагогика: методические рекомендации / Т.Г. Харитонова. Н. Новгород: ННГАСУ, 2013.
  • Социально-психологический климат в студенческой группе: методические рекомендации для кураторов академических групп / Т.Г. Харитонова. Н. Новгород: ННГАСУ, 2013.
  • Психология: методические рекомендации / Т.Г. Харитонова, С.М. Зинина, Н.А. Зимина, С.В. Чеботарева. В 2-х чч. Н. Новгород: ННГАСУ, 2012.
  • Психопрофилактика: методические рекомендации / Т.Г. Харитонова. Н. Новгород: ННГАСУ, 2011.
  • Психодиагностика профессионально важных качеств менеджера: методические рекомендации / Т.Г. Харитонова. Н. Новгород: ННГАСУ, 2010.
  • Дневник студента-практиканта специальности «Психология» / Т.Г. Харитонова. В 2-х чч. Н. Новгород: ННГАСУ, 2009.
    Методический инструментарий к практическим занятиям по курсу «Психодиагностика» (обработка и интерпретация материалов исследований / Т.Г. Харитонова. Н. Новгород: ННГАСУ, 2009.
  • Опыт решения задач профилактики негативных последствий профессионального стресса у специалистов экстремальных профессий / Харитонова Т.Г. Актуальные проблемы психологической практики в силовых структурах: ментальное здоровье и условия его сохранения. Сборник докладов по материалам VI Международной межведомственной научно-практической конференции, посвященной 25-летию факультета социальных наук ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Нижний Новгород, 2022. С. 273-282.
  • Влияние коммуникативных свойств личности на психологическую готовность к оказанию помощи пострадавшим в экстремальной ситуации / Харитонова Т.Г., Ставская К.С. // В сборнике: Научное пространство: актуальные вопросы теории и практики. материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары, 2021. С. 108-114.
  • Влияние толерантности на психологическую готовность к оказанию помощи пострадавшим в экстремальной ситуации / Харитонова Т.Г., Ставская К.С. // Безопасность общества и вызовы времени: проблемы, события, судьбы. Сборник трудов секции № 19 ХХХ Международной научно-практической конференции. Академия гражданской защиты МЧС России. Химки, 2020. С. 67-73.
  • Кейс-метод в практике психологической подготовки специалистов силовых структур / Харитонова Т.Г., Учаев Е.Г. // Актуальные проблемы психологической практики в силовых структурах: профессионально-психологическая подготовка. Сборник докладов V Всероссийской межведомственной научно-практической конференции. 2020. С. 78-85.
  • Методические аспекты развития профессиональной компетентности сотрудников / Т.Г. Харитонова // Налоговое администрирование: тенденции, перспективы, приоритеты развития: Материалы научно-практической конференции (Нижний Новгород 29 мая 2019 г.). Н. Новгород: Приволжский ин-т ПК ФНС России, 2019. С. 246-253.
  • Процедура оценки уровня психологической готовности к оказанию помощи пострадавшим в экстремальной ситуации / Т.Г. Харитонова, К.С. Ставская // Современные проблемы науки и образования. 2019.
  • Методические аспекты разработки и использования опросника «Психологическая готовность к оказанию помощи пострадавшим в экстремальной ситуации» / Т.Г. Харитонова, К.С. Ставская // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. № 8 (август). С. 93-103.
  • Психологическая подготовка как одно из направлений психологического сопровождения личного состава МЧС России / Т.Г. Харитонова // Современные информационные технологии как основа совершенствования налоговой системы: Материалы научно-практической конференции. Н. Новгород, 2018. С. 216-219.
  • К проблеме изучения мотивации представителей добровольческого движения / Т.Г. Харитонова, М.Н. Лебедев // Актуальные проблемы экстремальной и кризисной психологии: Уральский форум психологов государственных структур и силовых ведомств, 4-5 апреля 2018 г.: сборник тезисов. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. С. 124-126.
  • Организация добровольческого движения (на примере СПДО «ДОБРО» ПФ ФКУ ЦЭПП МЧС России) / Т.Г. Харитонова // Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы: материалы Международной научно-практической конференции. Н. Новгород: ННГАСУ, 2018. С. 80-85.
  • Гендерные особенности психологической готовности к оказанию помощи пострадавшим в экстремальной ситуации / Т.Г. Харитонова, К.С. Ставская // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. 2018. Т. 60. №2. С. 465-469.
  • Опыт разработки диагностического инструментария по проблеме психологической готовности населения к оказанию помощи пострадавшим в экстремальной ситуации / Т.Г. Харитонова // Материалы съезда РПО. Т. 1. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. С. 332-335.
  • Взаимодействие с вузами как одно из направлений деятельности сотрудников ПФ ФКУ ЦЭПП МЧС России / Т.Г. Харитонова //Международный научно-практический форум «Великие реки - 2017». Труды конгресса. Н.Новгород: ННГАСУ, 2017. С. 270-273.
  • К вопросу об индивидуально-психологических особенностях представителей волонтерского движения / Т.Г. Харитонова, Г.В. Наймушин // Личность как объект психологического и педагогического воздействия: Сборник статей Международной научно-практич. конференции (13 февраля 2017 г., г. Челябинск). Уфа: АЭТЕЛНА, 2017. С.150-155.
  • Подходы к изучению понятий «позиция» и «профессиональная позиция» в психологии / Т.Г. Харитонова, Е.М. Кочнева, Д.В. Жарова, Е.А. Костылева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2(19). С. 255-259.
  • Студенческая молодежь на пороге создания семьи: психологический анализ проблемы / Т.Г. Харитонова, Н.А. Зимина // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. 2017. № 54 (4). С. 336-342.
  • К проблеме психологической готовности населения к оказанию помощи пострадавшим в ЭС / Т.Г. Харитонова, К.С. Ставская // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. 2017. Т. 54. №4. С. 220-232.
  • Психологическая готовность личности к деятельности и ее структурные компоненты / Т.Г. Харитонова, К.С. Ставская // Международный научно-практический форум «Великие реки 2016»: Труды конгресса. Н. Новгород: ННГАСУ, 2016. С. 326-328.
  • Опыт и перспективы проведения психологических исследований в условиях профессиональной подготовки пожарных / Т.Г. Харитонова, К.С. Ставская // Новая наука: проблемы и перспективы: Междунар.научно-практич.издание по итогам Междунар. научно-практич. конференции (04 июня 2016 г., г. Стерлитамак). В 3 ч. Ч. 3. Стерлитамак: АМИ, 2016. С. 77-79.
  • Феноменология понятий «готовность» и «психологическая готовность» личности / Т.Г. Харитонова, К.С. Ставская, Ю.М. Портнова // Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы: материалы Международной научно-практической конференции (20 апреля 2016 г.). Н. Новгород: ННГАСУ, 2016. С. 164-171.
  • Общие направления психопрофилактики стресса у спортсменов профессионалов / Т.Г. Харитонова, М.И. Харитонов //Международный научно-практический форум «Великие реки 2015»: Труды конгресса. Н.Новгород: ННГАСУ, 2016. С. 300-308.
  • Неопределенность феноменологии психопрофилактики в деятельности практического психолога / Т.Г. Харитонова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 15. С. 2216-2220.
  • Методика диагностики психологической готовности населения к оказанию допсихологической помощи пострадавшим в экстремальной ситуации / Т.Г. Харитонова, Ю.М. Портнова, К.С. Ставская // Психологическая теория и практика – управлению: Сб. научных трудов. Екатеринбург, 2015. С. 264-271.
  • Особенности проявления толерантности и ее развитие у студентов / Т.Г. Харитонова и др. // Развитие личности в онтогенезе: норма и проблемы: Монография. Н.Новгород: ННГАСУ, 2015. С. 127-145.
  • Зарубежный опыт разработки понятия первой психологической помощи пострадавшим в ЧС / Т.Г. Харитонова, К.С. Ставская, Ю.М. Портнова // Школа молодых ученых и специалистов МЧС России – 2015: Сборник статей по материалам научно-практич. конференции «Наука на службе МЧС России» г. Железногорск. 2015 г. Железногородск, 2015. С. 195-200.
  • Влияние самооценки сотрудников на их стиль поведения в конфликтной ситуации / Т.Г. Харитонова, О.С. Мухина // Международный научно-практический форум «Великие реки 2014»: Труды конгресса. Н. Новгород: ННГАСУ, 2015. С. 249-253.
  • Опыт реализации программы психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся кадетской школы-интерната / Т.Г. Харитонова, Н.С. Насибова // Человек и общество в противоречиях и согласии: Сб. научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Н. Новгород: МГЭИ, 2015. С. 208-212.
  • Причины, признаки и последствия профессионального стресса / Т.Г. Харитонов, М.И. Харитонов // Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы: материалы 4 междунар. науч.-практич. конф. ННГАСУ (25 апреля 2014 г.). Н.Новгород: ННГАСУ, 2014. С. 168-178.
  • Уровневый подход к оценке компетенций студентов / Т.Г. Харитонова // Международный научно-практический форум «Великие реки 2013»: Труды конгресса. В 2-х тт. Т. 2 Н. Новгород: ННГАСУ, 2014.
  • Инструментальное обеспечение контроля результатов развития профессиональной компетентности психологов в профилактической деятельности / Т.Г. Харитонова // Приволжский научный журнал. 2014. №4. С. 314-319.
  • Взаимосвязь психопрофилактики и других видов деятельности практического психолога // Приволжский научный журнал. 2014. №3. С. 262-269.
  • Активизация студентов в проявлении толерантности / Т.Г. Харитонова // Научный электронный журнал «Концепт». 2014. Приложение №20. Современные научные исследования. Вып. 2. С. 2046-2150.
  • Роль психологической службы вуза в оценке компетенций студентов / Т.Г. Харитонова // Научный электронный журнал «Концепт». 2014. № 2 (февраль). С.131-135.
  • Концептуальные основы подготовки студентов к реализации психопрофилактической деятельности / Т.Г. Харитонова // Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире. Материалы всерос. науч.-практ. конф. Сочи, 2013. С. 70-72.
  • Специфика психопрофилактической работы в условиях образовательного пространства вуза / Т.Г. Харитонова // Международный научно-практический форум «Великие реки 2012»: Труды конгресса. В 2-х тт. Т. 2. Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. С. 194-197.
  • Ценностные ориентации современной молодежи / Т.Г. Харитонова, М.А. Земцова // Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы: материалы 3 междунар. науч.-практ. конф. ННГАСУ. 25 апреля 2012 г. Н. Новгород: ННГАСУ, 2012. С. 259-263.
  • Психологические условия оптимизации ответственности у сотрудников организации / Т.Г. Харитонова, М.И. Абаимова // Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы: материалы 3 междунар. науч.-практ. конф. ННГАСУ. 25 апреля 2012 г. Н. Новгород: ННГАСУ, 2012. С. 254-259.
  • Психологическое здоровье личности в контексте задач психопрофилактики / Т.Г. Харитонова // Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы: материалы 3 междунар. науч.-практ. конф. ННГАСУ. 25 апреля 2012 г. Н. Новгород: ННГАСУ, 2012. С. 8-14.
  • Профилактика рисков в профессиональном становлении личности студентов / Т.Г. Харитонова // Вестник ГУУ. 2011. №16. С. 128-131.
  • Теория и практика развития рефлексии студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе / Т.Г. Харитонова // Нижегородское образование. 2011. №3. С. 103-110.
  • Риски в профессиональном становлении личности и основные направления их профилактики / Т.Г. Харитонова // Международный научно-практический форум «Великие реки 2011»: Труды конгресса. В 2-х тт. Т. 2. Н. Новгород: ННГАСУ, 2012. С. 79-82.
  • Компетентностный подход в профессиональной подготовке практических психологов / Т.Г. Харитонова // Инновации в системе непрерывного профессионального образования: Сб. статей по материалам 12 Междунар. науч.-метод. конф. преподав. вузов, ученых и специалистов (7 апр. 2011 г.). Н. Новгород: ВГИПУ, 2011. С. 332-335.
  • Методологические принципы профессиональной деятельности практического психолога / Т.Г. Харитонова, Т.И. Чиркова, Е.М. Кочнева // Вестник Ярославского государственного университета. 2011. №3. С. 208-213.
  • Профилактическая деятельность психолога: теоретические и практические проблемы / Т.Г. Харитонова, Т.И. Чиркова// Известия РАО. 2011. №4. С. 50-60.
  • Психологический подход к организации рефлексии студентов / Т.Г. Харитонова // Международный научно-практический форум «Великие реки 2010»: Труды конгресса. Н. Новгород: ННГАСУ, 2011.
  • Методические аспекты подготовки будущих специалистов к психопрофилактической деятельности // Практическая психология в образовательной и производственной профессиональной среде: единство и многообразие подходов и методов: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Глазов, 2011. С. 213-217.
  • Системный подход в методологии психологической практики / Т.Г. Харитонова, Т.И. Чиркова, Е.М. Кочнева // Приволжский научный журнал. 2011. №3. С. 103-110.
  • Мониторинг в психопрофилактической работе практического психолога // Проблемы многоуровневого образования: Материалы 16-ой междунар. науч.-метод. конф. Н. Новгород: ННГАСУ, 2011. С. 62-64.
  • Структура перцептивно-рефлексивных способностей / Т.Г. Харитонова // Приволжский научный журнал. 2011. №1 (17). 2011. С. 174-178.
  • Роль антиципации и вероятностного прогнозирования в профилактической деятельности практического психолога / Т.Г. Харитонова // Вестник ГУУ. 2010. № 21. С. 134-137.
  • Виды психопрофилактики / Т.Г. Харитонова // Вестник ГУУ. 2010. №23. С. 116-119.
  • Эмпатия как профессионально важное качество специалиста системы «человек-человек» / Т.Г. Харитонова, Р.В. Больц // Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы. Материалы межд. науч.-практ.конф. 21 апреля 2010. Н. Новгород: ННГАСУ, 2010. С. 233-238.
  • Использование процедуры самооценки учебных достижений в подготовке будущих специалистов / Т.Г. Харитонова, С.А. Мартинчик //Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы. Материалы межд. науч.-практ.конф. 21 апр.2010 г. Н. Новгород: ННГАСУ, 2010. С. 118-124.
  • Актуальность введения курса «Психопрофилактика в структуре деятельности практического психолога» в профессиональную подготовку специалистов / Т.Г. Харитонова // Современные проблемы психологии развития и образования человека: Сб.материалов междунар. конф. Т. 2. СПб, 2010. С. 120-123.
  • Диагностика перцептивно-рефлексивных способностей / Т.Г. Харитонова, С.А. Павлова // Научное обозрение. 2010. №1. С. 83-86.
  • Использование рефлексивных листов в качестве критерия рейтингового контроля знаний студентов / Т.Г. Харитонова //Международный научно-практический форум «Великие реки 2009»: Труды конгресса. Н. Новгород: ННГАСУ, 2010. С. 482-485.
  • Развитие толерантности у студентов (на примере специальности «Социально-культурный сервис и туризм») / Т.Г. Харитонова, М.О. Шишкина // Межвуз. сб. статей лауреатов конкурсов. Вып. 11. Н. Новгород: ННГАСУ, 2009. С. 296-298.
  • Содержание работы по развитию рефлексивных способностей студентов-психологов в условиях педагогической практики / Т.Г. Харитонова, И.Е. Сахарова // Межвуз. сб. статей лауреатов конкурсов. Вып.11. Н. Новгород: ННГАСУ, 2009. С. 292-294.
  • Проблемы и опыт применения методов активного обучения студентов / Т.Г. Харитонова // Международный научно-промышленный форум «Великие реки 2008»: Труды конгресса. Н. Новгород: ННГАСУ, 2009. С. 668-671.
  • Показатели профилактической направленности личности и деятельности практического психолога / Т.Г. Харитонова // Психология человека в современном мире: Материалы Всерос. юбилейной науч. конф., посв. 120-летию С.Л.Рубинштейна. Т. 4. М.: ИП РАН, 2009. С. 288-295.
  • Проблемы организации контроля и оценки знаний студентов // Проблемы многоуровневого образования: Материалы 13-ой междунар. науч.-метод. конф. Н. Новгород: ННГАСУ, 2009. С. 157-158.
Статьи и интервью в «Психологической газете»
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»