Кто есть кто
Игорь Леонидович Шпицберг
Основатель, руководитель по научно-методической работе, руководитель реабилитационной программы, руководитель отделения психолого-педагогической реабилитации, координатор направления соматосенсорной терапии, психолог Центра реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир». Помощник ректора Московского государственного психолого-педагогического университета по вопросам профессиональной помощи детям с расстройствами аутистического спектра. Старший научный сотрудник Института проблем инклюзивного образования МГППУ.
Член Правления Международной Ассоциации “Autism Europe” (Autism Europe’s Council of Administration). Член Экспертного совета Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра. Эксперт Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере. Член Координационного Совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной палате РФ. Член межведомственной рабочей группы по организации системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью и сопровождения их семей и межведомственной рабочей группы по вопросам комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи лицам с расстройствами аутистического спектра при Министерстве труда и соцзащиты Российской Федерации. Член рабочей группы по инклюзивному образованию при Департаменте образования г. Москвы. Член рабочей группы по вопросам организации медицинского обеспечения молодых инвалидов и детей-инвалидов при Департаменте здравоохранения г. Москвы. Член общественного совета по делам молодых инвалидов при Департаменте социальной защиты населения г. Москвы. Член рабочей группы по вопросам вовлечения лиц с ограниченными возможностями здоровья в культурную жизнь города Москвы при Департаменте культуры г. Москвы.
Член Совета по вопросам детей-инвалидов Всероссийского общества инвалидов (ВОИ). Член Совета Всероссийской организации родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов (ВОРДИ). Член правления Национальной федерации лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта. Член Совета Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов. Руководитель направления «Социальная реабилитация и взаимодействие с родительскими общественными организациями» Московской ассоциации специалистов службы ранней помощи по профилактике детской инвалидности. Член рабочей группы «Социальная справедливость» Московского отделения Общероссийского народного фронта. Член Международного экспертного совета по проблемам аутизма МИА «Россия Сегодня».
Член редакционного совета журнала «Аутизм и особенности развития».
Член Международного сообщества исследователей в области аутизма (INSAR) и Международного сообщества по ранней помощи (ISEI).
В 1995 г. окончил Университет РАО по специальности «Специальная психология», в 1997 г. - факультет биологии, медицины и здоровья человека Университета Paris-NordXIII (Франция).
С 1991 г. активно участвует в разработке и совершенствовании методов реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Один из создателей Центра реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир» и один из инициаторов создания первого в России центра лечебной верховой езды (1991 г.).
Автор концепции «экосистемной реабилитации» (впервые была представлена автором на международной конференции по реабилитации в Денвере (США) в 1997 г).
Автор методики коррекции особенностей в развитии сенсорных систем у детей с расстройствами аутистического спектра (патент отдела медицины ФГУФИПС РФ № 2412727).
Автор первого в России специального коммуникативно-развивающего приложения (для i-Pad) на русском языке - для детей с аутизмом (2012 г.).
Основные публикации:
- Eco-System Rehabilitationon the Base of Riding Therapy in Integration Summer Camps. / I. Shpitsberg, I. Terentieva, P. Gourvitch. - Ninth International Therapeutic Riding Congress. - Denver (USA), 1997.
- Ecosystem Rehabilitation on the base of Therapeutic Riding / 3 Europeischer kongress fur therapeutischesreiten. - Munchen (Germany), 1998.
- Экосистемная реабилитация с опорой на лечебную верховую езду в летних интеграционных лагерях // Генеративное здоровье и социальные гарантии. Ч. 3. - М., 1998. (в соавт. с Терентьевой И.Ю., Гурвичем П.Т., Самородским А.А.).
- Социальная адаптация и реабилитация детей и подростков с нарушениями психического здоровья на основе метода Лечебная Верховая Езда (TherapeuticRiding) // Материалы IV Конгресса педиатров России. - М., 1998.
- Therapeutic riding - new possibilities body oriented psychotherapy // 10th International Congress "Chevalet Differences" Anger (FRANCE). - 2000.
- Art Therapy and its Influence on the Man. In Medical Riding // 10th International Congress "Chevalet Differences" Anger (FRANCE) 2000 (в соавт. с I. Karpenkova)
- Кто меня приголубит? Опыт игровой терапии // Школьный психолог. - 2001 (в соавт. с Карпенковой И.В., Елькиной Л.В.).
- Иппотерапия: возможности и перспективы реабилитации при детском церебральном параличе: Методическое пособие. - М., 2002. (в соавт. с А. Денисенковым, Н. Роберт)?.
- Коррекция особенностей развития сенсорных систем у детей с синдромом раннего детского аутизма // Альманах ИКП РАО. - М., 2005.
- How one can learn programming while teaching reasoning to children with autism / Galitsky B., Spitsberg I. // AAAI Spring Symposia. - Stanford CA, 2006.
- Лечебная верховая езда – новые возможности телесно ориентированной психотерапии // Материалы межрегиональной конференции. - СПб, 2010.
- Веселая тренировка (опыт развивающей групповой работы в условиях летнего лагеря) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – М., 2010 (в соавт. с Костиным И.А.).
- Коридор с прозрачными стенами // Школьный психолог. - 2010. - №20.
- Коррекция нарушений развития сенсорных систем у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. - 2013. - №2. - C. 33-45.
- Важнейшая задача при аутизме — его ранняя диагностика // Мед-Инфо. - 2014. - Январь.
- Прямая речь // Дошкольное образование. - 2014. - №2.
- Finding Faults in Autistic and Software Active Inductive Learning / Galitsky B., Shpitsberg I. // AAAI Spring Symposia. - Stanford CA (USA), 2014.
- Программа комплексной реабилитации и социальной адаптации детей и подростков имеющих расстройства аутистического спектра (РАС): базовые принципы, методы, технологии // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Адаптационно-реабилитационные технологии работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья». - М.: Академия имиджелогии, 2015.
- Аутоподобный тип адаптации к внешнему миру - особенности развития механизмов восприятия у детей с дагнозом детский аутизм, а также при других вариантах дизонтогенеза, сопровождающихся особенностями развития аутистического спектра // Раннее развитие и коррекция: теория и практика. Материалы международной научно-практической конференции 7-9 апреля 2016 г. Сборник научных статей по материалам научно-практической конференции. - 2016. - С. 318.
- Evaluating Assistance to Individuals with Autism in Reasoning about Mental World / Galitsky B., Shpitsberg I. // Artificial Intelligence Applied to Assistive Technologies and Smart Environments: Papers from the 2015 AAAI Workshop.
- Computational Autism, Chapter 7 "Autistic Learning and Cognition" / B. Galitsky, I. Shpitsberg. - Switzerland: Springer International Publishing, 2016. - pp. 245-294.
- Система непрерывного сопровождения людей, имеющих особенности развития в ментальной сфере // Комплексная система межведомственного, междисциплинарного долгосрочного сопровождения человека с ментальными особенностями. - М.: НО «Благотворительный Фонд Даунсайд Ап», 2018.
- Аутоподобный тип адаптации, феноменология процесса развития и адаптации человека, имеющего расстройства аутистического спектра // Сибирский психологический журнал. 2022. №84. С. 6-26 (в соавт. с С.О. Криворучко, А.А. Варламовым).
- Применение методов с доказанной эффективностью в системе комплексной абилитации, реабилитации и социальной адаптации детей и молодых людей с РАС в Российской Федерации: опыт Центра «наш солнечный мир» и других социально ориентированных НКО // Общественно-ориентированная психиатрия: научно-практические аспекты и векторы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, по- священной 20-летию создания общественной организации «Семья и психическое здоровье», Москва, 09 июня 2022 года.М.: ООО «МАКС Пресс», 2022. С. 194-196.
- Фольклорные игровые формы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра и нарушениями социального развития: современная практика и перспективы // Вестник психофизиологии. 2022. №4. С. 18-30 (в соавт. с А.А. Варламовым, И.В. Скороходовым).
- Методические рекомендации по реализации новых образовательных программ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»: cборник методических материалов. М.: МПГУ, 2022. 132 с. (в соавт.).
- Физкультурно-оздоровительные технологии в области абилитации и реабилитации с помощью лошади. Опыт развития в России. Ростов-на-Дону – Таганрог: ЮФУ, 2023. 360 с. (в соавт.)
Награды:
- лауреат премии «Лучшая организация в сообществе» (Community Leadership Organization) Всемирной ассоциации людей с аутизмом (ANCA) (2016)
- победитель Конкурса «Москва – город возможностей» в номинация «Дело жизни» (2017)
- медаль княгини Екатерины Романовны Дашковой «За служение Свободе и Просвещению» (2017)
- лауреат премии газеты «Московские новости» «Новая интеллигенция» в категории «Социальные решения» (2013)
- в 2018 г. центр «Наш солнечный мир» стал лауреатом Второй Национальной общественной премии «Гармония» в номинации «Реабилитация и абилитация»
- победитель XIII Всероссийского конкурса «За подвижничество в области душевного здоровья» им. акад. Т.Б. Дмитриевой в номинации «Лучшая общественная организация» (как руководитель АНО «Центр реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир») (2021)