Кто есть кто
Елена Викторовна Ушакова
Кандидат психологических наук, доцент.
И.о. директора Института специального образования и психологии, начальник департамента общепрофессионального развития и коррекционной педагогики Института среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского Московского городского педагогического университета.
Член Ассоциации инклюзивных школ. Член Союза педагогов дошкольного образования «Дошкольники России».
Член жюри всероссийских конкурсов «Лучший центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», «Лучшая инклюзивная школа России». Член организационного комитета и жюри федерального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России». Эксперт Федерального методического центра по инклюзивному образованию ИРПО, руководитель рабочей группы ИРПО по разработке ФГОС ПО по специальности «Специальное дошкольное образование». Эксперт в области дружелюбной среды Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ. Эксперт Всероссийского смотра-конкурса (с международным участием) «Планета-детей». Эксперт Всероссийского конкурса «Гимн России понятными словами». Руководитель направления «Классный руководитель» всероссийской олимпиады для студентов «Я профессионал».
В 2003 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Социально-психологические возможности приемной семьи как реабилитационной структуры для детей-сирот».
Работала преподавателем, заместителем директора в Педагогическом колледже №4, заместителем директора Института специального образования и комплексной реабилитации МГПУ, начальником отдела методической и инновационной деятельности Городского психолого-педагогического центра.
Область профессиональных интересов:
- Инклюзивное и дошкольное образование детей с ОВЗ
- Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями
- STEM-технологии для дошкольников с ОВЗ
- Технологии развития ранней помощи
- Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ в ходе овладения профессиональными компетенциями
Читает курсы:
- Психолого-педагогическая диагностика
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья
- Психолог детского коллектива
- Московская система образования
- Основы специальной педагогики и коррекционной психологии
Основные публикации: более 100 научных публикаций и методических работ, в том числе
- Ушакова Е.В. Приемная семья как психосоциальная и профессиональная структура по воспитанию детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. М.: Парадигма, 2023.
- Ушакова Е.В., Алиханов Г.В. Алгоритмы работы классного руководителя с подростками с девиантным поведением // Актуальные вопросы гуманитарных наук. 2023. Выпуск 6. С. 45-52.
- Ушакова Е.В., Алиханов Г.В. Алгоритмы эффективного функционирования антикризисной команды в образовательных учреждениях // ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности. 2023. С. 24-30.
- Ушакова Е.В., Алиханов Г. В. Учитель — учителю. Протянуть руку помощи (Обеспечение безопасности на выездных профориентационных мероприятиях с учащимися с девиантным поведением) // ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности. 2023. С. 18-24
- Русецкая М.Н., Величенкова О.А., Ушакова Е.В., Преснова О.В. Разработка и апробация скрининга речевого развития старших дошкольников // Современное дошкольное образование. 2021. №5(107). С. 70-80.
- Богданова Т.Г., Гусейнова А.А., Назарова Н.М., Приходько О.Г., Ушакова Е.В., Яковлева И.М. Педагогика инклюзивного образования: Учебник. М., 2019.
- Ушакова Е.В., Гагарина Н.В., Пахомова С.Е. Организация единого информационно-образовательного пространства // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2018. №9. С. 10.
- Ушакова Е.В. Сопровождение субъектов инклюзивного процесса как актуальная проблема образования // Современные проблемы теории, истории, методологии инклюзивного образования: сборник научных статей по материалам VII Международного теоретико-методологического семинара. М.: МГПУ, 2015. С. 147–154.
- «Игры всерьёз», популяризация, совершенствование и развитие игровых технологий в образовательном процессе и психолого-педагогическом сопровождении с целью повышения качества образовательных услуг (в номинации «"Психология – людям!", или Просветительский психологический проект года», 2017 г.), номинант