Кто есть кто
Тамара Борисовна Сергеева
Кандидат психологических наук, доцент.
Доцент кафедры общей и социальной психологии, руководитель образовательной программы бакалавриата Департамента психологии Уральского гуманитарного института Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина.
Член Российского психологического общества.
В 1999 г. окончила факультет психологии Российского государственного профессионально-педагогического университета, в 2002 г. - аспирантуру РГППУ.
В 2002 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Формирование готовности к педагогической деятельности и ее связь с индивидуальными стратегиями адаптации (на примере молодых преподавателей высшей школы)».
В 1999-2018 г. работала в Российском государственном профессионально-педагогическом университете: ассистент, старший преподаватель кафедры теоретической и экспериментальной психологии; доцент кафедры профессиональной педагогики и психологии.
С 2018 г. преподает в УрФУ.
Область профессиональных интересов:
- общие психологические механизмы готовности к деятельности как интегративной субъектной характеристики человека
- готовность преподавателя вуза к педагогической деятельности
- готовность человека к освоению возрастно-временных изменений
В 2002 и 2004 гг. выигрывала гранты Программы «Межрегиональные исследования в общественных науках» Института перспективных российских исследований им. Кеннана (США), Министерства образования РФ за счет средств, предоставленных Корпорацией Карнеги в Нью-Йорке (США), Фондом Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров (США) и институтом «Открытое общество» (фонд Сороса). В 2004 г. получила грант Российского гуманитарного научного фонда.
Читает курсы:
- Геронтопсихология
- Кадровый менеджмент
- Психология менеджмента
- Методологические основы психологии
- Психология
- Психология личности
Основные публикации:
- Инновационное профессионально-образовательное пространство человека: Коллективная монография / под ред. Э.Ф. Зеера, Д.П. Заводчикова. Екатеринбург: РГППУ, 2014, 2023. 153 с.
- Личностная мобильность как предиктор сохранения профессионального здоровья в пожилом возрасте / Т.Б. Сергеева, Н.С. Глуханюк, А.А. Печеркина, Г.И. Борисов. М.: Мир науки, 2022. 118 с.
- Личностная мобильность и жизненные стратегии в позднем возрасте: результаты исследования / Т.Б. Сергеева, Н.С. Глуханюк, Г.И. Борисов // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2021. Т. 27. №1. С. 172-181.
- Рефлексия и самооценка качества жизни в пожилом возрасте (в контексте профессиональной занятости) / Т.Б. Сергеева, А.А. Печеркина, Н.С. Глуханюк, Г.И. Борисов // Личностные и регуляторные ресурсы достижения образовательных и профессиональных целей в эпоху цифровизации: Материалы международной научно-практической онлайн-конференции, Москва, 22–23 октября 2020 года. М.: Знание-М, 2020. С. 631-644.
- Сохранение профессионального здоровья как условие профессионального развития в пожилом возрасте / А.А. Печеркина, Т.Б. Сергеева // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXIV Международного симпозиума. Посвящается 95-летию со дня рождения В.Э. Чудновского, Москва, 10–11 апреля 2019 года. М.: ПИ РАО, 2019. С. 144-146.
- Психологические механизмы переживания профессионального кризиса личности / Н.О. Садовникова, Т.Б. Сергеева. Екатеринбург: РГППУ, 2018. 105 с.
- Коммуникативная компетентность педагогов дошкольных образовательных организаций, работающих в условиях сельской местности / Сергеева Т.Б., Логинова Т.А. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 39. С. 2526–2530.
- Исследование представлений о «настоящем мужчине» и «настоящей женщине» в юношеском возрасте / Сергеева Т.Б., Дергунова А.А., Тептина Д.А. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 11. С. 1721–1725.
- Взаимосвязь рефлексии и кризисных переживаний у педагогов дошкольной образовательной организации с разным стажем работы / Сергеева Т.Б., Ильченко И.А. // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2019. Том 25, № 1(183). С. 152-159.
- Индивидуальные свойства как корреляты готовности к мобильному поведению в пожилом возрасте (в контексте профессиональной занятости) / Сергеева Т.Б., Глуханюк Н.С. // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. 7, 5.
- Исследование деятельностного и эмоционального компонентов профессионального здоровья в позднем возрасте / Печеркина А.А., Сергеева Т.Б., Маренина Ю.В. // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. 7, 6. С. 88.
- Личностная мобильность как предиктор профессионального здоровья и благополучия в пожилом возрасте / Сергеева Т.Б., Печеркина А.А., Глуханюк Н.С., Борисов Г.И. // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 397-408.
- Личностная мобильность человека в пожилом возрасте / Сергеева Т.Б., Глуханюк Н.С., Борисов Г.И. // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2019. Том 25, № 3 (189). С. 193-201.
- Психологические механизмы переживания профессионального кризиса личности: Монография / Садовникова Н.О., Сергеева Т.Б., Сыманюк Э.Э., Зиннатова М.В. Екатеринбург: РГППУ, 2018. 105 с.
- Психология саморазвития человека в системе «образование - профессия - общество»: коллективная монография / под ред. М.М. Дудиной. Екатеринбург: РГППУ, 2015. 270 с.
- Поздний возраст и стратегии его освоения: Монография / Глуханюк Н.С., Гершкович Т.Б. Екатеринбург: РГППУ, 2003. 112 с.
- Психология позднего возраста: результаты исследований: Монография / Глуханюк Н.С., Сергеева Т.Б. Екатеринбург: РГППУ, 2007. 126 с.
- Образование - профессия - общество: подходы и результаты исследования: Коллективная монография / под ред. М.М. Дудиной. Екатеринбург: РГППУ, 2014.
- Толерантность в обществе различий: Монография. Вып. 15 / под ред. В.Е. Кемерова. Екатеринбург: Полиграфист, 2005. 232 с.
- Толерантность к старению: история и современность: Учебное пособие / Т.Б. Гершкович. Екатеринбург: УрО РАО, 2005. — 100 с.
- Практикум по психодиагностике: Учебное пособие / под ред. Н.С. Глуханюк. Екатеринбург: УГППУ, 1999. 112 с.
Награды:
- диплом Фонда развития отечественного образования в конкурсе на лучшую научную книгу (2004)
- Почетная грамота РГППУ (2009)
- «II Международный форум по когнитивным нейронаукам "COGNITIVE NEUROSCIENCE – 2019"», 6 - 7 ноября 2019 года, Екатеринбург (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2019 г.), лауреат