Кто есть кто
Эвальд Фридрихович Зеер
Доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент РАО. Заслуженный деятель науки РФ.
Профессор кафедры психологии образования и профессионального развития Института психолого-педагогического образования Российского государственного профессионально-педагогического университета.
Главный редактор журнала «Образование и наука».
В 1964 г. окончил Нижнетагильский педагогический институт, в 1970 г. - аспирантуру АПН СССР.
В 1970 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Решение конструкторских задач на занятиях в школьных мастерских как средство формирования конструкторских знаний и умений (на примере V-VI классов)», в 1989 г. - докторскую диссертацию на тему «Психологические основы профессионального становления личности инженера-педагога».
В 1964-1967 гг. преподавал в Нижнетагильском педагогическом институте.
С 1982 г. работает в Российском государственном профессионально-педагогическом университете, возглавлял кафедры педагогики и психологии, психологии, социальной и прикладной психологии, психологии образования и профессионального развития.
Сфера научных интересов:
- психология профессионального становления: периодизация профессионального развития, профессионально обусловленные деструкции, психотехнологии социально-профессиональных достижений
- профессиональное образование
Основатель единственной в России научной школы, исследующей целостный и непрерывный процесс становления личности в профессионально-образовательном пространстве в единстве его психологических и педагогических составляющих.
Уникальность исследований этой школы заключается в том, что впервые профессиональное становление рассматривается системно и непрерывно с начала формирования профессиональных намерений до завершения профессиональной биографии, а также предлагается эффективная парадигма личностно развивающего образования.
Под руководством Э.Ф. Зеера были разработаны психолого-педагогические основы профессионально-педагогического образования: модель деятельности и личности инженера-педагога, эффективная парадигма личностно развивающего образования, а также научно-методическое обеспечение профессионально-образовательного процесса, которые во многом определили развитие профессионально-педагогического образования в стране.
Э.Ф. Зеер впервые в стране организовал подготовку практических психологов для системы базового профессионального образования, владеющих уникальными современными технологиями по отбору и оценке персонала на основе компетенций.
Основные публикации: более 300 работ, в том числе
- Профессиональное становление личности инженера-педагога (Свердловск, 1988)
- Педагогическая диагностика личности учащегося СПТУ: учебное пособие (соавт., Свердловск, 1989)
- Практикум по психологии профессиональной школы: учебное пособие (ред., Свердловск, 1990)
- Учителям и родителям о психологии подростка (соавт., М., 1990)
- Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста (Екатеринбург, 1999)
- Психология личностно ориентированного профессионального образования (Екатеринбург, 2000)
- Профессиональное образование ремесленников-предпринимателей (Челябинск , 2001)
- Профессионально-образовательное пространство личности (Екатеринбург, 2002)
- Личностно-развивающее профессиональное образование (Екатеринбург, 2006)
- Психология профессий: учебное пособие (М., 2001, 2003, 2005, 2008)
- Социально-профессиональное воспитание в вузе (Екатеринбург, 2003)
- Теоретико-методологические основы подготовки ремесленников-предпринимателей (Екатеринбург, 2004)
- Основы профориентологии (М., 2005)
- Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учебное пособие (соавт., М., 2005)
- Психология профессиональных деструкций: учебное пособие (соавт., М., 2005)
- Психология профессионального развития: учебное пособие (М., 2006, 2007, 2009)
- Психология профессионального самоопределения в ранней юности (2008)
- Профориентология: теория и практика: учебное пособие (соавт., М., 2004, 2006, 2008)
- Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования: учебное пособие. М., 2010)
- Психология профессионального развития: методология, теория, практика: коллективная монография (соавт., ред., Екатеринбург, 2011)
- Психология взрослости: учебное пособие (соавт., М., Воронеж, 2011)
- Психологические основы профессионального консультирования: практикум (соавт., Екатеринбург, 2012)
- Дидактические конструкты психологии профессионального образования: учебное пособие (соавт., Екатеринбург, 2012)
- Психология взрослых: учебник (соавт., Екатеринбург, 2012)
- Психология профконсультирования: методическое пособие (соавт., М., 2009, 2014)
- Самоопределение учащейся молодежи в современных конфликтующих реальностях: учебное пособие (соавт., М., 2015)
- Теоретико-прикладные основания психологии профессионального развития: монография (Екатеринбург, 2015)
- Психология транспрофессионализма: монография (соавт., Екатеринбург, 2018)
- Профессиология. Психологический контент: учебное пособие (М., 2019)
- Психология профессионального образования: учебник (М., 2003, 2008, 2009, 2013, 2019)
- Основы профессиологии: учебное пособие (соавт., М., 2022)
- Транспрофессионализм субъектов социально-профессиональной деятельности: монография (соавт., Екатеринбург, 2023)
- Развитие гендерной идентичности детей-сирот подросткового возраста: монография (соавт., ред., Екатеринбург, 2023)
- Инновационное профессионально-образовательное пространство человека (соред., Екатеринбург, 2014, 2023)
Награды:
- Почетный знак «Отличник народного просвещения» (1975)
- Почетный знак «Отличник профтехобразования СССР» (1985)
- Международная премия «За интеграцию систем образования Европы» Европейского педагогического общества (1993)
- медаль К.Д. Ушинского (1995)
- Почетный знак «Заслуженный деятель науки РФ» (1996)
- премия Правительства РФ в области образования (2007)
- многочисленные Почетные грамоты за достижения в области педагогической и психологической науки губернатора Свердловской области, Министерства образования Свердловской области, РГППУ
- Премия губернатора Свердловской области в номинации «Профессор года» по направлению «Психолого-педагогические науки» (2019)
- «Международный форум по когнитивным нейронаукам "COGNITIVE NEUROSCIENCE — 2018"», 6-8 ноября 2018 года, Екатеринбург (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2018 г.), номинант