18+
Выходит с 1995 года
25 ноября 2024

Кто есть кто

Мария Ивановна Плугина

Мария Ивановна Плугина

Ставрополь

Доктор психологических наук, профессор.

Заведующая кафедрой философии, гуманитарных и специальных дисциплин с курсом ДПО Ставропольского государственного медицинского университета.

Член редакционной коллегии журналов «КАНТ», «Национальное здоровье», «Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования».

В 1981 году окончила Ставропольский государственный педагогический институт (затем — СГУ, СКФУ) по специальности «Русский язык литература», в 1992 г. — программу переподготовки Ставропольского краевого института усовершенствования учителей по специальности «Психология», в 2021 г. — магистратуру Северо-Кавказского федерального университета по направлению «Психолого-педагогическое образование».

В 1997 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Влияние деятельности практического психолога на гуманизацию отношений в педагогическом коллективе», в 2009 г. - докторскую диссертацию на тему «Акмеологическая концепция профессионального становления преподавателей высшей школы».

В 2009 году возглавила кафедру педагогики, психологии и специальных дисциплин (сейчас - кафедра философии, гуманитарных и специальных дисциплин с курсом ДПО) СтГМУ.

Преподавала на кафедре практической и специальной психологии Северо-Кавказского федерального университета.

Сфера научных интересов:

  • исследование личности и деятельности преподавателей высшей школы,
  • проектирование акмеологических стратегий личностно-профессионального становления преподавателей высшей школы,
  • формирование и повышение профессионально-педагогической компетентности вузовских преподавателей,
  • психолого-акмеологическое обеспечение жизнедеятельности субъектов образовательного процесса высшей школы.

Основные публикации: более 300 научных работ, в том числе

  • Плугина М.И. Гуманизация отношений в педагогическом коллективе как условие профессионального развития учителя // Психология и педагогика развития личности: монография. — М.: Илекса, 2002.
  • Плугина М.И. О стимулах и барьерах образовательной деятельности преподавателей высшей школы // Научные исследования: информация, анализ, прогноз: монография. — Воронеж: ВГПУ, 2004.
  • Плугина М.И. Психологическое сопровождение профессионально-личностного развития преподавателей высшей школы: монография. — М. — Ставрополь: МГОПУ, 2004.
  • Плугина М.И. Факторы, сопутствующие образовательной деятельности преподавателя высшей школы на этапе послевузовского обучения // Научные исследования: информация, анализ, прогноз: монография. — Воронеж: ВГПУ, 2005.
  • Плугина М.И. Влияние психолого-акмеологического сопровождения на развитие потребности преподавателей высшей школы в самоактуализации // Научные исследования: информация, анализ, прогноз: монография. — Воронеж: ВГПУ, 2006.
  • Плугина М.И. Система психолого-акмеологического сопровождения профессионального становления преподавателей высшей школы: монография. — Ставрополь: ИДНК, 2006. — 274 с.
  • Плугина М.И., Донская Л.Ю. Акмеологические основы исследования и формирования имиджа преподавателя высшей школы: монография. — Ставрополь: ГОУВПО СевКавГТУ, 2007. — 198 с.
  • Плугина М.И. Психолого-акмеологическое сопровождение профессионального становления личности. // Развитие, социализация и воспитание личности: гуманистическая парадигма: монография. — Ставрополь: СКСИ, 2007.
  • Плугина М.И. Акмеологическое сопровождение профессионального становления преподавателей высшей школы: монография. — М., 2008.
  • Плугина М.И. Акмеологическая концепция профессионального становления преподавателей высшей школы: монография. — М., 2008.
  • Плугина М.И., Донская Л.Ю. Профессиональное становление и имидж преподавателя высшей школы: акмеологический подход: монография. — Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2010. — 250 с.
  • Агапов В.С., Плугина М.И. Акмеологическая среда профессионального становления преподавателей высшей школы: монография. — Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2010. — 185 с.
  • Плугина М.И. и др. Психология развития субъекта образовательной и профессиональной среды: коллективная монография. — Ставрополь: СКФУ, 2017. — 273 с.
  • Плугина М.И., Шаповаленко З.И. Психологическая диагностика: учебное пособие. — Ставрополь: СтГМУ, 2020. — 150 с.
  • Психология личности и деятельности субъектов образовательной среды высшей школы: хрестоматия / под ред. М.И. Плугиной. — Ставрополь: Изд-во СтГМУ, 2023. — 167 с.
  • Детерминанты личностно-профессионального развития субъектов образовательной среды высшей школы: хрестоматия / под ред. М.И. Плугиной. — Ставрополь: СтГМУ, 2023. — 171 с.
  • Плугина М.И., Майборода Т.А. Психолого-педагогические основы реабилитационной медицины: учебное пособие. — Ставрополь: Изд-во СтГМУ, 2024. — 195 с.

Награждена грамотой Министерства образования РФ и почетной грамотой Думы Ставропольского края.

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»