Кто есть кто
Татьяна Ивановна Пашукова
Доктор психологических наук, профессор.
Профессор кафедры психологии и педагогической антропологии факультета гуманитарных и прикладных наук Московского государственного лингвистического университета. Руководитель научного направления «Психология общения и личности в сфере образования».
Член редколлегии ряда сборников Вестника МГЛУ. Серия «Психологические науки».
Член двух диссертационных советов в ФГБОУ ВО МГЛУ.
Действительный член Академии имиджелогии.
В 1978 г. закончила факультет психологии и в 1984 г. аспирантуру при кафедре социальной психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, в 2000 г. - докторантуру при кафедре социальной психологии Киевского национального университета им. Тараса Шевченко.
В 1985 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Децентрация в условиях кооперативного и конкурентного взаимодействия». В 2002 г. - докторскую диссертацию на тему «Эгоцентризм: основные психологические характеристики и механизмы формирования и коррекции».
Преподавала в Кировоградском педагогическом университете (1978-2005 гг.), в Кировоградском институте регионального управления и экономики (совместитель 1994-2004 гг.), в Университете марксизма-ленинизма г. Кировограда (1986-1991 гг.), в Кировоградском областном институте усовершенствования учителей, в Московском государственном лингвистическом университете (2005 по н. в.), в Высшей школе психологии (2010-2012 гг.). Ведущий научный сотрудник лаборатории научных основ психологического консультирования и психотерапии Психологического института Российской академии образования (2005-2015 гг.).
Была одним из организаторов ряда Международных конференций по проблемам психологии общения (Кировоград, 1991; Москва, 2006, 2009) и соредактором их материалов.
Читает курсы:
- «Этнопсихология»,
- «Социальная психология»,
- «Тренинг педагогического общения (подростки)»,
- «Психология массовой коммуникации»,
- «Психологический тренинг»,
- «Теоретико-методологические основы психологии и психолого-педагогической деятельности»,
- «Психология общения»,
- «Этнопсихология народов региона специализации»,
- «Этнопсихология народов региона специализации ШОС».
Научные интересы в сфере психологии: возрастная и педагогическая психология; социальная психология личности; психология здоровья; акмеология и самосовершенствование личности; психология духовного развития личности; социально-психологические и этнопсихологические аспекты общения и взаимодействия людей; психология массовой коммуникации и проблемы манипуляции сознанием; геополитическая имиджелогия.
Интересы в других сферах научного знания: социальная философия; история; биологические науки (общая биология, физиология, микробиология); информационная медицина; антропология, имиджелогия; педагогика; автодидактика.
В плане практической психологии много времени занималась вопросами оказания психологической помощи населению и проблемами психологического консультирования и психотерапии. На протяжении последних 10 лет исследует процессы восстановления личности и речи у заикающихся по методике семейной групповой логопсихотерапии.
Конкретные научные интересы, которые были реализованы в практике научных исследований, в практике преподавания в вузе и в практике психологического консультирования:
- психология развития личности в подростковом и юношеском возрасте;
- психология духовного развития личности;
- психология общения, взаимопонимания, взаимодействия и воздействия;
- психология диалога;
- эгоцентризм как свойство и состояние личности;
- эмпатия и способность представить себя на месте другого;
- социальная перцепция и социальное познание;
- саморегуляция и самосовершенствование человека;
- влияние установки на здоровье и психическое состояние личности;
- психология педагогического коллектива;
- психологический климат в группах и коллективах;
- геополитическая имиджелогия (имидж государства);
- особенности межнационального общения;
- этноцентризм;
- манипулятивное воздействие;
- педагогические способности;
- мастерство публичного выступления;
- социально-психологические тренинги;
- социальная философия взаимоотношения личности и общества;
- активные методы обучения;
- педагогическая теория и практика В.А. Сухомлинского и А.С. Макаренко.
Темы научных исследований и публикаций: эгоцентризм, децентрация, эмпатия, социально-психологические установки, межличностные отношения, общение, социально-психологические установки, этнопсихологические аспекты общения; этноцентризм; восстановление речи у заикающихся, психология смысла жизни, социально-психологические тренинги, психология консультирования, влияние сцен телевизионного насилия на эмоциональное состояние зрителей, имидж России и др.
Общее количество публикаций – более 200 учебных пособий, монографий, статей на русском, украинском и английском языках, которые посвящены проблемам психологии личности и ее развития, обучения, общения, отношений, взаимопонимания и взаимодействия в подростковом, юношеском возрасте, взрослых и пожилых людей.
Основные труды.
- Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: причины и возможности коррекции (1998)
- Эгоцентризм: феноменология, закономерности формирования и коррекции (2001)
- Теории общения в отечественных и зарубежных психологических исследованиях // Теоретическая и экспериментальная психология. Т. 2 (2009)
- Психология общения. Энциклопедический словарь / под общей редакцией А.А. Бодалёва (2011, 2015) — победитель XIII Национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2011 года в номинации «Проект года в психологической науке»
- Общение и социальная перцепция при межэтническом взаимодействии: учебник (2021)
- Исследование когнитивных и эмоционально-волевых процессов: учебное пособие (2021, в соавт.)
Т.И. Пашукова являлась одним из редакторов первых сборников в Кировограде: «Психология педагогического общения» (1991), «Психология диалога и общения учителя и учащихся» (1994), «Психология диалога и общения учителя и учащихся» (1995). Автор учебных пособий, монографий, статей на русском, украинском и английском языках. Более 110 публикаций посвящены проблемам психологии личности и ее развития, общения, отношений, взаимопонимания и взаимодействия у людей разного возраста (подростки, юноши, взрослые).
- «Психология общения», энциклопедический словарь (в номинации «Проект года в психологической науке», 2011 г.), победитель
- Лариса Григорьевна Лавриченко, 30.10.2020