Кто есть кто
Маргарита Константиновна Акимова
Доктор психологических наук, профессор.
Профессор кафедры общей психологии Института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета.
Член диссертационного совета РГГУ по психологическим наукам.
Член редколлегии журнала «Вестник РГГУ. Серия Психология, педагогика, образование».
В 1968 г. окончила факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
В 1972 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Формирование скоростных двигательных навыков в связи с индивидуальными особенностями по силе и лабильности процесса возбуждения», в 1999 г. - докторскую диссертацию на тему «Интеллект как динамический компонент в структуре способностей».
В 1968-2015 гг. работала в НИИ общей и педагогической психологии АПН РСФСР — Психологическом институте РАО, заведовала лабораторией диагностики и коррекции психического развития ПИ РАО, после преобразования лаборатории в 2009 г. в группу «Психологическая диагностика» лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии стала ее руководителем; ассоциированный сотрудник ПИ РАО.
С 2001 г. преподает в РГГУ, сначала на кафедре общих закономерностей развития психики, затем заведовала кафедрой общей психологии и психодиагностики РГГУ.
В 2004-2017 гг. - главный редактор научно-практического журнала «Психологическая диагностика».
Научные интересы:
- психологическая диагностика,
- проблемы исследования и измерения интеллекта и умственного развития
- проблемы исследования и диагностики основных свойств нервной системы человека
- дифференциальная психология
- дифференциальная психофизиология
- психологические основы социального капитала и гражданской идентичности
М.К. Акимова — автор концепции интеллекта как динамического компонента в структуре способностей, а также концепции нормативного подхода к диагностике личности.
Соразработчик и руководитель разработки Школьного теста умственного развития (ШТУР), Теста умственного развития для абитуриентов и старшеклассников (АСТУР), Теста практического мышления, Теста умственного развития взрослых, методики нормативопринятия, методики «Гражданская идентичность»; руководитель разработки Теста умственного развития для младших подростков (ТУРП); соавтор перевода, адаптации и психометрической проверки Теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра.
Соавтор программ коррекции умственного развития для учащихся 2–5 и 6–8 классов.
Автор учебных курсов программ, в том числе «Психологическая диагностика» для студентов вузов, а также редактор и соавтор учебников и учебных пособий:
- «Психодиагностика личности»
- «Психологическая диагностика»,
- «Практикум по психодиагностике»,
- «Проективные методы диагностики»
Гранты:
- грант РГНФ № 03-06-00104а «Формирование индивидуальности ребёнка в различных культурных средах» (2003-2005, руководитель)
- грант РФФИ 17-06-00768 «Индивидуальные и средовые факторы,определяющие практики социального взаимодействия у студенческой молодежи» (2017-2018, руководитель)
Основные публикации: более 190 работ, в том числе
- Нормативный подход к исследованию индивидуальных и групповых вариантов личностного развития учащейся молодежи в современном российском социуме / М.К. Акимова, Е.И. Горбачева. М. - Калуга: Эйдос, 2021. 280 с.
- Толерантность педагога: теория и практика: научно-методическое пособие / М.К. Акимова, О.А. Галстян. М.: МПСУ, 2017. 133 с.
- Связь гражданской идентичности с умственным развитием и социокультурным ресурсом среды / Акимова М.К. // Вопросы психологии. 2016. №6.
- Гражданское общество в российских регионах: монография / М.К. Акимова и др. Новосибирск: СибАК, 2015. 138 с.
- Нормативный подход к диагностике социального капитала / М.К. Акимова // Вопросы психологии. 2014. №1.
- Психодиагностика. Теория и практика: учебник / под ред. М.К. Акимовой. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2014, 2016. 630 с.
- Нормативная концепция диагностики индивидуальности / М.К. Акимова // К 100-летию Психологического института. Век психологии 1912-2012. М. - СПб, 2012. С. 630–654.
- Психологическая диагностика: учебник / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Питер, 2003, 2008. 650 с.
- Диагностика умственного развития детей / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. М.: Питер, 2006. 240 с.
- Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой. СПб: Питер, 2005.
- Основы психологической диагностики: учебное пособие / под ред. К.М. Гуревича, М.К. Акимовой. М.: Изд-во УРАО, 2003. 391 с.
- Этический кодекс психолога-диагноста / Акимова М.К., Раевский А.М. // Психологическое обследование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Тексты и методические материалы. М.: УМК «Психология», 2003.
- Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: учет и коррекция: учебное пособие / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. М.: Academia, 2002. 157 с.
- Психологическая диагностика: учебное пособие / М.К. Акимова и др. М. - Бийск: Науч.-изд. центр БиГПИ. 324 с.
- Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. М. - Воронеж, 2001.
- Психологическая коррекция умственного развития школьников: учебное пособие / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. М.: Academia, 2000, 2004. 156 с.
- Теоретические подходы к диагностике практического мышления / Акимова М.К., Козлова В.Т., Ференс Н.А. // Вопросы психологии. 1999. №1.
- Методика тестирования на профессиональную пригодность вновь поступающих на предприятия рабочих и инженерно-технических работников, деятельность которых будет связана с хлором / сост. М.К. Акимова и др. М.: Принтер, 1996. 91 с.
- Основы психодиагностики: учебное пособие / М.К. Акимова и др. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 540 с.
- Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 3-5 классов: пособие для учителей и школьных психологов / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. Обнинск: Принтер, 1993. 23 с.
- Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников: пособие для учителей, школьных психологов и родителей / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. Обнинск: Принтер, 1993. 20 с.
- Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. М.: Знание, 1992. 77 с.
Награды:
- медаль имени Г.И. Челпанова за вклад в развитие психологической науки (2004)
- «Золотой сфинкс» — награда победителю издательской программы «300 лучших учебников для высшей школы», осуществляемой при поддержке Министерства образования РФ (2007)
Маргарита Константиновна Акимова сегодня празднует юбилей
- Лариса Григорьевна Лавриченко, 27.01.2021
- Ника Александровна Веселова, 27.01.2020
- Виктор Эдуардович Пахальян, 27.01.2019
Отправить свое поздравление вы можете сегодня!
, чтобы поздравить