Кто есть кто
Маргарита Константиновна Акимова
Доктор психологических наук, профессор.
Заведующая кафедрой общей психологии и психодиагностики Института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета. Ассоциированный сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии Психологического института РАО.
Член диссертационного совета РГГУ по психологическим наукам.
Член редколлегии журнала «Вестник РГГУ. Серия Психология, педагогика, образование».
В 1968 г. окончила факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
В 1972 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Формирование скоростных двигательных навыков в связи с индивидуальными особенностями по силе и лабильности процесса возбуждения», в 1999 г. - докторскую диссертацию на тему «Интеллект как динамический компонент в структуре способностей».
В 1968-2015 гг. работала в НИИ общей и педагогической психологии АПН РСФСР — Психологическом институте РАО, заведовала лабораторией диагностики и коррекции психического развития ПИ РАО, после преобразования лаборатории в 2009 г. в группу «Психологическая диагностика» лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии стала ее руководителем.
С 2001 г. преподает на кафедре общих закономерностей развития психики (сейчас кафедра общей психологии и психодиагностики) РГГУ.
В 2004-2017 гг. - главный редактор научно-практического журнала «Психологическая диагностика».
Научные интересы:
- психологическая диагностика,
- проблемы исследования и измерения интеллекта и умственного развития
- проблемы исследования и диагностики основных свойств нервной системы человека
- дифференциальная психология
- дифференциальная психофизиология
- психологические основы социального капитала и гражданской идентичности
М.К. Акимова — автор концепции интеллекта как динамического компонента в структуре способностей, а также концепции нормативного подхода к диагностике личности.
Соразработчик и руководитель разработки Школьного теста умственного развития (ШТУР), Теста умственного развития для абитуриентов и старшеклассников (АСТУР), Теста практического мышления, Теста умственного развития взрослых, методики нормативопринятия, методики «Гражданская идентичность»; руководитель разработки Теста умственного развития для младших подростков (ТУРП); соавтор перевода, адаптации и психометрической проверки Теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра.
Соавтор программ коррекции умственного развития для учащихся 2–5 и 6–8 классов.
Автор учебных курсов программ, в том числе «Психологическая диагностика» для студентов вузов, а также редактор и соавтор учебников и учебных пособий:
- «Психодиагностика личности»
- «Психологическая диагностика»,
- «Практикум по психодиагностике»,
- «Проективные методы диагностики»
Гранты:
- грант РГНФ № 03-06-00104а «Формирование индивидуальности ребёнка в различных культурных средах» (2003-2005, руководитель)
- грант РФФИ 17-06-00768 «Индивидуальные и средовые факторы,определяющие практики социального взаимодействия у студенческой молодежи» (2017-2018, руководитель)
Основные публикации: более 190 работ, в том числе
- Нормативный подход к исследованию индивидуальных и групповых вариантов личностного развития учащейся молодежи в современном российском социуме / М.К. Акимова, Е.И. Горбачева. М. - Калуга: Эйдос, 2021. 280 с.
- Толерантность педагога: теория и практика: научно-методическое пособие / М.К. Акимова, О.А. Галстян. М.: МПСУ, 2017. 133 с.
- Связь гражданской идентичности с умственным развитием и социокультурным ресурсом среды / Акимова М.К. // Вопросы психологии. 2016. №6.
- Гражданское общество в российских регионах: монография / М.К. Акимова и др. Новосибирск: СибАК, 2015. 138 с.
- Нормативный подход к диагностике социального капитала / М.К. Акимова // Вопросы психологии. 2014. №1.
- Психодиагностика. Теория и практика: учебник / под ред. М.К. Акимовой. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2014, 2016. 630 с.
- Нормативная концепция диагностики индивидуальности / М.К. Акимова // К 100-летию Психологического института. Век психологии 1912-2012. М. - СПб, 2012. С. 630–654.
- Психологическая диагностика: учебник / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Питер, 2003, 2008. 650 с.
- Диагностика умственного развития детей / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. М.: Питер, 2006. 240 с.
- Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой. СПб: Питер, 2005.
- Основы психологической диагностики: учебное пособие / под ред. К.М. Гуревича, М.К. Акимовой. М.: Изд-во УРАО, 2003. 391 с.
- Этический кодекс психолога-диагноста / Акимова М.К., Раевский А.М. // Психологическое обследование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Тексты и методические материалы. М.: УМК «Психология», 2003.
- Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: учет и коррекция: учебное пособие / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. М.: Academia, 2002. 157 с.
- Психологическая диагностика: учебное пособие / М.К. Акимова и др. М. - Бийск: Науч.-изд. центр БиГПИ. 324 с.
- Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. М. - Воронеж, 2001.
- Психологическая коррекция умственного развития школьников: учебное пособие / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. М.: Academia, 2000, 2004. 156 с.
- Теоретические подходы к диагностике практического мышления / Акимова М.К., Козлова В.Т., Ференс Н.А. // Вопросы психологии. 1999. №1.
- Методика тестирования на профессиональную пригодность вновь поступающих на предприятия рабочих и инженерно-технических работников, деятельность которых будет связана с хлором / сост. М.К. Акимова и др. М.: Принтер, 1996. 91 с.
- Основы психодиагностики: учебное пособие / М.К. Акимова и др. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 540 с.
- Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 3-5 классов: пособие для учителей и школьных психологов / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. Обнинск: Принтер, 1993. 23 с.
- Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников: пособие для учителей, школьных психологов и родителей / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. Обнинск: Принтер, 1993. 20 с.
- Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. М.: Знание, 1992. 77 с.
Награды:
- медаль имени Г.И. Челпанова за вклад в развитие психологической науки (2004)
- «Золотой сфинкс» — награда победителю издательской программы «300 лучших учебников для высшей школы», осуществляемой при поддержке Министерства образования РФ (2007)
- Лариса Григорьевна Лавриченко, 27.01.2021
- Ника Александровна Веселова, 27.01.2020
- Виктор Эдуардович Пахальян, 27.01.2019