18+
Выходит с 1995 года
25 ноября 2024

Кто есть кто

Елена Дмитриевна Божович

Елена Дмитриевна Божович

Москва

Доктор психологических наук, старший научный сотрудник.

Ведущий научный сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии, член Ученого совета Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований.

Член Российского общества психологов.

В 1961 г. окончила Московский областной педагогический институт им. Н.К. Крупской (по специальности «Учитель русского языка и литературы»).

В 1975 году защитила диссертацию на тему «Исследование умственной деятельности школьников в процессе обучения их решению задач по образцам», в 2016 г. - докторскую диссертацию на тему «Развитие языковой компетенции как психологической системы (на материале русского языка как родного)».

С 1963 г. - лаборант, младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, зав. лабораторией (с 1992 г.) НИИ ОПП АПН СССР (ПИ РАО, ФНЦ ПМИ), руководила группой «Психология учения» лаборатории психологии саморегуляции ПИ РАО.

1983-1995 гг. - психолог-консультант в школе №1265 г. Москвы.

1995-2010 гг. - член ученого совета по защитам кандидатских диссертаций при ПИ РАО.

С 1995 г. преподавала на кафедре педагогической психологии факультета психологии образования Московского государственного психолого-педагогического университета.

2005-2007 гг. - психолог-консультант лингвистической гимназии №1527 г. Москвы.

Научные интересы:

  • психология обучения школьника
  • соотношение процессов обучения и психического развития ребенка
  • детская психолингвистика
  • развитие школьника как субъекта учения
  • развитие школьника как носителя родного языка
  • становление языковой компетенции

Научная деятельность.

Занимается проблемами развития школьника как субъекта учения и как носителя родного языка. Ею разработана концепция развития языковой компетенции ребенка, исходные положения которой подтверждены полученными эмпирическими данными. По теме исследования опубликованы две индивидуальные монографии и ряд статей, разработаны учебные пособия.

Кроме того, Е.Д. Божович создала концепцию развития школьника как субъекта учения.

Читает курсы:

  • Педагогическая психология
  • Развитие языковой компетенции современного школьника

Основные публикации: автор более 190 работ, в том числе

  • Божович Е.Д. Языковая компетенция ребенка: структура, динамика развития, возрастная и индивидуальная вариативность (на материале русского языка как родного). - Иваново: ЛИСТОС, 2022. - 372 с.
  • Божович Е.Д. Культурно-исторический подход к построению системы массового образования в России в первой трети XX века: этнопсихологический аспект // Социальная психология и общество. 2022. Том 13. №2. С. 10-24.
  • Божович Е.Д. Диагностика языковой компетенции школьников. Учебное пособие для вузов. - М.: Юрайт, 2021. - 187 с.
  • Божович Е.Д. Эмоционально-экспрессивные средства языка в сочинениях школьников-подростков: психолого-педагогический аспект (на материале русского языка как родного) // Вопросы психолингвистики. 2021. № 3(49). С. 46-59.
  • Личностные факторы развития позиции субъекта учения: колл. монография / Под ред. Е.Д. Божович. М. - СПб: Нестор-История, 2020. 366 с.
  • Bozhovich E. D. Crisis Periods in Development of Professional Identity in Late Teens and Early Youth // PalArch’s Journal of Archaeology of Egypt / Egyptology. 2020. Vol. 17. No. 7. P. 179-190.
  • Bozhovich, E. Motivation for the selective attitude of students towards school subjects // Amazonia investiga. 2019. Vol. 8. No. 21 /Julio - Agosto . P. 231-242.
  • Божович Е.Д. Диагностика языковой компетенции старших дошкольников и первоклассников. М.: Юрайт, 2019. 106 с.
  • Божович Е.Д. Психолого-педагогическая компетентность учителя // Личностное и профессиональное развитие детей, молодежи, взрослых: Материалы XIII Международной научно-практической конференции 6-8 июля 2017 г. Смоленск, 2017. С. 61-64.
  • Божович Е.Д. Проблематика развития речи ребенка и обучения чтению в трудах Д.Б. Эльконина // Культурно-историческая психология. 2014. Том 10. №1. C. 26–33.
  • Позиция субъекта учения как психологическая система: внешние и внутренние связи: Колл. монография. / Под ред. Е.Д. Божович. - М.: Памятники исторической мысли, 2013. - 292 с.
  • Божович Е.Д. Генезис позиции субъекта учения // Позиция субъекта учения как психологическая система: внешние и внутренние связи / Под ред. Е.Д. Божович. - М.: Памятники исторической мысли, 2013. С. 13-50.
  • Божович Е.Д. Структура, динамика и механизмы развития языковой компетенции школьников // Психологическая наука и образование. 2013. №5.
  • Способ учебной работы - условие и продукт познавательной деятельности школьника: психодидактические аспекты / под ред. Е.Д. Божович. - М.: Канон+, 2009. - 399 с.
  • Божович Е. Д. Образцы в обучении: их достоинства и недостатки: психодидактический аспект: Монография. - М.: Канон + РООИ «Реабилитация», 2008.
  • Божович Е.Д. Зона ближайшего развития: возможности и ограничения ее диагностики в условиях косвенного сотрудничества // Культурно-историческая психология. 2008. № 4. С. 91-99.
  • Божович Е.Д. Вероятностный характер связи между внутри- и межличностной конфликтностью подростков // Психологическая наука и образование. 2007, №2. С. 5-15.
  • Божович Е.Д. Семантико-коммуникативный аспект речевой компетентности подростков // Языковое сознание: парадигмы исследования / Под ред. Н.В. Уфимцевой, Т.Н. Ушаковой. М. - Калуга, 2007. С. 208-229.
  • Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы исследования / под ред. Е.Д. Божович. - М.: Per Se, 2005. - 399 с.
  • Божович Е.Д. Краткий очерк развития практико-ориентированных исследований в психологии обучения // Московская психологическая школа: История и современность. В 3 т. Т. 3. М.: ПИ РАО, МГППУ, 2004. С. 8-20.
  • Божович Е.Д. Диагностическая программа измерения языковой компетенции школьников // Московская психологическая школа: История и современность. В 3 т. Т. 3. М.: ПИ РАО, МГППУ, 2004. С. 113-115.
  • Божович Е.Д. К проблеме структуры, динамики и условий развития позиции субъекта учения // Психолого-педагогическая наука практике современного образования / Под ред. М.Г. Ковтунович, С.Б. Малых. М.: ПЕР СЭ, 2004. С. 144-152.
  • Божович Е.Д. О некоторых тенденциях развития исследований по проблемам семантики речи // Детская речь: психолингвистические исследования / Под ред. Т. Н. Ушаковой – М.: ПЕРСЭ, 2002. С. 38-47.
  • Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьника: Монография. М. - Воронеж: МПСИ, МОДЭК, 2002. - 286 с.
  • Божович Е.Д. Педагогическая психология // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 2. М.: Большая советская энциклопедия, 1999. С. 124-126.
  • Божович Е.Д. Практико-ориентированная диагностика учения: проблемы и перспективы // Педагогика, 1997, №2. С. 14-20.
  • Божович Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы // Вопросы психологии, 1997, №1. С. 33-44.
  • Божович Е.Д. Обучение и психическое развитие школьников // Учителю о психологии / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. М. - Черноголовка: ЦКФЛ РАО, 1996. С. 78-98.
  • Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников: психолого-педагогический аспект: Сборник научных трудов / под ред. Е.Д. Божович. - М. : Новая школа, 1995. - 93 с.
  • Божович Е.Д. Педагогические принципы подготовки школьных психологов // Советская педагогика. 1991, №8. С. 60-64.
  • Божович Е.Д. О функциях чувства языка в решении школьниками семантико-синтаксических задач // Вопросы психологии, 1988, №4. С. 70-78.
  • Божович Е.Д. Психология учения и НОТ школьника: Учебная программа по психологии для школьников-подростков. М.: Изд-во АПН СССР, 1987.
  • Божович Е.Д. Психологическая служба в структуре педагогического процесса // Вопросы психологии. 1986, №2. С. 100-103.
  • Божович Е.Д. Из опыта организации психолого-педагогического консилиума в школе // Вопросы психологии. 1983, №6. С. 81-87.
  • Божович Е.Д. Некоторые вопросы обучения по образцам // Вопросы психологии. 1980, №2. С. 135-139.
  • Божович Е.Д. Соотношение образца и правила в учебном процессе // Новые исследования в психологии. 1980, №2 (23). С. 60-64.
  • Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. - М.: Знание, 1979. - 39 с.
  • Божович Е.Д., Граник Г.Г. Русский язык: Программированный учебник и сборник упражнений. Обособленные второстепенные члены предложения. Ч. 1. М.: Педагогика, 1970.

Награды:

  • Вторая премия им. К.Д.Ушинского за цикл программированных учебников АПН СССР (в составе коллектива авторов). 1971.
  • Медаль им. Г.И.Челпанова (второй степени) за вклад в развитие психологической науки. 2001.
  • «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования - Правительство Москвы, Департамент образования г. Москвы. 2002.
  • Медаль им. Г.И.Челпанова (первой степени) за вклад в развитие психологической науки. 2007.
  • Премия Правительства РФ в области образования за цикл трудов «Московская психологическая школа: наука, образование, практика» для научно-методического обеспечения научных и образовательных учреждений (в составе научного коллектива). 2007.

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»