18+
Выходит с 1995 года
29 ноября 2024

Кто есть кто

Мария Вячеславовна Булыгина

Мария Вячеславовна Булыгина

Москва

Кандидат психологических наук, доцент.

Доцент, заместитель заведующего кафедрой детской и семейной психотерапии факультета консультативной и клинической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета.

Окончила Московский государственный социальный университет, затем программу подготовки по эриксоновскому гипнозу и психотерапии.

В 2007 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Особенности коммуникации между матерью и ребенком с хроническим соматическим расстройством: на материале гастропатологии».

Руководила психолого-педагогической лабораторией ГОУ Центр образования №1840 г. Москвы.

С 2001 г. работает в МГППУ.

Область профессиональных интересов:

  • детская и семейная психология и психотерапия
  • детская психосоматика
  • коммуникация между матерью и ребенком
  • сиблинговые отношения
  • отношения с прародителями

Читает курсы:

  • Практическая возрастная психология
  • Психолог в школе
  • Психология семьи
  • Проективные методы в клинической психологии
  • Психосоматические расстройства у детей и подростков
  • Психология семейных отношений
  • Песочная терапия с детьми и подростками

Основные публикации:

  • Особенности эмоционально-личностной сферы детей с нарушением здоровья // Проблемы психологии ХХI века глазами молодых ученых: Тезисы, М., 2002.
  • Некоторые аспекты эмоциональной коммуникации в семьях детей с расстройством пищеварительной системы // Молодые ученые московскому образованию. Материалы III городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. М. 2004.
  • Особенности коммуникации между матерью и ребенком в семьях детей с хроническими заболеваниями пищеварительной системы // Молодые ученые московскому образованию. Материалы IV городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. М., 2005. С. 28-30
  • Особенности коммуникации в семьях детей с хроническими заболеваниями пищеварительной системы // Психологическая наука и образование. 2005. №4
  • Особенности коммуникации в семьях детей с хроническим психосоматическим заболеванием // Материалы Международного конгресса «Молодое поколение ХХI века: Актуальные проблемы социально-психологического здоровья». Казань, 2006 (соавт. Филиппова Е.В.).
  • Хроническая патология желудочно-кишечного тракта у детей в контексте символической коммуникации между матерью и ребенком // Материалы Международного конгресса «Психосоматическая медицина 2006». СПб, 2006 (соавт. Филиппова Е.В.).
  • Об особенностях имплицитной коммуникации между матерью и ребенком с хроническим соматическим заболеванием // Ребенок в современном обществе. Сборник научный статей. М., 2007 (соавт. Филиппова Е.В.).
  • Communication patterns in the families with children with chronic psychosomatic disease // 17 eecera annual conference Exploring Vigotskys ideas: crossing borders. Prague, 2007.
  • Бабушка как условие эмоционального благополучия ребёнка дошкольного возраста // Сборник тезисов участников второй Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития. М.: МГППУ, 2009. С. 250-253 (соавт. Подманкова А.Н.).
  • Связь синдрома эмоционального сгорания у педагогов и оценки психологической безопасности образовательной среды // Информационно-методический бюллетень. Экспертиза психологической безопасности образовательной среды. Городская экспериментальная площадка. 2 уровень. МГППУ. 2009. №3. С. 64- 68.
  • Имплицитная коммуникация между матерью и ребенком. Особенности коммуникации в семьях детей с хроническими соматическими заболеваниями. Lambert Akademic Publishing, 2010.
  • Профориентация как важный аспект преемственности между школой и Вузом в рамках психологической безопасности образовательной среды // Экспертиза психологической безопасности образовательной среды. Информационно-методический бюллетень. МГППУ. 2011. №12. С. 96-103 (соавт. Бабенко Г.И., Горшкова Н.М., Мавлянова О.В., Плотникова Е.А.).
  • Тренинг по профориентации для обучающихся 9-го класса // Справочник педагога-психолога. 2013. №1. С. 29-39 (соавт. Горшкова Н.М., Мавлянова О.В., Плотникова Е.А.).
  • Особенности взаимодействия мальчиков со старшими братьями и сёстрами // У истоков развития. Сборник тезисов участников Четвёртой Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития. М.: МГППУ, 2013. С. 22-23 (соавт. Кириченко Н.Н.).
  • Детская и подростковая психотерапия: учебник для бакалавриата и магистратуры, для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям / под ред. Е.В. Филипповой. М.: Юрайт, 2015, 2017. 429 с. (в составе коллектива авторов).
  • Роль бабушек в жизни молодых женщин и девочек-подростков // Материалы конференции Горизонты зрелости / Ред.: Л.Ф. Обухова, И.В. Шаповаленко, М.А. Одинцова. М.: МГППУ, 2015. С. 107-118 (соавт. Ирейкина М.А.).
  • Песочная терапия с детьми и подростками (глава) // Детская и семейная психотерапия: учебное пособие. М.: Юрайт, 2016.
  • Представление о себе у младших школьников с психологическими расстройствами // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Клиническая психология в здравоохранении, образовании и социальной сфере» // Северный регион: наука, образование, культура. 2016. №. С. 8-13 (соавт. Гололобова М.В.).
  • Образ тела у подростков с хроническими соматическими заболеваниями // Материалы Международной конференции «Л.С Выготский и современное детство». 2017 (соавт. Супрун С.А.).
  • Представления отцов и матерей о взаимоотношениях со здоровым и больным ребенком в двухдетных семьях // Современные проблемы клинической психологии и психологии личности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Новосибирск, 2017. С. 26-32 (соавт. Батрунова Е.Ю.).
  • Эмоциональная близость матери и ребенка дошкольного возраста как фактор, влияющий на его отношения со сверстниками // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. №6. С. 118-130 (соавт. Мячина Е.Л.).
  • Психосоматические расстройства у детей в контексте нарушения символической коммуникации между матерью и ребенком // Будущее клинической психологии - 2017. Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Пермь: ПГНИУ, 2017. С. 21-28.
  • Представления здоровых детей об отношениях с родителями в семьях, имеющих ребенка с проблемами развития // Культурно-исторический подход в современной психологии развития: достижения, проблемы, перспективы. Сборник тезисов участников шестой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития, посвященной 80-летию со дня рождения профессора Л.Ф. Обуховой. М.: МГППУ, 2018. С. 124-130 (соавт. Комолова О.С.).
  • Распознавание эмоций и представление об отношениях с матерью в подростковом возрасте // Подросток в мегаполисе: продолженное взросление: Сборник трудов XII научно-практической конференции с международным участием (9–11 апреля, Москва). М., 2019. С. 33-38 (соавт. Кривцун М.В.).
  • Представление подростков об отношениях с матерью и бабушкой в расширенных и нуклеарных семьях // Семья и дети в современном мире – 2019. Сборник статей (соавт. Комарова С.В.).
  • Детско-материнские отношения и представление о себе у подростков с онкологическими заболеваниями // Будущее клинической психологии - 2019. Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Пермь: ПГНИУ, 2019.
  • Прародители и внуки (обзор зарубежных исследований) // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. №4. С. 97-105 (соавт. Комарова С.В.).
  • Представления о себе и об отношениях с матерью младших подростков с онкологическими заболеваниями // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2019. № 1 (3). С. 747-761 (соавт. Сударчикова М.Б.).
  • Отношение к собственному телу как фактор психологического благополучия современных подростков // VII Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития (чтения памяти Л.Ф. Обуховои?) «Возможности и риски цифровой среды». Сборник материалов конференции (тезисов). Том 1. 2019. С. 429-433 (соавт. Филиппова Е.В., Коваль О.В., Филиппова Ю.А., Ерохина Е.А.).
  • Особенности взаимодействия мальчиков и девочек из неполных семей с мамами и бабушками // VII Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития (чтения памяти Л.Ф. Обуховои?) «Возможности и риски цифровой среды». Сборник материалов конференции (тезисов). Том 2. 2019. С. 247-252 (соавт. Грачева Ю.А.).
  • Особенности детско-материнских и сиблинговых отношений в неполных семьях // VII Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития (чтения памяти Л.Ф. Обуховой) «Возможности и риски цифровой среды». Сборник материалов конференции (тезисов). Том 2. 2019. С. 292-295 (соавт. Каминская А.Б.).
  • Bulygina M.V., Erokhina E.A, Filippova E.V., Body image, self-esteem and ambiguity tolerance in adolescence / 32nd  International Congress of Psychology held virtually in July 18 -21, 2021.
  • Сиблинговые отношения и их роль в жизни человека // Современная зарубежная психология. 2021. Т. 10. №4. С. 147-156.
  • Отношения девочек со сверстниками и старшими сиблингами в подростковом возрасте // Рахимовские чтения – 2021. 20 лет факультету психологии БГПУ им М. Акмулы: преемственность поколений. Материалы международной научно-практической конференции 14 – 15 декабря 2021. Уфа, 2021. С. 63-67.
  • Отношения с матерью и сверстниками у детей предподросткового возраста с сахарным диабетом  // Клиническая и специальная психология. 2023. Том 12. №3. С. 121-140 (соавт. Р.А. Сабитова).
  • Родительские установки, потребность в социально-психологической поддержке и отношения с собственной матерью в современных моделях материнства // Социальная психология и общество. 2023. Том 14. №3. С. 46–63.
  • Развитие просоциального поведения у детей и подростков в контексте детско-родительских и сиблинговых отношений (обзор современных зарубежных исследований) // Современная зарубежная психология. 2024. Том 13. № 3. С. 123–132.
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»