18+
Выходит с 1995 года
25 ноября 2024

Кто есть кто

Марьяна Михайловна Безруких

Марьяна Михайловна Безруких

Москва

Доктор биологических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО.

Профессор департамента экономики и управления Института экономики, управления и права Московского городского педагогического университета. Заведующая кафедрой возрастной физиологии и психофизиологии Университета РАО.

Член Президиума РАО. Член ВАК по отделению педагогики и психологии.

Член редсовета «Российского психологического журнала», журнала «Новые исследования», член редколлегии журнала «Физиология человека».

Член Экспертного совета Ассоциации родителей детей с дислексией.

В 1968 г. закончила Туркменский государственный педагогический институт.

В 1974 г. защитила кандидатскую, а в 1994 г. — докторскую диссертацию на тему «Нейрофизиологические механизмы организации произвольных движений у детей».

С 1973 г. работала в Институте возрастной физиологии и физического воспитания АПН СССР (ныне Институт возрастной физиологии РАО). С 1996 по 2020 гг. возглавляла ИВФ РАО. Научный руководитель, главный научный сотрудник лаборатории возрастной психофизиологии и диагностики развития ИВФ РАО.

В МПГУ работала в Школе проектирования и образовательного предпринимательства Института права и управления.

Область профессиональных интересов: более 50 лет занимается исследованиями в области возрастной физиологии и психофизиологии, изучает когнитивное развитие детей на разных этапах онтогенеза, когнитивные основы обучения, проблемы развития и школьные трудности.

Наряду с научными исследованиями ведет преподавательскую деятельность в педагогических вузах, институтах развития образования, ведет авторские курсы повышения квалификации, такие как «Развитие мозга ребенка и познавательная деятельность», «Когнитивные основы обучения», «Психофизиологические основы трудностей обучения» и др.

Основные публикации: более 500 работ, в том числе:

  • Безруких М.М., Филиппова Т.А., Верба А.С. Ориентиры развития ребёнка. 3-4 лет: как отследить динамику интеллектуального, эмоционального и физического развития детей: диагностическое пособие для педагогов и родителей. М.: Просвещение, 2023, 2024.
  • Безруких М.М., Филиппова Т.А., Верба А.С. Ориентиры развития ребёнка. 4-5 лет: как отследить динамику интеллектуального, эмоционального и физического развития детей: диагностическое пособие для педагогов и родителей. М.: Просвещение, 2023, 2024.
  • Безруких М.М., Филиппова Т.А., Верба А.С. Ориентиры развития ребёнка. 5-6 лет: как отследить динамику интеллектуального, эмоционального и физического развития детей: диагностическое пособие для педагогов и родителей. М.: Просвещение, 2023, 2024.
  • Безруких М.М., Филиппова Т.А., Верба А.С.  Ориентиры развития ребёнка: 6-7 лет: как отследить динамику интеллектуального, эмоционального и физического развития детей: диагностическое пособие для педагогов и родителей. М.: Просвещение, 2024.
  • Безруких М.М. Разговор о здоровье и правильном питании. М.: Просвещение, 2022, 2023, 2024.
  • Безруких М.М. и др. Занятия и игры по развитию речи дошкольников: методические материалы. М.: ИВФ РАО, 2023
  • Безруких М.М., Верба А.С., Филиппова Т.А., Орлов К.В., Сергеева В.Е. Современные дошкольники 3-4 лет: методические материалы. М.: ИВФ РАО, 2023.
  • Безруких М.М. и др. Этапы развития речи детей 5-7 лет: методическое материалы. М.: ИВФ РАО, 2023.
  • Безруких М.М., Весманов С.В., Весманов Д.С., Жадько Н.В. Педагогика для родителей: учебно-методическое пособие. М., 2023.
  • Безруких М.М., Филиппова Т.А., Верба А.С. Комплексная методика диагностики развития дошкольников 3-4 лет (36-51 мес.) // Перспективы науки и образования. 2022. № 4 (58). С. 336-354.
  • Безруких М.М., Лукьянец Г. Н., Макарова Л.В., Параничева Т.М., Орлов К.В., Тюрина Е.В. Профессиональные компетенции педагогов в условиях цифровизации образования //Ценности и смыслы. 2022. №?4 (80). С. 82?98.
  • Безруких М.М., Лукьянец Г. Н., Макарова Л.В., Параничева Т.М., Тюрина Е.В., Шибалова М.С., Орлов К.В. Использование электронных устройств во внеурочное время обучающимися начальной школы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1. №?5 (87). С. 46?62.
  • Безруких М.М., Логинова Е.С., Теребова Н.Н., Усцова А.Г., Макарова Л.В. речевое развитие подростков 10-12 лет и использование электронных устройств //Обучение иностранным языкам. 2022. Т. 49. №?1. С. 17?42.
  • Жадько Н.В., Безруких М.М. Концептуальная модель hard skills vs soft skills в структуре функциональной грамотности //Обучение иностранным языкам. 2022. Т. 49. №?3. С. 224?233.
  • Bezrukikh M.M., Ivanov V.V., Orlov K.V., Differences between concepts of brain development in modern neurobiology and teachers' knowledge // Science for Education Today. 2021. Vol. 11. No. 1. Pp. 125-150. DOI: 10.15-293/2658-6762.2101.08
  • Безруких М.М., Филиппова Т.А., Верба А.С. Иванов В.В., Сергеева В.Е. Особенности функционального развития детей 6-7 лет и прогнозирование рисков дезадаптации и трудностей обучения // Новые исследования. 2020. №1. С. 19-36.
  • Безруких М.М. Ваш особенный ребенок идет в школу. СПб: Питер, 2020. 256 с.
  • Безруких М.М., Иванов В.В. Глазодвигательная активность при чтении у детей младших классов с разной степенью сформированности навыка чтения // Electronic Journal of Foreign Language Teaching. 2019. Volume 46, №1. Pp. 9-18.
  • Безруких М.М., Иванов В.В. Сравнительное исследование окуломоторной активности при чтении у детей младших классов с разной степенью сформированности навыка чтения // Foreign Language Teaching. 2019. Т. 46. №3. С. 242-252.
  • Bezrukikh M.M., Adamovskaya O.N., Ivanov V.V., Filippova T.A. Visual Perception and Oculomotor Activity during Reading Tasks of Varying Complexity in Children Aged 7-10 Years// Human physiology. 2019. Volume 45, Issue 6. Pp. 596-603.
  • Bezrukikh M., Komkova Y., Ivanov V. Autonomic regulation of heart rate and distinctive features of oculomotor activity in eight- to nine-year-old boys and girls during the reading of texts of different complexities // Human Physiology. 2018. Vol. 44. No.4. Pp. 361-370.
  • Bezrukikh M.M., Adamovskaya O.N., Ivanov V.V. Visual and Oculomotor Activity of First-grade School Students during Reading Texts of Varying Complexity // Human Physiology. 2017. Vol. 43. №2. Pp. 168-176.
  • Современная экспериментальная психология: В 2-х тт. М., 2011 (в соавт.).
  • Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати. Екатеринбург, 2010 (в соавт.).
  • Физиология развития ребенка. Руководство по возрастной физиологии / под ред. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. 768 с.
  • Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2009. 432 с.
  • Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь. М., 2009.
  • Безруких М.М., Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А. Психофизиология ребенка: учебное пособие. 2-е изд., доп. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2005. 494 с.
  • Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., М.М. Безруких М. М. Психофизиология ребенка. Психофизиологические основы детской валеологии: учебное пособие для вузов. М.: ВЛАДОС, 2000. 144 с.
  • Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург, 1998; М., 2008.

В течение многих лет была главным редактором альманаха ИВФ РАО «Новые исследования».

Награды:

  • лауреат Премии Президента РФ в области образования
  • Орден Почета (2012)
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»