Кто есть кто
Татьяна Гелиевна Яничева
Кандидат психологических наук, доцент. Почетный работник сферы молодежной политики РФ. Почетный работник высшего профессионального образования РФ.
Доцент кафедры социальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета. Основатель и директор НОУ ДО «Архитектура будущего».
Член экспертного сообщества журнала «SciencePop». Член рабочей группы по разработке рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению олимпиадной и проектной деятельности учащихся Академической гимназии СПбГУ.
В 1981 г. окончила факультет психологии Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова, училась в НОУ ДО «Медлен» (1990), НОУ ДО «Институт Тренинга», Cottlieb Duttweiler Institute (1994), The Anna Freud Center (1996).
В 1991 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Восприятие и оценивание ситуаций межличностного взаимодействия».
В 1994 г. основала и возглавила НОУ ДО «Архитектура будущего».
С 2000 г. преподает на кафедре социальной психологии факультета психологии СПбГУ.
Область профессиональных интересов:
- психология общения
- педагогическое общение
- детско-родительские отношения
- групповая работа с детьми и подростками
- педагогическое общение
- социальная психология образовательной среды
- социальная психология креативности
Разработчик и ведущий более 40 тренинговых программ для подростков, педагогов, психологов системы образования.
Соавтор концепции поддержки развития одаренных детей для Нижегородского центра развития одаренности (1995).
В 2006-2012 гг. участвовала в организации и подготовке встреч «Юношеской Восьмерки» — руководитель рабочей группы специалистов-психологов по отбору и подготовке российской делегации для участия в Юношеских Саммитах J8 и J20 (2012-2014) (Россия, Германия, Япония, Италия, Канада, США). В 2017-2018 гг. — участник экспертной группы по формированию состава российской делегации на Молодежный Саммит БРИКС 2018 и J20.
В 2011-2013 гг. — член Экспертного совета по укреплению толерантности в Санкт-Петербурге при правительстве Санкт-Петербурга.
Член группы экспертов-разработчиков методических материалов проектов «Урок лидерства для школьников» и «Урок лидерства для студентов» (2018-2019), методических материалов по реализации сценария урока и проведению тестирования школьников в рамках проекта «Моя родная школа» (2019), методических материалов проекта «Урок Памяти и Славы» для школьников (2020) — по заказу АНО «Россия страна возможностей»
Член проектной группы экспертов по созданию видеокурса «Основы проектной деятельности» по заказу Российского движения школьников (2019).
Гранты:
- Грант РГНФ «Изменяющаяся Россия: трансформация семейных ценностей на современном этапе развития страны» (исполнитель)
- Грант РФФИ «Методология и социально-психологические методы исследования социального капитала организации» (исполнитель)
Читает курсы:
- Социальная психология креативности
- Основы психологического консультирования
- Социальная психология общения
- Социальная психология образовательной среды
Основные публикации: более 60 научных работ по проблемам психологии общения, образовательной среды, групповой работы с детьми и подростками, в том числе
- Психологическая диагностика социального капитала организации / Почебут Л.Г., Чикер В.А., Кузнецова И.В., Гуриева С.Д., Безносов Д.С., Волкова Н.В., Яничева Т.Г. // Социальная психология и общество. 2022. Том 13. № 3. С. 62–79.
- Психологическое консультирование младших подростков и их родителей. Психологические особенности младших школьников. Консультирование семей с детьми от семи до одиннадцати лет // Психологическое консультирование детей и родителей: учебное пособие. СПб, 2020.
- Социализация личности // Социальная психология. Традиции и современность: коллективная монография / под ред. А.Л. Свенцицкого. СПб: Скифия-Принт, 2020.
- Общение в семье // Социальная психология общения: теория и практика: коллективная монография / под ред. Гуриевой С.Д. М.: Инфра-М, 2019.
- Групповая работа с детьми и подростками: учебно-методическое пособие / Л.А. Цветкова, Т.Г. Яничева. СПб: СПбГУ. 2016.
- Образовательная среда — пространство социализации и индивидуализации // Петербургский психологический журнал. 2013. №5. 2013.
- Тренинг расширения ролевого репертуара подростка // 18 программ тренингов. Руководство для профессионалов / под ред. В.А.Чикер. 2007.
- Полезная книга для хороших родителей / Яничева Т.Г. и др. СПб: Речь, 2006
- Противоречия подросткового возраста // Наркотизация в ВУЗе. Оценка и мониторинг: учебное пособие. СПб: СПбГУ, 2005
- Специфика тренерской позиции в групповой работе с подростками // Журнал практического психолога. 1998. №2.
- Комплексный подход к диагностике детской одаренности // Педагогическое обозрение. Нижегородский гуманитарный центр. 1996. №1.
Награды:
- Благодарность от Комитета по внешним связям правительства Санкт-Петербурга (2011)
- Почетная грамота Ученого Совета СПбГУ за участие в Конкурсе на соискание премии Санкт-Петербургского государственного университета «За педагогическое мастерство» (2013)
- «Семинары-тренинги для педагогов по вопросам межкультурной коммуникации, проблемам языковой и социальной интеграции учащихся в рамках городской программы «Толерантность 2011-2015»», (в номинации «Проект года в психологической практике», 2014 г.), номинант
- «Архитектура Будущего», детско-юношеский лагерь с психологическим обучением (в номинации «Проект года в психологической практике», 2008 г.), лауреат
- Психологическое консультирование детей и родителей, учебное пособие (в номинации «Книга года по психологии», 2022 г.)
- Елена Викторовна Богатская, 10.03.2022
- Всеволод Олегович Копытин, 10.03.2020