18+
Выходит с 1995 года
29 ноября 2024

Кто есть кто

Александр Николаевич Лебедев

Александр Николаевич Лебедев

Москва

Доктор психологических наук, профессор.

Главный научный сотрудник лаборатории психологии личности Института психологии РАН. Профессор кафедры социальной психологии Московского института психоанализа. Член диссертационных советов ИП РАН.

Главный редактор журнала «Ученые записки Института психологии РАН».

Эксперт Российского научного фонда, Российского фонда фундаментальных исследований, научного фонда НИУ ВШЭ.

В 1982 г. окончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, в 1986 г. — аспирантуру ИП РАН.

В 1987 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Влияние группового планирования на эффективность совместной деятельности производственной бригады», в 2004 г. — докторскую диссертацию на тему «Психология рекламной коммуникации в изменяющемся обществе».

В 1991-1992 гг. проходил стажировку в Высшей школе обучения социальным наукам в Париже (Ecole des hautes Etudes en sciences sociales, EHESS), работал в Европейской лаборатории экспериментальной социальной психологии под руководством С. Московиси.

В 2010-2015 гг. заведовал кафедрой «Прикладная психология» Финансового университета при Правительстве РФ.

Выступил инициатором и организатором первой Всероссийской конференции «Психология в рекламе» (1996) и Международной конференции «Экономическая психология в современном мире» (2012).

В 2016 г. – организатор Московского методологического общества психологов.

Область профессиональных интересов: когнитивная психология, психология принятия решений, психология рекламы и маркетинга, психология саморазвития личности, методология и история науки.

Автор методик:

  • методика прогнозирования конфликтных ситуаций в малой профессиональной социальной группе
  • методика оценки запоминания рекламных материалов (Group Retention Test)

Основные публикации: более 200 научных, научно-прикладных и методических работ.

  • Прогнозирование и профилактика межличностных производственных конфликтов в условиях нововведений // Психологический журнал. 1992. Т. 13. №5. С. 71-79.
  • Экспериментальная психология в российской рекламе. 2-е изд. М.: ИП РАН,1996. 69 с. (в соавт. с Боковиковым А.К.).
  • Психология рекламы. СПб: Питер, 2002. 368 с.; 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2007. 384 с. (под псевдонимом Лебедев-Любимов А.Н.)
  • Самореклама. СПб: Питер, 2003. 192 с. (под псевдонимом Лебедев-Любимов А.Н.)
  • Психология в маркетинге: COOL-BRAND стратегия. СПб: Питер, 2008. 198 с. (под псевдонимом Лебедев-Любимов А.Н.)
  • Влияние рекламы на нецелевые группы потребителей и людей с психической патологией // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2012. № 4 (8). С. 53–62. (в соавт.)
  • Психология для экономистов. М.: Юрайт, 2014, 2016, 2019, 2020. 328 с. (под псевдонимом Лебедев-Любимов А.Н.)
  • Личность в системе маркетинговых коммуникаций. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. 303 с. (в соавт. с Гордяковой О.В.).
  • Логико-стохастические задачи в нейромаркетинге // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2016. Т. 1, №4(4).
  • Экспериментальное моделирование социодинамических явлений в массовой культуре // Экспериментальная психология. 2017. Т. 10. №3. C. 86-96.
  • Чувство патриотизма и типы патриотического поведения молодых граждан России // Психологические и психоаналитические исследования. Ежегодник 2017. М., 2017. С. 307–327 (в соавт.).
  • Психология личной социальной ответственности субъекта российского бизнеса. М., 2017 (в соавт.).
  • Психологические факторы принятия решений в сфере финансов. М., 2017 (в соавт.).
  • Человек во власти неопределенности. М.: РФФИ, 2018.
  • Проблемы и перспективы развития психологии личности в современной России // Ученые записки Института психологии РАН. 2022. Т. 2. № 3. С. 4–21.
  • Феномен ценностно-аффективной поляризации российского общества // Ученые записки Института психологии Российской академии наук. 2021. Том 1. №2. С. 3–17.
  • К теории ценностно-аффективной поляризации социальных групп // Ученые записки Института психологии Российской академии наук. 2022. Том 2. №1. С. 2–19.
  • Россия и Китай в глобальном мире. Актуальные вопросы межкультурного сотрудничества. М., 2021, 2023 (в соавт.).
  • Аффект неопределенности и ценностно-аффективная поляризация больших социальных групп // Ученые записки Института психологии Российской академии наук. 2023. Том 3. №1. С. 3–17.

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»