Современное планирование траектории непрерывного образования человека требует от общества создания условий для полной реализации его потенциала, его склонностей и способностей. Здесь возникает задача соединения запросов динамично развивающегося общества и личности, способной самостоятельно искать свой путь. В организации профильного образования в условиях модернизации школы возникает масса проблем, начиная с определения возможностей органов управления в организации непрерывного образования и разработке нормативно-правовой базы профильного образования и заканчивая экспертизой программ, прогнозированием развития профильного обучения, установлением связи конкретного ученика с вузами и работодателями.
Один из важнейших этапов в жизни человека — профессиональное самоопределение на самом раннем этапе — в подростковом возрасте. Подростковый возраст имеет свои особенности: стремление к новому статусу — «взрослый», при этом избегая ответственности; отказ от мнения, оценок и жизненного опыта родителей; принятие своих идей как единственно правильных и не требующих доказательств; стремление следовать за идеалами молодежной субкультуры; поиск пути к успешному построению собственной карьеры.
В подростковом возрасте смещаются акценты в мотивации — деятельность учения уступает место мотивации общения, поиску своей идентичности, своего Я, позиции в коллективе. «Одна из давних бед школы — потеря интереса учащихся к учению к старшим классам. Профильная дифференциация во многом помогает решить и эту проблему, так как делает учение старших школьников полезным, осмысленным и интересным», — считает Н.В. Немова (Немова, 2005, с.12). В 2009 году были опубликованы результаты массового исследования учащихся г. Канска Красноярского края. В рамках эксперимента по многим параметрам сравнивалось мнение и успеваемость учащихся, выбравших профильное обучение с результатами учащихся непрофильных школ. Авторы отмечают: «Профильное обучение в большей степени, чем обычное, способствует развитию личностных возрастных особенностей, что отчетливо проявилось в проведенном исследовании. Оно в самом деле начинает играть роль среды личностно-ориентированного развития не только в самом процессе обучения, но и в раннем профессиональном определении» (Коломейцева, Титенкова, Москвич, 2009, с. 30).
Основными проблемами современного образования как в профильной, так и в непрофильной школе, по мнению авторов исследования, являются:
- разрыв коммуникации в группе «учащийся — педагог — психолог»;
- дефицит информации о конкретных востребованных профессиях и учебных заведениях у учащихся;
- отсутствие профессионального психологического консультирования учащихся;
- отсутствие научных и социологических знаний в области профориентации у психологов и педагогов.
Треть объема предпрофильной подготовки, то есть около 30–35 часов за год, отводится учебным планом на информационную работу и профильную ориентацию. В информационную работу входит знакомство с местными учреждениями возможного продолжения образования, психодиагностику, анкетирование и консультирование. Конечная цель, к которой должен подойти каждый ученик основной школы — сделать осознанный мотивированный выбор профиля, согласованный с родителями, учителями, психологом и администрацией школы.
«Конечным результатом процесса профессионального самоопределения на старшей ступени школы является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности в рамках профессионального образования, включающей самодиагностирование, анализ профессиональной деятельности, профессиональные пробы. Эти компоненты являются основными составляющими процесса профессионального самоопределения на этапе выбора профиля обучения», — отмечает Ф.А. Зуева (Зуева, 2007, с. 59). В помощь педагогу-психологу ею разработан опросник «Готовность к профильному самоопределению». Цель опросника — диагностика мотивации выбора профиля, адекватности выбора, осознанности и умения планировать свою деятельность, эмоциональной вовлеченности ученика в ситуацию выбора профиля и степень самостоятельности выбора. Этот опросник может быть использован психологом и организаторами школы на стадии распределения учащихся по конкретным профилям или в процессе профильного обучения в 9–11 классах для понимания мотивационных проблем учащихся.
Организация поискового пространства ученика и родителя — специальная масштабная часть всего проекта предпрофильной и профильной подготовки. На этапе выбора профиля обучения подросток должен получить исчерпывающую информацию о рынке труда хотя бы на ближайшие пятнадцать лет и об учебных заведениях, которые осуществляют подготовку к выбранным учащимся профессиям. Организация этого поискового пространства включает анализ рынка труда до 2035 года.
Ученые предполагают, что за пятнадцать-двадцать лет совершенно изменится спектр востребованных профессий. Анализируя профессии будущего, нобелевский лауреат Кристофер Писсаридес представил всего лишь несколько отраслей, в которых роботы не смогут полностью заменить человека: медицина, образование, недвижимость, домохозяйство, гостиничный бизнес и туризм, персональные услуги. Продолжит расти востребованность труда в сфере искусства (https://www.iqconsultancy.ru/articles/kakie-professii-budut-vostrebovany-cherez-5-7-let/).
Пополнение компетенций будет требовать от человека навыков системного мышления, межотраслевой коммуникации, индивидуального подхода к людям и проблемам, работы в условиях неопределенности, владения техникой, проектными способностями, склонности к мультикультурализму.
«Система образования в целом будет пересмотрена и, возможно, создана заново, как вариант — в едином всеобщем образовательном пространстве. Образовательный процесс станет более гибким и индивидуализированным, получат дальнейшее развитие онлайн- и смешанные формы обучения. Ученые заявляют, что 2/3 нынешних первоклассников будут работать по профессиям, которых в настоящее время не существует. Главное, опять же, — вовремя заметить процесс и включиться в ход даже не обновления образования, а создания принципиально новых его систем», — отмечают авторы обзорно-аналитической статьи о профессиях будущего (https://www.if24.ru/rynok-truda-posle-2020/).
В информационной работе хорошо помогают специализированные интернет-ресурсы. Одним из наиболее удачных и объективных, на наш взгляд, является «Вузопедия». На данном ресурсе любой ученик может ознакомиться с наиболее полным спектром профессий, получить информацию о востребованности выбранной профессии в ближайшем будущем, узнать, какие вузы готовят соответствующих специалистов.
В рамках диагностики склонностей учащихся к определенным видам деятельности в школе №1505 проводилась работа с сайтом «Вузопедия». Учащимся предлагалось выбрать и проранжировать три специальности, которые кажутся им привлекательными для будущего профессионального самоопределения. Полный список специальностей был представлен каждому на мониторе. Следующий этап включал конкретизацию каждой специальности по направлению. Например, специальность «Архитектура и строительство» имеет 16 направлений: архитектура, градостроительство, дизайн архитектурной среды, реконструкция и реставрация архитектурного наследия и другие. Школьник, выбирая специальность «дизайн архитектурной среды», более конкретно знакомился с содержанием данной специальности и направления: «Данная специальность появилась относительно недавно, ее можно назвать достаточно «молодой». Она находится на стыке архитектуры и дизайна. Это предполагает, что в проектировании максимально используются разнообразные методы, материалы и технологии, чтобы предметные формы составили гармоничное пространство для человеческой жизни. В рамках данной программы студент становится специалистом, который сможет применить свои навыки в области дизайна, архитектуры в зависимости от профиля. Важно понимать, что, выбирая данную специальность, абитуриент должен иметь к этому предрасположенности: масштабность мышления, умение мыслить пространственно, погружаться в проект, не забывая о его различных составляющих. Остальному научат в процессе. На важном месте находится знание точных наук, этому уделяется много времени (http://vuzopedia.ru/spec/sphere/4).
Затем учащийся имел возможность посмотреть варианты программ по данному направлению в вузах России, выбрать вуз, исходя из возможностей проживания в конкретном месте и сдачи ЕГЭ для поступления на выбранную специальность. Следующий этап диагностики — согласование выбранных специальностей с родителями, учителями и психологом. Родителям также предлагалось заполнить анкету с предпочитаемыми специальностями, направлениями и вузами для своего ребенка. Исследования показали, что,за редким исключением, родители поддержали выбор своего сына или дочери. По крайней мере, из трех выбранных направлений учеником и родителем практически всегда были общие. Данный метод позволил на этапе выбора предпрофильной и профильной подготовки иметь ясно выраженные цели относительно сдачи конкретных ЕГЭ для учебы по предпочитаемой специальности. Эта цель была согласована со всеми участниками процесса подготовки к поступлению в вуз.
Отдельная работа должна вестись с учащимися по выявлению не только осознаваемых, но и неосознаваемых мотивов выбора профессии, предпочитаемых и отвергаемых траекторий профессионального развития и становления. Здесь наблюдается дефицит средств диагностики, которые выявляли бы скрытые часто от самого учащегося склонности и способности. Есть запрос к психологам-исследователям и разработчикам методов диагностики на разработку такого инструментария.
В методической литературе достаточно подробно описаны возможности оценки ресурса ученика для поступления в то или иное учебное заведение. Они, как правило, касаются набора баллов ЕГЭ и дополнительных баллов за победы в олимпиадах, конкурсах, портфолио и т.п. В профильном и предпрофильном отборе учеников так же основное внимание уделяется способностям. К сожалению, мало прописан ресурс эмоционально-волевых и личностных качеств учащегося, его готовность настойчиво стремиться к своей цели. Необходимо также иметь в виду материальную базу и социальные условия, в которых учащийся готовится поступить в вуз и освоить ту или иную профессию.
Подводя итоги, можно отметить слабую проработанность алгоритмов работы педагога-психолога по организации предпрофильной и профильной подготовки в средней и старшей основной школе. Недостаточно разработан методологический и методический инструментарий в области педагогики и психологии применительно к проблемам профессионализации учащегося.
Литература
- Галкина Т.И. Организация профильного обучения в школе // Книга современного завуча. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
- Зуева Ф.А. Предпрофильное и профильное образование как эволюционные ступени профессионального репродуцирования потенциала личности. Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2007.
- Коломейцева И.В., Титенкова Е.И., Москвич Ю.Н. Психологические проблемы профессионального самоопределения учащихся профильных школ г. Канска. Красноярск, КГПУ им. В.П. Астафьева, 2009.
- Немова Н.В. Управление системой профильного обучения в школе (методическое пособие). М.: Сентябрь, 2005.
Источник: Агальцова Т.В., Ильясов И.И., Нагибина Н.Л. Организация работы педагога-психолога по распределению учащихся в профильные и предпрофильные классы // Человек. Искусство. Вселенная. 2019. №1. С. 196–202.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать