18+
Выходит с 1995 года
25 ноября 2024
Группы интервизии для помогающих практиков, использующих системно-феноменологический подход

Одной из важных форм профессионального становления помогающих практиков, использующих системно-феноменологический подход, являются группы интервизии. Такой способ организации профессионального становления обеспечивает не только профессиональное развитие специалиста, сохранение его психологического здоровья, но и создание взаимного поддерживающего профессионального пространства. Вместе с тем сущность интервизии в системно-феноменологическом подходе, особенности ее проведения, основные принципы и правила организации пока не были описаны. Это, безусловно, создает сложности в работе, провоцирует конфликтные ситуации, подменяет сущность и смысл интервизорских групп. В этой связи нам показалось необходимым описать особенности проведения интервизии и её специфику в системно-феноменологическом подходе.

Данную статью мы посвящаем ответу на такие вопросы, как: в чем проявляется специфика интервизорских групп как формы профессионального становления помогающих практиков; каковы функции и цели групп интервизии, способы их организации на основе системно-феноменологического подхода, а также особенности и порядок их существования. Полагаем, что ответы на эти вопросы позволят выстроить работу групп интервизии, снять возникающие напряжения между специалистами, участвующими в них, сделать профессиональное становление помогающих практиков более эффективным. Статья написана на основе наблюдения за деятельностью групп интервизии, опыта их организации и ведения.

Итак, начнем с определения интервизии. Слово «интервизия» в переводе с английского языка (англ. — intervision) обозначает «взаимодействие, взаимная направленность» и «vision» — «виденье» — дословно — взгляд в середину, проникновение в суть. При этом стоит отметить, что в имеющихся источниках, отражающих обобщение практического опыта работы, интервизия рассматривается как консилиум разных специалистов для решения задач при сложных случаях с клиентом (Траутманн, 2011), форма организации обучения специалистов (Морозова, Гиршон, 2016), наблюдение группой самой себя (Жуков, 2013).

Отдавая должное указанным работам, мы все-таки остановились бы на рассмотрении групп интервизии как формы организации профессионального становления помогающих практиков, поскольку группа интервизии по своим внешним очертаниям представляет собой групповое объединение специалистов и является их формой совместного профессионального существования. Охватывает она не только этап профессиональной подготовки специалиста, участие в ней возможно на протяжении всей жизни. В ходе интервизии возникает не только групповая рефлексия, но и, прежде всего, происходит приобретение новых профессиональных качеств её субъектов, их движение и развитие посредством использования возможностей практикуемого метода.

Группа интервизии — это форма организации профессионального становления, созданная на основе совместного взаимодействия помогающих практиков с целью профессионального продвижения, поддержки и развития. Ее участниками являются уже практикующие специалисты, использующие методы оказания психологической, образовательной или социальной помощи, объединенные идеей профессионального развития. Группы выступают важным элементом создания единого профессионального пространства, задающего «зону ближайшего развития» специалиста, его личностного и профессионального роста.

Участниками таких групп могут быть помогающие практики, находящиеся на разных этапах своего профессионального становления: от тех, кто только начал свою профессиональную подготовку, до тех, кто достиг собственного видения и авторства в методе. Неважно, проходит ли специалист обучение по какой-либо образовательной программе либо он уже опубликовал статьи в международных изданиях и несколько монографий — процесс профессионального становления не имеет границ. Кроме того, самому продвинутому специалисту никогда не помешает опыт профессиональной поддержки единомышленников, диалог с соратниками.

Интервизорские группы — это такое уникальное пространство, в котором осуществляется обмен опытом между коллегами, а также поиск, обеспечивающий творческое развитие специалиста. Их основное назначение — объединить специалистов в едином профессиональном поле для взаимной поддержки, помощи и продвижении на основе совместных вкладов.

Основная функция этих групп — образовательная. Чаще всего они возникают при различных образовательных программах подготовки помогающих практиков и выступают как один из элементов обучения. В таких случаях они создаются, как правило, стихийно самими участниками, проходящими профессиональную подготовку с целью погружения в опыт профессионального развития, взаимного обогащения и изменения. Реализация образовательной функции может быть связана с решением таких целей, как отработка освоенных технологий и приемов работы; поиск ответов на вопросы, которые остались невыясненными в процессе семинара; погружение в работу по отдельным темам; обсуждение литературных источников или видеофрагментов с практикой выдающихся специалистов и т.п. Интервизорские группы расширяют опыт в области парадигмального знания (школа / направление), инструментального способа (технологии) и ситуативного действия (в рамках «клиент — проблема — помогающий практик»).

Еще одна функция — это профессиональная поддержка. Такая функция предполагает оказание профессиональной помощи, необходимой в процессе становления, ее смысл сводится к комплексу мер, не дающих упасть духом, пострадать профессиональному авторитету, самооценке. Группа — это место, которое дает возможность преодолеть профессиональные затруднения, справиться с личными проблемами так, чтобы специалист не оказался беспомощным на пути своего профессионального развития и брошенным среди тех сложностей, с которыми он столкнулся. Осуществление этой функции может быть связано с решением таких задач, как работа с непростым случаем из практики; работа с собственным профессиональным затруднением; в крайнем случае — работа с личным запросом. Основное предназначение профессиональной поддержки — приобретение опыта самостоятельной деятельности специалиста в ситуациях профессионального затруднения.

Особенно необходимой для профессионального становления является функция, связанная с формированием профессиональной идентичности. В интервизорских группах складывается пространство для осмысления собственной идентичности через соотнесение своей личности с личностями других специалистов. Такая своеобразная «примерка» того, что может практик, и того, чего он еще не достиг. Это позволяет иначе взглянуть на собственную личность, создает возможности для ауторефлексии и, как следствие, расширяет видение индивидуальных особенностей своей личности, её сильных и слабых сторон, способов компенсации собственных недостатков. Эта функция формирует условия для решения задач, связанных с осознанием собственного профессионального образа через принадлежность к определенной школе, использующей конкретный подход или технологию, в чем проявляется уникальность такого образа, каково его место в траектории профессионального движения.

Интервизорские группы могут также выполнять исследовательские функции. При их реализации осуществляется проверка гипотезы, построение собственного видения, работа над авторством в профессиональном развитии. Такие группы обычно необходимы для опытных специалистов, у них появляется возможность выйти за пределы своего мастерства и продвинуться дальше в область неизвестного, неосмысленного и непроверенного. Здесь возникают глубинное соприсутствие, созданное на основе личностной и профессиональной зрелости, и предпосылки для творческого решения поставленных профессиональных задач. При реализации исследовательской функции могут обсуждаться разные авторские подходы, подниматься новые проблемы, формулироваться гипотезы, которые проверяются совместно с коллегами. Поэтому исследовательская функция обеспечивает подготовку смысловых и регуляторных основ поведения помогающего практика в ситуациях неопределенности.

Таким образом, интервизорская группа позволяет обмениваться информацией и опытом между коллегами, тренировать профессиональные навыки, развивать метакомпетенции при наблюдении за деятельностью коллег, получать поддержку в решении проблемных вопросов, расширять возможности видеть собственные «слепые зоны», развивать профессиональную идентичность, искать инновационные способы решения профессиональных задач. Интервизорская группа является важным условием профессионального становления и развития специалиста в коллегиальном совместном пространстве. При этом у каждого участника группы могут быть свои субъективные цели: получить новый профессиональный опыт; принадлежать сообществу; находить совместные способы коллегиального решения задач и пр.

Интервизорская группа по выполняемым функциям имеет схожесть с другими формами организации профессионального обучения и помогающих практик. Чтобы понять специфику интервизорской группы, её отличительные черты, необходимо сопоставить её особенности с группами, которые в той или иной мере решают схожие задачи. Такими группами, на наш взгляд, являются группы супервизии и клиентские группы.

Прежде всего, интервизорская группа близка по своим смысловым и функциональным характеристикам к группам супервизии. И та, и другая группы выполняют одинаковые функции. Однако отличия их проявляются в ролевых отношениях участников. Группы интервизии являются интерколлегиальными и межколлегиальными группами. Их участники все одновременно включены в обмен опытом. Они находят ту меру, которая позволяет вносить в деятельность группы соразмерный вклад, основанный на соблюдении баланса между друг другом. Специалисты сообща ищут способы решения возникающих задач, совместно отвечают за тот процесс, который возникает в группе, коллегиально определяют то содержание, с которым будут работать. Это не группы равных по своему опыту участников, такое вообще невозможно: у каждого собственный жизненный опыт, образование, индивидуальные стилевые личностные характеристики. Но это группы равных по своему вкладу участников. Каждый самостоятельно регулирует долю личного участия в исходе общего дела. Эти группы являются долгосрочными по времени своего существования и частыми по периодичности встреч.

В отличие от интервизорских групп группы супервизии организуются и проводятся более опытными профессионалами с менее опытными. Т. Пауэлл описывает супервизию как упорядоченный процесс наставничества, фокус которого сосредотачивается вокруг администрирования, оценки, терапии и поддержки (Powell, Miller, 1993). Супервизия открывает возможность получить поддержку от более опытного коллеги (Залевский, 2008). Супервизор не является участником группы, он — авторитетный представитель более широкой профессиональной общности. Группы супервизии так же, как и интервизии, способствуют повышению профессионального мастерства через углубление осознавания себя, формирование профессиональной индивидуальности, профессионального стиля и устойчивой позитивной самооценки. Проводятся такие группы по мере необходимости решения задач профессионального развития через расширение взгляда на собственные профессиональные затруднения с точки зрения более компетентного лица. Хотя даже в интервизорской группе уже можно получить внутренний сторонний взгляд от других людей, обладающих авторитетом внутри нее.

Стоит также отметить, что несмотря на то, что интервизорская группа выполняет поддерживающую функцию, она не является клиентской группой. Цели психотерапии не являются её приоритетом, здесь не ставятся задачи по устранению или снятию симптомов психологической травмы или патологического психологического состояния, вызывающего изменение жизнедеятельности. Но на этих группах может быть рассмотрен личный запрос одного или нескольких участников, который является не самоцелью, а поводом для практики и профессионального роста. Люди, приходящие в эти группы, должны быть способны позаботиться о себе и своем самочувствии самостоятельно.

Интервизорские группы являются самоорганизующейся структурой. Их возникновение инициирует кто-либо, имеющий отношение к профессиональному сообществу. Как правило, такой человек получает статус модератора группы. Он следит за организацией группы, определяет место ее проведения, регламент, соблюдение правил функционирования. Модератор может выполнять одновременно функции ведущего группы и регулировать стратегии решения задач, но это не является обязательным. Он также может делегировать свои отдельные задачи участникам группы для обеспечения эффективности процесса.

Специфика каждого метода, в котором работает специалист, определяет смысл интервизорских групп и особенности их проведения. Практикующие группы учитывают философию и теорию, на основе которых был создан метод. В данной статье речь идет об интервизорских группах, работающих в системно-феноменологическом подходе, в этой связи остановимся на их своеобразии и методике работы.

В системно-феноменологическом подходе происходит работа с исключенными чувствами, возникавшими внутри семейной / родовой или другой социальной системы. Т.е. теми чувствами, которые вытеснялись, отвергались и не были в полной мере прожиты. Как правило, младшие оказываются призванными проживать их, что приводит систему к равновесию, но при этом останавливает движение в ней, и, как следствие, социальная система перестает быть изменяющейся и продолжающейся. Работа одновременно проводится со всеми участниками семьи / системы, имеющими отношение к исключаемым чувствам, и направлена на размыкание переплетения, вызванного исключением. Местом хранения исключенных чувств является поле, откуда чувства можно достать и где их можно прожить с помощью фигур, замещающих представителей системы. Порядок движения в любой системе поддерживается на основе трех законов: принадлежности, иерархии и порядка. Эти законы определяют динамики и правила внутри группы интервизии.

Особенности метода отражаются и на сущности, а также характере работы интервизорской группы. Интервизорские группы, работающие на основе системно-феноменологического подхода, представляют собой форму организации совместного взаимодействия, необходимого для профессионального становления помогающих практиков, в ходе которого происходит приобретение новых профессиональных качеств субъектов, а также расширение их осознанности, способности видеть исключаемый опыт, использовать технологии для его интеграции на основе разных практико-ориентированных подходов и школ, а помимо того — создание авторства в методе и его исследования. Эти группы призваны реализовывать три базовые ценности становления специалиста: продвижение, творчество и поддержку.

Обеспечение этого происходит через принадлежность всех участников группе, через их совместное участие в ее работе и взаимную поддержку. Иерархия в группе соблюдается на основе порядка вхождения в группу и вклада в ее развитие. Все конкурентные отношения, стремление воспользоваться властью становятся возможными на базе конструктивных вложений в групповой процесс, в содержание деятельности или в развитие метода. Баланс в группе соблюдается за счет определения размера индивидуального вклада каждого участника группы и с учетом общего видения этих вкладов. Безусловно, возможность видения у каждого участника своя, она определяется жизненным и профессиональным опытом, способностью прогнозировать ситуацию, предвидеть действия другого, эмоциональной реакцией на события и пр. Она не может быть одинаковой. Поэтому те, кто имеют ресурсов больше, но видят, что группа не в состоянии в полной мере воспользоваться их опытом и умениями, могут ограничить себя и решать свои задачи в пределах возможного. Избыток ресурсов и энергии может быть выведен в пространство профессионального сообщества и работы с клиентами за пределами интервизорской группы (при ведении своей практики, в рекламе, в развитии метода). Те, кому пока нечего вкладывать в общую работу, но у кого есть свой интерес к группе, принимают то, что им дают, с благодарностью. Так создается жизнеутверждающее пространство, обеспечивающее возможность для решения групповых задач интервизии, реализации каждого и существования группы как системы, имеющей уникальное поле, хранящее чувства участников группы.

Основываясь на независимых характеристиках, можно создать многообразную типологию интервизорских групп. По содержательной направленности — тематические / технологические / парадигмальные группы. Содержательная направленность определяет предмет интервизии и, следовательно, фокусирует внимание либо на тематике группы (например, самореализация, внутрисемейные отношения, здоровье, травмы и т.д.); либо на технологии — методы и приемы (например, как определить, с каким запросом стоит работать, как читать поле, какую интервенцию использовать и т.п.); либо на исходной парадигме или школе (работа через согласие с прерванным движением любви (Хеллингер, 2005); работа с семантическими и синтаксическими слоями системного (Фон Кибед, Шпарер, 2014); расстановки травмы идентичности (Рупперт, 2014); полевая практика (Веселаго, 2013) и др.). По месту проведения можно выделить стационарные и онлайн-группы, по подготовленности участников — группы новичков / продвинутых / смешанные; по стабильности участия в группе — группы с постоянным и меняющимся составом; по гендерному составу — однородные / разнородные. Каждая из этих групп имеет свои возможности и ограничения, которые описаны в имеющейся литературе.

Интервизорские группы являются стабильно функционирующими, они собираются для встречи 2–4 раза в неделю на 3–4 часа. Предварительно договариваются о содержании, задачах, формате и регламенте работы. При образовании интервизорской группы озвучиваются общепринятые правила работы специалистов помогающих профессий: соблюдение этических норм, конфиденциальности, осознанности, ответственности и открытости, правила «Стоп». На данной основе создаются правила, необходимые для обеспечения эффективной работы именно этой группы (предпочитаемая направленность и содержание работы, регламент, способы ведения группы, баланс между практикой и рефлексией и др.).

Особое значение в этих группах имеет позиция ведущего. Она обязательно складывается из двух компонентов — это позиции старшего и младшего, которые необходимо удерживать одновременно. С одной стороны, он — старший, так как ведет группу: определяет ее задачи, выполняет работу по запросу, проводит дискуссию и пр. Он не позволяет перехватывать свою позицию; если он строит работу с запросом, он сохраняет свое видение запроса и подводит клиента к решению. С другой стороны, он находится в позиции младшего, если работает с группой. Вместе с группой он составляет новую систему. При работе с группой ведущему необходимо слышать исключения, возникающие у участников группы, понимать, в чем они нуждаются, поэтому он сознательно внутри прибегает к умалению себя в своей позиции, чтобы дать место тому из участников группы, кто в этом нуждается. Потому что именно младший хорошо слышит исключаемое.

Работа в группе проходит через три этапа: вводный, основной, заключительный. На вводном этапе обозначаются цели и задачи встречи, формат, в котором будет проходить группа. Если появляются новые участники, то для них озвучиваются правила работы группы. При необходимости договариваются о ведущем этой встречи. На основном этапе реализуется заявленное содержание в избранном формате. Заключительный этап предполагает планирование содержания и задач следующей встречи. Также здесь может быть обсуждено то, что стоит пересмотреть в работе группы.

Среди наиболее встречающихся форматов работы интервизорской группы можно назвать: «работа по запросу», «разбор случая», «разбор технологии», «эксперимент», «дискуссия» и др. Каждый из этих форматов может стать содержанием основного этапа интервизии. Кроме того, они имеют свои технологии проведения. Выбор формата определяется целями профессионального развития самих участников, здесь не существует предпочитаемых форматов. Остановимся на их рассмотрении.

«Работа по запросу» — это один из наиболее распространенных форматов, он имеет место на начальных этапах становления помогающих практиков, когда есть много непроработанного материала в собственном бессознательном. Тогда один из участников группы заявляет о своем запросе, он же выбирает себе человека, который с ним будет работать, после чего проводится клиентская фасилитация с последующим обсуждением. Обычно для работы по запросу отводится 20–25 минут. При обсуждении обращают внимание на то, что исключается клиентом, где возникает переплетение, какие технологии работы с запросом использовал ведущий. Иногда работа с клиентским запросом необходима и опытным участникам, для чего должна быть сформирована зрелая группа, готовая выдерживать и разделять возникшую ситуацию. Эти группы могут быть как тематическими, по заранее обозначенной теме, так и спонтанными, проводимыми по актуальным запросам.

«Разбор случая» — проводится тогда, когда кто-либо из участников столкнулся в собственной практике со сложной ситуацией. Он может вынести ее на обсуждение, сохраняя конфиденциальную информацию о клиенте. Группа сообщает о своем видении того, как стоит работать в этой ситуации. Причем мнения высказываются, но не навязываются, а за заявителем остается право выбирать, принять чью-либо точку зрения либо продолжать искать что-то свое. Работа со случаем может предполагать также работу с запросом. В этом варианте запрос должен быть связан с тем, какие структуры личности практика не позволили ему решить конструктивно профессиональную задачу, что помешало. Тогда проводится терапевтическая работа.

«Разбор технологии» — необходимость обращения к данному формату возникает тогда, когда есть потребность углубиться в информацию о целевых, методических и результативных вопросах используемых технологий. Тогда выбирается аспект, который будет обсуждаться, каждый участник группы собирает информацию о нем и приходит на группу уже вполне подготовленным. На группе могут быть обсуждены границы используемой технологии, проведены работы с ее применением и сделан их анализ. А также возможен просмотр видеозаписи работ авторитетных ведущих, использующих рассматриваемую технологию, с рефлексией их деятельности.

«Эксперимент» — это менее распространенный формат работы интервизорских групп, но не менее необходимый. Его используют зрелые специалисты, расширяющие форматы метода и работающие над собственным авторством. В ходе эксперимента проверяются гипотезы, поэтому участник, имеющий необходимость проверить возникающую у него гипотезу, заявляет об этом заранее. А желающие принимают участие в ее проверке.

«Дискуссия» используется на разных этапах профессионального становления — от начинающих до авторов школ. Дискуссия предполагает обсуждение сложных вопросов, она может быть самостоятельной (без клиентских работ). Но иногда некоторые обсуждаемые вопросы проверяются с помощью клиентской работы, через примерочные расстановки. Дискуссия может быть развернута вокруг прочтения первоисточника. Тогда на месте фрагмент читается и обсуждается. Либо для проведения дискуссии предлагаются проблемные вопросы, касающиеся философии и методологии системно-феноменологического подхода (например, является ли феноменология теорией, можно ли проводить исследование с помощью феноменологического метода, может ли быть метод свободен от теории). Обычно такие вопросы рассматривают уже искушенные ведущие, имеющие сложившуюся практику и видение в методе, ищущие способы его развития и продвижения.

С какими проблемами сталкиваются интервизорские группы в системно-феноменологическом подходе? Все проблемы возникают при нарушении законов функционирования систем, что не позволяет находить выход естественному движению энергии, возникающей в группе. Поэтому лидеры групп, как правило, должны следить за соблюдением законов жизни системы и группы как системы.

Прежде всего, это нарушение иерархии. Иерархия определяется порядком вхождения в группу и внесением в нее вклада. Любое перетягивание власти в свою сторону кем-либо из младших должно пресекаться. Если у них энергии много, она должна быть направлена в созидательное русло — продуцирование новых идей, развитие собственной практики или собственной интервизии за пределами группы. Важно поддерживать основную идею группы — обеспечение профессионального становления, в основе которого лежит личностный и профессиональный рост самого участника группы в тех условиях, которые возможны именно в этой группе, не разрушая того, что в ней создано.

На втором месте — нарушение баланса. Интервизорские группы — это группы равного участия и равного вклада, это группы обмена. Сама по себе группа сильнее, чем один участник. Поэтому группа имеет свое движение, свои динамики. В группе не может быть кого-то, кто будет только делающим для всех, это исказит баланс отношений в группе. Здесь возможен соразмерный обмен тем, что имеет каждый и чем он готов делиться.

И на третьем месте — игнорирование закона принадлежности. Равенство участников группы определяется через их принадлежность. Все равны в том, что они одинаково принадлежат группе. Абсолютно у каждого участника есть, что дать группе — внимание, заботу, опыт и пр. Этот вклад должен быть соразмерен и признан. Игнорирование вклада участников группы приводит к ее распаду.

Таким образом, в данной статье были рассмотрены интервизорские группы как организационные формы профессионального становления помогающих практиков. Обращение к интервизорским группам как форме организации профессионального становления позволяет сохранять принадлежность специалиста к профессиональному сообществу на протяжении всей профессиональной жизни, открывает возможность для совместного обращения к сущности многих профессиональных проблем, дает основания для пересмотра собственной профессиональной деятельности, создает условия для преодоления кризисов профессионального развития. Несмотря на все преимущества интервизорских групп, они обладают своими недостатками. Профессиональное становление происходит внутри одного пространства уже знакомых людей, что не дает возможности увидеть происходящее через иную точку зрения, расширить свое восприятие через новый опыт, привязывает к возможностям развития самой группы. Поэтому интервизорская группа не может быть использована исключительно как единственная форма профессионального становления.

Литература

  1. Веселаго Е.В. Современные системные расстановки: история, философия, технология. Киев — Бостон: Толиман, 2013. 102 с.
  2. Жуков Л. Что такое интервизорская группа? (к теории групп) [Электронный ресурс]. URL: https://independent.academia.edu/ZhukovLeonid (дата обращения: 09.08.2019).
  3. Залевский Г.В. Супервизия: практика в поисках теории // Сибирский психологический журнал. 2008. № 30. С. 7–13.
  4. Морозова Ю., Гиршон А. Руководство по интервизии в интегративной танцевально-двигательной терапии [Электронный ресурс]. URL: http://idmt.girshon.ru/intervision.doc (дата обращения: 20.07.2016).
  5. Рупперт Ф. Симбиоз и автономность. Расстановка при травме. Симбиотическая травма и любовь по ту сторону семейных переплетений. М.: Институт консультирования и системных решений, 2014. 272 с.
  6. Траутманн Ф. Руководство по проведению интервизии [Электронный ресурс]. Голландия: Институт Тримбос – Институт психического здоровья и зависимостей, 2011. URL: http://www.unodc.org/documents/ balticstates//Library/PharmacologicalTrea (дата обращения: 20.07.2019).
  7. Фон Кибед М., Шпаррер И. Совсем наоборот. Работа с тетралеммой и другие формы структурных расстановок. М.: Институт консультирования и системных решений, 2014. 256 с.
  8. Хеллингер Б. Источнику не нужно спрашивать пути. М.: Институт консультирования и системных решений, 2005. 308 с.
  9. Powell T., Miller J. Analyzing your competition. Summer – Autumn (Fall) 1993. URL: https://doi.org/10.1002/cir.3880040228 (дата обращения: 12.08.2019).

Источник: Кригер Е.Э., Бахадова Е.В. Группы интервизии для помогающих практиков, использующих системно-феноменологический подход // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2020. №1. С. 40–53. DOI: 10.28995/2073-6398-2020-1-40-53

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»