В современных условиях задачи управления при возникновении экстремальных условий возникают как по месту службы, так и в любом другом регионе, в который направляется руководитель полицейского органа вместе с личным составом.
Важно отметить, что умение управлять собой, своими психическими состояниями требует дополнительных регулярных занятий. Методика ориентирует сотрудников на разъяснение природы стресса и различных видов стрессовых состояний; объяснение наиболее рациональных способов управления своим состоянием; проведение первоначальных упражнений для приобретения исходных навыков саморегуляции; самостоятельное формирование умения саморегуляции, позволяющего применять в различных кризисных ситуациях.
Практический опыт показывает, что необходимо знакомить обучаемых с методами самоконтроля, самоуправления, саморелаксации и самомобилизации, формами и методами аутогенной тренировки, способами произвольной регуляции внимания и мыслительной деятельности. Занятия проводятся в специально оборудованных кабинетах психологической разгрузки.
Психической травме подвержены сотрудники, испытавшие воздействие сверхсильных психогенных факторов либо находившиеся в ситуации «критического инцидента». Многие исследователи, работающие в области психической травмы, полагают, что постстрессовые состояния — это «нормальные реакции на экстремальные ситуации». Это означает, во-первых, их временный, потенциально обратимый характер и, во-вторых, возможность укрепления защитных механизмов личности, пережившей травму, в результате активного «психологического вмешательства».
Для предотвращения негативных психологических последствий психической травматизации разрабатываются программы «управления стрессом», основанные на представлении, что неконтролируемый (неуправляемый) стресс носит деструктивный характер как для личности, так и для организации (группы).
Особое внимание уделяется методике проведения «Дебрифинга стресса критических инцидентов» как специализированного метода предупреждения посттравматических расстройств, разработанного американским психологом Дж. Митчелом в 1983 году.
В наиболее полном и структурированном виде эффективен процесс работы с последствиями коллективной психической травмы.
Психологический дебрифинг проводится с группами людей, совместно испытавших стрессовые или трагические события. Его цель — минимизировать нежелательные психологические последствия и предупредить развитие синдрома посттравматических стрессовых расстройств. По своей природе дебрифинг представляет собой не терапевтический, а психолого-педагогический метод и проводится «по горячим следам» конкретного события в форме групповой дискуссии под руководством подготовленного профессионала.
Подчеркивается, что дебрифинги не заменяют собой собственно лечения, которое бывает необходимо в некоторых случаях; их цель — минимизировать нежелательные психологические последствия и предупредить развитие синдрома посттравматических стрессовых расстройств. Эта цель достигается путем «вентиляции» впечатлений и эмоций; когнитивной организации опыта; уменьшения тревоги и напряженности; понимания универсального характера индивидуальных реакций, достигаемого в процессе интенсивного «обмена» чувствами; мобилизации ресурсов для социальной поддержки, усиления групповой солидарности и сплоченности; подготовки участников к правильному восприятию своего последующего состояния и использованию различных стратегий психологической помощи.
Процесс дебрифинга обычно состоит из трех основных частей: «вентиляции» чувств в группе и оценки стресса ведущими; подробного обсуждения «симптоматики» и психологической поддержки; мобилизации ресурсов, предоставления информации и планирования дальнейшей помощи. Выделяют от 5 до 7 обязательных фаз, через которые проходит группа.
К профессиональным экстремально-психологическим знаниям, умениям и навыкам обеспечения устойчивости профессиональной направленности сотрудников органов внутренних дел в экстремальных ситуациях следует отнести:
- знание методов и приемов противодействия негативному информационно-психологическому воздействию и их адекватного выбора;
- умение выявлять, распознавать признаки негативного информационно-психологического воздействия;
- навыки мобилизации ресурсов личности для противодействия негативному информационно-психолоrическому воздействию;
- навыки осуществления непосредственного противодействия негативному информационно-психологическому воздействию (выбор и использование психотехник противодействия в межличностной и массовой коммуникации);
- навыки рефлексивного самопознания и саморегуляции;
- навыки коллективного противодействия слухам и домыслам, дестабилизирующим и деморализующим морально-психологическое состояние сотрудников.
Психологическими механизмами формирования психологической устойчивости профессиональной направленности личности сотрудника ОВД являются: интериоризация, социально-психологическая идентификация и целеполагание.
Интериоризация, проявляясь первой среди психологических механизмов, способствует усвоению сотрудником социальной роли правоохранителя, переводу норм и ценностей коллективов и профессиональных групп во внутреннюю ценностно-смысловую социально-значимую структуру сознания сотрудников. В ходе интериоризации обогащается система общечеловеческих ценностей, норм, убеждений, создающая основу регуляции поведения сотрудника.
Психология управления руководителей органов внутренних дел Российской Федерации
Механизм социально-психологической идентификации включается в процессе осуществления сотрудником осознанного выбора норм взаимодействия с социальным окружением. Благодаря действию этого механизма происходит формирование идентификаций в многоуровневом, иерархически организованном пространстве сознания сотрудника (по принципу «свой — чужой»), определяющих характер межличностного взаимодействия, а при выявлении попыток манипуляции осуществляется принятие решения на применение определенной стратегии противодействия.
Третьим механизмом формирования психологической устойчивости профессиональной направленности личности сотрудника выступает целеполагание, представляющее собой процесс выработки основных и ситуативных целей профессиональной деятельности, а также стратегий их достижения в процессе взаимодействия с коллегами и другими людьми. Действие этого механизма способствует формированию стиля межличностного взаимодействия сотрудников с криминальными элементами и является доминирующим в их поведении при выборе стратегии противодействия манипуляции.
В целях обеспечения психологической устойчивости профессиональной направленности сотрудников ОВД в экстремальных условиях могут использоваться различные формы психологического обеспечения: индивидуальное и групповое психологическое консультирование, профессиональная экстремально-психологическая подготовка, оказание психологической помощи.
Развитие у руководителей и сотрудников антиманипулятивных навыков и стратегий противодействия негативному информационно-психологическому воздействию может проводиться посредством риторических техник уточнения, перефразирования, парафраз, игнорирования, контент-анализа печатной продукции и видеосюжетов, информационного диалога, перехвата инициативы, осознания личностных качеств, психологических техник концентрации, мобилизации, саморегуляции, мнимого согласия и изменения перспективы, а также в ходе информационно-психологических игр, в процессе которых могут моделироваться социально-психологические ситуации, возникающие в межличностной и массовой коммуникации под влиянием манипуляции.
При выборе стратегии поведения в экстремальных условиях сотрудникам следует выявлять цель коммуникативного взаимодействия, степень жесткости коммуникативной позиции и модальность отношения к оппоненту.
Проявление этих параметров в общении заключается в выборе и реализации одной из четырех основных стратегий противодействия манипулятивной стратегии вскрытия и легализации намерений манипулятора, пассивного, активного противодействия, комбинированного противодействия. Реализация сотрудником выбранной стратегии поведения определяется соотношением ситуационных и личностных факторов.
Опубликован фрагмент раздела «Психология управления группами в экстремальных условиях» из учебника «Психология управления руководителей органов внутренних дел Российской Федерации» под редакцией В.В. Вахниной. Учебник представлен в Национальном психологическом конкурсе «Золотая Психея» по итогам 2021 года в номинации «Книга года по психологии».
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать