18+
Выходит с 1995 года
24 декабря 2024
Психотерапевтическая сказка А.В. Гнездилова «Роза»

Вниманию читателей предлагаем фрагмент книги терапевтических сказок «Дым старинного камина. Сказки доктора Балу» врача-психиатра, доктора медицинских наук, профессора Андрея Владимировича Гнездилова.

По каким удивительным законам возникает притяжение и чувства между мужчиной и женщиной? По каким неведомым законам они расстаются? Что есть Любовь? Как найти своего партнера? Какие стили взаимоотношений складываются между мужчиной и женщиной? Об этих и других «вечных» вопросах будет размышлять читатель этих сказок.

Психолог может использовать приведенные в этой главе истории в процессе консультирования юношей и девушек, мужчин и женщин, решающих для себя вопрос гармоничных отношений с партнером.

Часто собранные в первой главе сказки оказывают помощь, если речь идет о:

  • поиске партнера, формировании образа партнера;
  • «кризисе» семейных взаимоотношений;
  • проблеме измены;
  • «проверке чувств» партнера или своих собственных;
  • понимании тайны взаимоотношений мужчины и женщины.

В зависимости от ситуации и динамики консультирования можно обсуждать сказки или оставить клиентов с вопросом.

Вопросы для размышления и обсуждения:

  • Какой отклик в вашей душе вызвала эта сказка?
  • Как вы думаете, к чему стремились главные герои?
  • Как вы думаете, почему именно с этими героями произошли эти события?
  • Каков, по-вашему, конец этой сказки?
  • Может ли подобная ситуация произойти в реальной жизни или этот сюжет только для сказки? Если может, то приходилось ли вам наблюдать или участвовать в подобной ситуации?
  • Если предположить, что каждая сказка несет в себе некоторую важную для нас информацию, то что бы вы «взяли для себя» из этой сказки (идею, мысль, образ, ощущение, стиль взаимоотношений, «урок», и пр.)?

Роза

Каждому сердцу открывается мир по-своему, и трудно перечесть, сколько солнц озаряет землю, как и сказать, сколько существ населяет ее. В достопамятные времена, когда приходила пора весны в горные страны и любовь пробуждала спящие души, житель гор, рискуя жизнью, взбирался на неприступные скалы. Там отыскивал он цветы эдельвейса на альпийских лугах, чтобы принести их своему кумиру. Свершив подвиг, он начинал танцевать, описывая движениями свой трудный путь, опасности, которые его подстерегали, и свое чувство, что вело его к победе. И возлюбленная, захваченная порывом юноши, включалась в танец, который становился символом их общей жизни. Ведь именно ее образ был тем светом в конце пути, к которому стремился ее избранник.

А в это же время житель лесов забирался в непроходимые дебри, чтобы отыскать заповедные озера, и, сорвав белоснежную лилию, нес ее своей любимой, распевая песню, рождавшуюся в его сердце. И эхо несло его голос к подруге. Она отвечала ему песней, которая помогала юноше отыскать обратную дорогу среди дикого и сурового леса.

Житель прерий скакал во мраке, чтобы добыть для своей любимой сказочный цветок — Царицу ночи, что распускается при заходе солнца, светится в темноте и умирает при первых солнечных лучах. Коротко время, чтобы найти в необъятных просторах среди колючих кактусов тот цветок, что зацветет в эту ночь, и успеть принести его к ногам возлюбленной. Быстрый скакун приходил на помощь человеку, но чтобы еще звонче стучали его копыта, возлюбленная его брала гитару и кастаньеты. И вместе они вершили подвиг любви.

А в пустынях под палящим зноем юноша верхом на верблюде, замирая на долгие часы, а иногда и дни, ожидал первого и, может, единственного весеннего дождя. Падали драгоценные капли и тут же появлялись алые маки, волшебным ковром покрывающие землю. И звучала свирель, и дурманящий дымок извивался над огненными цветами. С тихим звоном, сверкая золотыми украшениями, подобно раскачивающемуся деревцу, танцевала девушка, и грезы самых сладких сновидений не могли сравниться с ней.

Где-то на широких листах Виктории Регии юноши проносили своих возлюбленных через водопад, где-то... Впрочем, всего не перечислить. Все это происходило, пока не появился на земле один садовник. Он писал стихи и считал звезды, занимался медициной и выращивал цветы. Однажды он создал Розу и подарил ее людям. Воистину, она оказалась королевой цветов. Не было на свете ни одной страны, где бы ее не признали и не поставили на первое место. Теперь многие и многие стали забывать о своих прежних обычаях, и символом любви всюду стала Роза. Но вместе с ней пришла в мир путаница. Юноша приносил розы своей возлюбленной, она отдавала ему сердце и ждала, что он будет танцевать, а он вдруг начинал петь, и она не понимала его. А иной, вместо того чтобы застыть в созерцании, начинал демонстрировать свою силу и ловкость. Так, поддавшись чарам розы, люди не могли увидеть и понять друг друга, и вместе с восторгами поползли слухи, что Роза — великая искусительница, цветок иллюзий и обмана.

И жила на свете одна Принцесса. Конечно же, была она так прекрасна, что родители и подданные прозвали ее Розой. Как на чудо съезжались посмотреть на нее бесчисленные гости, и слава о ней неслась из страны в страну.

И вот многие юноши, принцы, покинув свои края, прибыли ко двору, чтобы попробовать завоевать ее сердце. И все они приносили к ее ногам розы. Отдав свои Дары, одни принцы начинали танцевать, и Принцесса умела повторить их танец так, что бедные юноши совсем теряли голову, другие принцы пели, и в ответ им звучали столь же прекрасные песни, третьи стреляли из луков, четвертые играли на гитарах, пятые скакали со скоростью ветра, но всюду Принцесса могла ответить им на их призыв, ни в чем не уступая. Вот только ни одному их них она не захотела отдать своего сердца. С разбитыми надеждами очарованные женихи разъезжались по домам.

Воистину, любовь заставила их испить не сладость счастья, а горечь печали. Но, верно, мало кто из осуждавших Принцессу подумал о том, что и ее уделом оказалось разочарование. Ведь она так же ждала и хотела найти того, кто смог бы подарить ей счастье. Ее ли вина была в том, что она искала совершенство?

И тогда Принцесса сама отправилась странствовать по земле. Много земель посетила она, и всюду скрывала свое лицо под чадрой, чтобы не будить в людях напрасных надежд. Однажды она прибыла в страну, где был погребен Великий Садовник, принесший в мир Розу. Чудесный оазис из цветущих деревьев окружал овальное озеро в беломраморных берегах. В водах его, глубоких, как небо, и спокойных, как зеркало, застыло отражение чудесного мавзолея. Стройные резные минареты, легкие изящные арки меж голубых узорчатых колонн, белые и розовые купола в оправе бирюзовых лепнин были подобны руке, унизанной драгоценными кольцами. Вся эта соразмерность и красота заставляли сердце сжиматься с трепетом. Но, подняв глаза от озера, Принцесса не обнаружила самого мавзолея. На его месте было пустое пространство, поросшее кустами прекрасных роз. Чудо живого отражения, оставшегося от исчезнувшего мавзолея, потрясло девушку. Она села на берегу, и слезы потекли по ее щекам. «Неужели наш удел — видеть только отражение Истины, а не ее саму? Что же тогда значит твоя Роза, о Учитель? Любовь или ее отражение? Почему так много иллюзий поселяет она среди людей и вместо радости дарит слезы? Или вся жизнь — всего лишь сон? Подует ветер, исчезнет дворец на поверхности воды и так же пройдут наша любовь и жизнь?»

Так шептала она, и в косых лучах заходящего солнца ее фигура казалась поникшим, увядающим цветком. Внезапно вспыхнул яркий свет, и вместе с ним явился ее взору чудесный мавзолей, бывший дотоле лишь отражением. С глубоким гармоничным аккордом открылись золотые решетчатые двери, и из них выступил прекрасный юноша в белом тюрбане, украшенном бриллиантами.

«Мир тебе, о Принцесса! — произнес он. — Моя любовь ждала тебя столько столетий, и ты наконец пришла. Знай же, что Роза — это не мечта и не иллюзия, хотя способна отражаться в сердцах, как этот мавзолей в водах озера. В лепестках Розы собраны все чувства любви и их выражения, какие только существуют на земле. Но смысл их в том выборе, который обычно делает человек. Он в том, чтобы пробудить в каждом любовь ко всему сущему! Принять весь мир, не делая различий, ибо улыбка Бога принадлежит каждому, кого он сотворил. Ты, дитя, способна вместить это чувство и можешь войти во дворец вместе со мной. Пусть твой пример останется другим людям. Любовь ждет каждого».

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Психотерапевтическая сказка А.В.Гнездилова «День тумана»
    29.02.2024
    Психотерапевтическая сказка А.В.Гнездилова «День тумана»
    29 февраля 2024 года исполнилось бы 84 года врачу-психиатру, доктору медицинских наук, профессору Андрею Владимировичу Гнездилову. В этот день предлагаем вниманию читателей фрагмент книги терапевтических сказок «Дым старинного камина. Сказки доктора Балу».
  • Одиночество: данность и заданность
    02.09.2023
    Одиночество: данность и заданность
    Предлагаем вниманию читателей фрагмент статьи Виктора Кагана «Одиночество: данность и заданность», завершающей книгу рассказов «Город» Яна Шайна, а также один из рассказов сборника.
  • «Рожденные цифровыми: семейный контекст и когнитивное развитие»
    15.12.2022
    «Рожденные цифровыми: семейный контекст и когнитивное развитие»
    В монографии анализируется специфика использования цифровых технологий в современных семьях с детьми 5–16 лет, а также особенности развития высших психических функций у детей-пользователей Интернета.
  • Семейные факторы возникновения буллинга
    15.03.2022
    Семейные факторы возникновения буллинга
    Родительская включенность и поддержка, теплота и эмоционально насыщенные отношения с ребенком, равно как и хорошо простроенная внутрисемейная коммуникация являются значимыми факторами защиты детей и подростков от виктимизации.
  • Куда уходит детство...
    12.03.2022
    Куда уходит детство...
    Детские травмы, холодность родителей, длительная разлука с ними, жестокость учителей, трудности коммуникации в детской среде и отсутствие поддержки со стороны взрослых — все это влияет на будущее человека, закладывая в характер кирпичики страха перед жизнью.
  • Экспедиция в страну с вулканами семейных кризисов: о семейной изюминке
    26.02.2022
    Экспедиция в страну с вулканами семейных кризисов: о семейной изюминке
    Семейный консультант готов подсказать, что могут найти супруги, если будут искать. Одна из счастливых находок — «семейная изюминка». Тем, кто нашел ее, семейная жизнь будет много слаще, а семейные разногласия и кризисы много слабее, чем у тех, кто не нашел.
  • Учебно-методические пособия «Семьеведение» для учителей и школьников в открытом доступе
    20.10.2021
    Учебно-методические пособия «Семьеведение» для учителей и школьников в открытом доступе
    В 38 регионах России уже преподается курс семьеведения. Для методической поддержки курса изданы учебно-методические пособия «Семьеведение (Основы семейной жизни)» для учителей и для школьников 9–11 классов. Книги доступны для скачивания бесплатно!
  • Алексей Мелёхин: «Психология альфа-женщины»
    11.04.2021
    Алексей Мелёхин: «Психология альфа-женщины»
    Альфа-женщина — это новый психологический гибрид, который воплощает и уравновешивает в себе лучшие черты мужественности (рациональность, соревновательность, напористость) и женственности (нежность, заботливость, сексуальность)…
  • Елена Емельянова об обрядах инициации в сказкотерапии
    07.05.2020
    Елена Емельянова об обрядах инициации в сказкотерапии
    Если мы переведем на современный язык любую сказку про прохождение инициации, увидим, что это инструкция к исполнению. Алгоритмы прохождения инициации из сказок мы можем применять к своей жизни. Это вечные инструкции, написанные на образном языке…
  • Влияние детской книги на формирование личности ребёнка
    01.06.2016
    Влияние детской книги на формирование личности ребёнка
    О клиповом мышлении современных детей, о том, чем отличаются качественные книжки для малышей от книжек для детей раннего возраста, что такое вредоносные картинки, как дети с помощью книжек могут знакомиться с разными эмоциями и проживать личностные кризисы, о том какие книги будут читать подростки и как эти книги с ними обсуждать и о многом другом рассказывает психолог Ларечина-Петш Елена Викторовна...
  • Психологическая помощь детям и подросткам в кризисных ситуациях
    21.01.2015
    Психологическая помощь детям и подросткам в кризисных ситуациях
    Комплект методических пособий, объединенных общей темой психологической помощи детям и подросткам, в том числе детям-сиротам, в кризисной ситуации, представляют на конкурс в номинации «Проект года в психологической науке» Ю.А. Володина, Н.В. Матяш, М.В. Рудин, Н.М. Юшкова и Е.М. Фещенко (Брянск)
  • К проблеме дифференциации основных понятий в системе отношений «родитель — ребенок»
    18.12.2024
    К проблеме дифференциации основных понятий в системе отношений «родитель — ребенок»
    «Исследование стилей воспитания, используемых родителями дошкольников, показало, что в стиле матерей наиболее выражена гиперпротекция, в то время как у отцов — гипопротекция, распространен у матерей и отцов такой стиль, как потворствование».
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»