18+
Выходит с 1995 года
26 декабря 2024
Содержание экспектаций педагогов относительно роли психолога в условиях реализации ФГОС

В рамках внедрения ФГОС в систему современного образования особое внимание уделяется содержанию психолого-педагогического аспекта образования как ведущему фактору в индивидуальном развитии и обучении обучающихся. Так, следует отметить, что на сегодняшний день в рамках реализации ФГОС в образовательном учреждении особую роль выполняет педагог-психолог, осуществляющий основную поддержку в процессе учета индивидуальных психологических и физиологических особенностей обучающихся, определения приоритетных видов деятельности и форм общения для достижения основных целей образования. Новая позиция педагога-психолога в образовательном процессе будет определять формирование новых экспектаций о его роли, т.е. новых ожиданий и представлений о выполняемых им функциях.

Субъекты образовательного процесса, занимая разные позиции и выполняя различные функции в ходе образовательного процесса, склонны по-разному представлять возможное содержание и результаты процесса образования, то есть склонны иметь разные экспектации, которые представляют собой систему ожиданий, требований и санкций относительно роли того или иного явления.

Концепция личностно-ориентированного подхода в образовании, несмотря на довольно длительный период своего существования в рамках научной теоретической психологии, начала полноценно внедряться в практику образовательного процесса только в последние годы и с реализацией ФГОС стала еще и обязательным условием образовательного процесса. Так, в связи с изменениями у всех субъектов образовательного процесса происходит определенная трансформация представлений о целях, содержании, роли и результатах современного образования.

Исходя из этого, мы можем предположить, что субъекты образовательного процесса, а именно педагоги, могут обладать различными экспектациями относительно роли психолога в образовательном процессе.

Как показал теоретический анализ обозначенной проблемы, современными исследователями изучается роль педагога-психолога в условиях реализации ФГОС (Л.Л. Дорохина, И.В. Рощупкина) [1], новые функции психолога на современном этапе развития образования (М.Р. Битянова) [2, 3], особенности психологического сопровождения участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС нового поколения (М.В. Зиновьева, Г.В. Никифорова) [4], рассматриваются основные аспекты психологического сопровождения внедрения новых образовательных стандартов (Н.А. Болсуновская, О.В. Кузьменкова) [5, 6]. Кроме этого, в исследовании В.А. Орлова раскрыта тема особенностей согласования экспектаций субъектов образовательного процесса относительно роли школьного психолога как фактора эффективности их взаимодействия [7, 8]. Однако, несмотря на достаточно широкое и развивающееся изучение роли и функций педагога-психолога в рамках современного образования, проблема содержания экспектаций педагогов образовательных учреждений относительно роли педагога-психолога в условиях реализации ФГОС остается недостаточно изученной.

На наш взгляд, в настоящее время существуют объективные противоречия между необходимостью соответствия экспектаций педагогов образовательных учреждений относительно роли педагога-психолога требованиям и представлениям, отраженным в рамках ФГОС, и реальным содержанием экспектаций педагогов относительно роли педагога-психолога в современных условиях образования.

Согласно новым требованиям ФГОС, профессиональная деятельность педагогов должна основываться на психологических ориентирах. В новых условиях образования педагог-психолог становится той фигурой, которая способна формировать психологическую ориентировочную основу учебно-воспитательного процесса с учетом психического развития ребенка, его индивидуальных и возрастных особенностей. Субъекты образовательного процесса, в свою очередь, могут эффективно наполнить новое содержание педагогического взаимодействия имеющимися знаниями, умениями и опытом. Таким образом, в условиях реализации ФГОС педагог обеспечивает средства и условия полноценного формирования психики ребенка с использованием нового уровня своей психолого-педагогической компетентности. Социально-психологические особенности профессиональных взаимодействий педагога-психолога с субъектами образовательного процесса в условиях реализации ФГОС заключаются главным образом в оптимальной организации совместной деятельности, которая представляет собой максимально плодотворное сотрудничество, в результате которого участники образовательного процесса задействуют свои профессиональные и личностные ресурсы для достижения общей цели образования.

По результатам теоретического анализа можно сделать вывод, что экспектации представляют собой системный комплекс социальных ожиданий, представлений о том, каким образом другой личностью должны исполняться статусно-ролевые предписания [9, 10]. В основе экспектаций субъектов образовательного процесса относительно роли педагога-психолога лежит обеспечение эффективной психолого-педагогической поддержки учебно-воспитательной деятельности, аспекты которого напрямую связаны с новыми потребностями и обязанностями каждого отдельного субъекта образовательного процесса [11].

Методика выявления экспектаций относительно роли педагога-психолога в образовательном процессе В.А. Орлова позволяет изучить общее содержание экспектаций субъектов образовательного процесса относительного роли педагога-психолога в условиях реализации ФГОС. В процессе исследования с использованием данной методики испытуемым предлагается выбрать из списка 10–20 наиболее важных с их личной точки зрения профессиональных качеств школьного психолога, а затем проранжировать 10 из отмеченных качеств в порядке убывания значимости (на первое место – самое важное, потом менее значимое и т.д.). Таким образом, выявляется значимость профессионально важных качеств педагога-психолога в представлении различных субъектов образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.

Применяя данный психодиагностический инструментарий, были изучены представления педагогов о профессионально важных качествах (ПВК) педагога-психолога (рис. 1).

Так, в круг наиболее часто выбираемых педагогами ПВК педагога-психолога вошли такие качества, как доброжелательность, жизненный опыт, интеллектуальность, любовь к людям, ответственность, отзывчивость, стремление к сотрудничеству, уважение к личности, умение работать в команде, умение слушать.

Анализируя представленные данные, можем отметить, что наиболее высокий ранг педагоги чаще всего присваивают такому ПВК педагога-психолога, как «любовь к людям» (3,48), также высокий ранг отмечается в отношении таких качеств психолога, как «доброжелательность» (3,53) и «уважение к личности» (3,94). Таким образом, констатируем, что, по мнению большинства педагогов, психолог в первую очередь должен любить людей, проявляя к ним доброжелательность и уважение.

Изучив представления педагогов о цели профессиональной деятельности школьного психолога, мы пришли к следующим выводам. В представлениях педагогов целью профессиональной деятельности педагога-психолога может быть широкий круг направлений деятельности. Так, большинство опрошенных (31%) считают основной целью профессиональной деятельности школьного психолога осуществление диагностики. Вероятно, это может быть связано с тем, что в условиях новых ФГОС педагог проводит совместно с психологом оценку УУД обучающихся, осуществляет мониторинг сформированности УУД и в значительной степени нуждается в оказании методической и организационной помощи по этому вопросу со стороны психолога. Остальные направления деятельности, которые некоторые участвующие в обследовании педагоги отмечают как основную цель деятельности психолога в школе, представлены примерно в равном процентном соотношении. Так, по 16% педагогов считают основной целью деятельности педагога-психолога профилактику и развивающую работу. Это указывает на то, что данные испытуемые видят в школьном психологе прежде всего специалиста, деятельность которого направлена на предупреждение нарушений в развитии обучающихся. По 13% испытуемых считают основной целью профессиональной деятельности школьного психолога консультирование, коррекционную работу и просвещение.

Проанализируем содержание экспектаций педагогов относительно основных задач профессиональной деятельности педагога-психолога в условиях реализации ФГОС. На рис. 2 представлены основные задачи, выделяемые педагогами, которые, по их мнению, являются наиболее приоритетными в рамках деятельности педагога-психолога по отношению к субъектам образовательного процесса. Так, мы можем видеть, что среди основных задач педагога-психолога, реализуемых по отношению к ученикам, должны быть, по мнению педагогов, такие, как «проведение развивающих занятий» (47%) и «раннее выявление отклонений в развитии и поведении и их коррекция» (31%).

По отношению к школьному классу 34% педагогов выделяют такую приоритетную задачу, как «организация работы, направленной на проведение групповых форм работы с целью коррекции межличностных отношений». На основании этого можно сказать, что приоритетными задачами психолога в работе с обучающимися, по мнению педагогов, должна быть развивающая и коррекционная работа. По отношению к учителю, по мнению педагогов, психолог должен в первую очередь организовывать деятельность, направленную на оказание практической и методической помощи при мониторинге УУД обучающихся (34%), повышение психологической компетентности (31%), консультирование по личным запросам (28%). По отношению к педагогическому коллективу, по мнению педагогов, психолог должен решать задачи повышения психологической компетентности кадров (38%), разрешения возникающих конфликтных ситуаций (25%), профилактики профессионального выгорания (16%). Иными словами, педагоги ожидают от психолога оказания методической помощи в работе с обучающимися, повышение собственной психологической компетентности, разрешения проблем.

Педагоги придерживаются мнения о том, что по отношению к администрации психолог в первую очередь оказывает помощь в вопросах управления (56%), а по отношению к родителям — повышает их психолого-педагогическую компетентность (84%).

Анализ экспектаций педагогов о социально-психологических условиях профессиональной деятельности педагога-психолога в реализации ФГОС показал, что наиболее высокая важность отмечается педагогами в отношении такого условия, как психолого-педагогическое сопровождение, осуществляемое психологом (рис. 3).

Также важным условием реализации ФГОС в рамках деятельности школьного психолога педагоги отмечают «формирование компетентности субъектов образовательного процесса» (3,8), а также «учет специфики возрастного развития» (4,2). Иными словами, по мнению педагогов, школьный психолог в обязательном порядке должен в первую очередь осуществлять психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса и способствовать формированию у них психологической компетентности.

Проанализировав представления педагогов об оптимальной роли школьного психолога в процессах разработки и реализации основной образовательной программы образовательной организации, отметим, что большинство педагогов (47% опрошенных) считают, что психолог должен непосредственно включаться в процесс разработки и реализации образовательной программы, что согласуется с предписаниями о роли школьного психолога в соответствии с ФГОС. Однако 34% педагогов отметили,что психолог должен принимать второстепенную роль в разработке и реализации программы, а 19% испытуемых отмечают, что психолог не должен принимать участия в разработке программы и включаться в ее реализацию лишь по мере необходимости. Иными словами, не все педагоги адекватно оценивают роль педагога-психолога в современных условиях образовательной системы.

Результаты оценки педагогами степени оптимальной, на их взгляд, включенности педагога-психолога к оценке метапредметных и личностных результатов обучающихся, по 5-балльной шкале, где 1 – самая низкая степень включенности, 5 – максимально возможная включенность, представлены на рис. 4.

Анализируя представленные результаты, можем отметить, что большинство педагогов указывают на необходимость достаточно высокой степени включенности педагога-психолога к оценке метапредметных и личностных результатов обучающихся. Так, 40% опрошенных указывают на самую высокую степень важности участия психолога в данной деятельности, и 33% указывают на необходимость достаточно высокой степени включенности психолога в данную деятельность. Исходя из этого, можем констатировать значительную степень заинтересованности педагогов образовательных учреждений в оказании им методической и организационной помощи при оценке УУД обучающихся со стороны педагога-психолога в современных условиях реализации ФГОС.

Результаты изучения оптимальной, по мнению педагогов, степени включенности школьного психолога в процесс реализации программы воспитания и социализации позволили сделать следующие выводы: во-первых, наиболее приоритетным из предложенных направлений деятельности психолога педагоги считают профориентацию обучающихся (3,6), затем деятельность, обеспечивающую освоение обучающимися социального опыта (3,5) и формирование норм здорового и безопасного образа жизни (3,4); во-вторых, педагоги считают наиболее приоритетными для психолога направлениями реализации образовательной программы ту деятельность, которая связана с наиболее актуальными вопросами сопровождения обучающихся.

Анализ экспектаций педагогов о приоритетности используемых психологом форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений, согласно реализации ФГОС, показал следующее. Так, по мнению педагогов, наиболее приоритетной формой психологического сопровождения для педагога-психолога будет являться профилактика (3,4), затем развивающая работа (3,3), просвещение (3,3) и диагностика (3,2). Иными словами, в представлениях педагогов основную направленность в деятельности школьного психолога должны составлять в первую очередь конкретные формы психологического сопровождения обучающихся.

Резюмируя все полученные результаты в группе обследуемых педагогов, отметим общую картину экспектаций педагогов относительно роли педагога-психолога в реализации ФГОС.

Наиболее значимыми профессионально важными качествами педагога-психолога в реализации ФГОС педагоги считают любовь к людям, доброжелательность, уважение к личности. Основной целью профессиональной деятельности школьного психолога педагоги считают диагностическую работу, а среди наиболее приоритетных задач психолога в экспектациях педагогов выделены развивающая и коррекционная работа. По отношению к учителю, по мнению педагогов, психолог должен в первую очередь организовывать деятельность, направленную на оказание практической и методической помощи при мониторинге УУД обучающихся и осуществлять консультирование по личным запросам, а вот по отношению к педагогическому коллективу педагоги ожидают от школьного психолога реализации таких задач, как повышение психологической компетентности кадров. Важнейшим условием реализации образовательной программы для педагога-психолога педагоги считают психолого-педагогическое сопровождение, и одновременно с этим в экспектациях педагогов психолог должен непосредственно включаться в процесс разработки и реализации образовательной программы и быть максимально вовлеченным в процесс оценки метапредметных и личностных результатов обучающихся. Среди наиболее приоритетных направлений работы психолога с обучающимися педагоги выделяют профориентацию, а также деятельность, направленную на освоение обучающимися социального опыта, формирование норм здорового и безопасного образа жизни. Таким образом, анализ содержания экспектаций педагогов образовательных учреждений относительно роли психолога в условиях реализации ФГОС показал высокую степень заинтересованности данных субъектов образовательного процесса в психологическом сопровождении образования в современных условиях.

Список литературы

  1. Дорохина Л. Л., Рощупкина И. В. Роль педагога-психолога в условиях реализации ФГОС. URL: https://infourok.ru/rol-pedagogapsihologa-v-usloviyah-realizacii-fgos-341592.html (дата обращения: 14.12.2020).
  2. Битянова М. Р. Психолог и ФГОС: новые функции на новом этапе // Школьный психолог. 2015. № 1. С. 4–6.
  3. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 2008. 298 с.
  4. Зиновьева М. В., Никифорова Г. В. Специфика деятельности педагога-психолога в условиях введения ФГОС // Справочник педагога-психолога. 2012. № 4. С. 4–8.
  5. Болсуновская Н. Первые шаги: психологическое сопровождение внедрения новых образовательных стандартов // Школьный психолог. 2011. № 15. С. 35–40.
  6. Кузьменкова О. В. Анализ запросов на профессиональную деятельность педагога-психолога в условиях реализации ФГОС (на материале г. Оренбурга и Оренбургской области) // Современный урок в условиях внедрения ФГОС: опыт, проблемы, перспективы: сб. ст. Всеросс. научно-метод. конф. Оренбургский гос. пед. ун-т, 2017. С. 115–118.
  7. Орлов В. А. О согласованности экспектаций в системе профессионального взаимодействия школьного психолога и педагога // Социально-психологические проблемы образования: вопросы теории и практики: сб. науч. тр. Вып. 3 / под ред. М. Ю. Кондратьева. М.: МГППУ, 2005. С. 83–87.
  8. Орлов В. А. Исследование экспектаций субъектов школьного образовательного процесса относительно целей, задач и профессионально важных качеств школьного психолога // Психология образования: региональный опыт (Москва, 13–15 декабря 2005 г.): материалы Второй национ. науч.-практ. конф. М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2005. С. 63–64.
  9. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. СПб.: Питер, 2014. 672 с.
  10. Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь: в 2 т. М.: АСТ: Вече, 2013. Т. 2. 528 с.
  11. Решетникова О. Б. Как нам разобраться со стандартами? О роли психолога в работе по внедрению новых ФГОСов // Школьный психолог. 2012. № 8. С. 51–54

Источник: Липская Т.А., Кузьменкова О.В. Содержание экспектаций педагогов относительно роли психолога в условиях реализации ФГОС // Научно-педагогическое обозрение. 2021. № 1 (35). С. 143-151. DOI: 10.23951/2307-6127-2021-1-143-151

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»