К 55-летию факультета психологии МГУ воспоминаниями о декане факультета, академике Алексее Александровиче Бодалеве делится выпускница этого факультета 1971 года Надежда Дмитриевна Творогова, доктор психологических наук, руководитель отделения клинической психологии, профессор кафедры педагогики и медицинской психологии Института психолого-социальной работы Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова.
Писать о выдающемся отечественном психологе, декане факультета обычно принято:
- историку психологической науки (с целью подготовки материала статьи по истории психологии);
- бывшей студентке факультета, где деканом был тот, о ком она пишет воспоминание;
- бывшему сотруднику факультета как воспоминание об управленческой деятельности специалиста, о котором пишется воспоминание.
Однако, я — не историк психологии; училась на факультете психологии МГУ, когда его деканом был А.Н. Леонтьев; мое рабочее место не было совмещено с официальным рабочим местом академика А.А. Бодалева — пишу воспоминание о разделе моей личной профессиональной жизни…
Воспоминание о профессионально значимом общении
Окончив в 1971 г. факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (на кафедре нейро- и патопсихологии, научный руководитель моей дипломной работы — заведующий этой кафедрой, профессор А.Р. Лурия), я начала с осени 1971 г. работать в 1 ММИ имени И.М.Сеченова на впервые созданной в этом медицинском вузе кафедре педагогики и медицинской психологии. В 1977 г. в качестве соискателя я защитила кандидатскую диссертацию по социальной психологии«Экспериментальное изучение макроструктуры деятельности общения студента»; научные соруководители моей диссертации — заведующий кафедрой (где я продолжала работать) Ю.М. Орлов и высокопоставленный психолог — академик А.В. Петровский. В 1992 г. я защитила докторскую диссертацию по педагогической психологии«Психология управления общением личности» (без официального научного руководителя).
С А.В. Петровским мы периодически сотрудничали. С 2001 г. по 2008 г. по его предложению (Артур Владимирович, будучи тогда президентом РАО, стал и ректором УРАО) я совмещала работу заведующей кафедрой педагогики и медицинской психологии в 1 ММИ имени И.М. Сеченова (ректор этого вуза мне такое совмещение разрешил) с заведыванием (на 0,5 ставки) кафедрой клинической психологии Университета РАО. В УРАО его ректор по моим предложениям и с моими докладами организовал несколько конференций по психологии здоровья. В 2005 г. он меня пригласил стать редактором-составителем первого в России энциклопедического словаря «Клиническая психология» (издан в 2007 г.), входящего в состав его 6-томного словаря (научный редактор этого 6-томного словаря А.В. Петровский).
В начале этого столетия продолжались всероссийские конференции по психологии общения (систематические с 70-х годов прошлого столетия), проводимые деканом факультета психологии МГУ, затем ставшим президентом РАО, А.А. Бодалевым, и заведующей кафедрой социальной психологии факультета психологии МГУ Г.М. Андреевой. Начиная с 2009 г. меня стали приглашать с докладом на некоторые из них (организуемые А.А. Бодалевым). После одной из таких конференций в другом городе, куда я с докладом приехала вместе с завучем своей кафедры доцентом И.Б. Ханиной, нас подозвал к себе А.А. Бодалев и сообщил, что собирается начать готовить энциклопедический словарь по психологии общения, хочет нас пригласить участвовать в подготовке этого словаря.
Получив это предложение А.А. Бодалева, я обратилась к А.В. Петровскому с вопросом: стоит ли мне положительно ответить на предложение А.А. Бодалева. Артур Владимирович мне уверенно сказал, что, конечно, стоит согласиться. А по поводу его якобы в тот период «конкурентной борьбы» с А.А. Бодалевым (меня периодически коллеги из разных организаций тогда спрашивали: «Ты за А.В. Петровского или за А.А. Бодалева?» — на такие вопросы я не отвечала), он сказал, что это предрассудки: «Вчера после завершения работы в РАО, поскольку я был с машиной, а он без, я отвез его домой; а он недавно поздравил меня с моим днем рождения и пр.». После этого разговора с Артуром Владимировичем я поняла, что их разделение на якобы две враждующие между собой психологические группировки — это неправда… В своей педагогической деятельности и до этого разговора, и после него я постоянно ссылалась при обучении общению на опубликованные исследования ведущего теоретика по теме общения академика А.А. Бодалева.
В ответ на предложение А.А. Бодалева начался ценнейший этап моей профессиональной жизни — участие в составе редакционной коллегии энциклопедического словаря «Психология общения». Созданная А.А. Бодалевым, эта рабочая группа систематически приглашалась им для совместной работы (в ПИ РАО, к нему домой). Для меня такое сотрудничество с А.А. Бодалевым, его задания и руководство группой исполнителей стало своеобразной школой научного руководства…
После моих попыток включиться в начатую им совместную работу он поручил мне подготовить часть 3 этого словаря «Трудности и нарушения общения и их коррекция». Члены редакционной коллегии, работая над подготовкой словаря, подружились друг с другом, и мы с энтузиазмом систематически приходили к своему научному руководителю домой для совместного обсуждения с ним статей и разделов готовящегося к изданию Энциклопедического словаря. А.А. Бодалев брал на время подготовленные мной материалы, читал их, высказывал свое мнение, делал предложения. Периодически А.А. Бодалев просил меня задержаться у него дома после совместной групповой работы и спрашивал, как я лично к нему теперь отношусь, подчеркивал, что в профессиональной жизни нам надо сотрудничать (я не просто сотрудничала, а переживала счастье от общения с ним при выполнении научно значимой профессиональной деятельности). Он также пытался мне рассказать о начале своего взаимодействия с президентом РАО А.В. Петровским при приезде из Ленинграда в Москву (о воздействии высокопоставленного Артура Владимировича на рабочую группу Бодалева), но я прервала этот рассказ, сказав, что мне это не интересно, а интересно, как они позитивно стали общаться (для меня значимы и уважаемы были и тот, и другой).
Энциклопедический словарь «Психология общения» был опубликован в 2011 г., и А.А. Бодалев поставил перед нами (редакционной коллегией словаря) задачу — работать над 2-м изданием этого словаря. И мы начали выполнять все вместе это его поручение.Однажды он обратил мое внимание, что ему понравилась новая подготовленная для словаря моя статья «Саногенное общение» (он мне сказал: «Занимайся этим и дальше»). Второе издание Энциклопедического словаря «Психология общения» было издано в 2015 г.
В 2012 г. я, как и другие члены редакционной коллегии, получила Национальную премию «Золотая Психея» по итогам 2021 года за участие в проекте профессора А.А. Бодалева по подготовке энциклопедического словаря «Психология общения». Позже я участвовала и в коллективной монографии «Школа академика А.А. Бодалева» (Творогова Н.Д. Саногенное общение // Психология общения: Школа академика А.А. Бодалева. Коллективная монография / Ред. Н.Л. Карпова, В.А. Лабунская, Т.И. Пашукова. – М.: Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА), 2017. С. 245–257).
В период нашей совместной работы А.А. Бодалев несколько раз приглашал меня как выпускницу факультета психологии МГУ на мероприятия, проводимые им на этом факультете. Меня поражали высказывания сотрудников факультета (некоторые из них были в свое время моими однокурсниками); говорили, что, когда профессор А.А. Бодалев был назначен их деканом, у них возник страх, что приехавший из Ленинграда профессор психологии все на их факультете изменит, преобразует, переменит виды кафедр, их руководителей и пр. (Когда мы были еще студентами, то знали, что в СССР впервые стали готовить профессиональных психологов в университетах Москвы и Ленинграда; нам практически тогда не сообщали об исследованиях в Ленинграде, поскольку считалось, что это две конкурирующие психологические организации.)
Позже (после перевода А.А. Бодалева с должности декана факультета на должность президента РАО) сотрудники факультета психологии МГУ рассказывали, что с приходом к ним А.А. Бодалева никакого неуважения к исследованиям и к исследователям психологии факультета МГУ с его стороны не было, а было уважение и поддержка в те достаточно трудные для страны времена. Будучи деканом факультета, он своих сотрудников систематически информировал об исследованиях психологии в Санкт-Петербурге, проводил совместные мероприятия. Я тоже на факультете рассказывала, что с приходом А.А. Бодалева на должность президента РАО наша кафедра педагогики и медицинской психологии Сеченовского университета стала больше контактировать с аналогичными кафедрами медицинских вузов Санкт-Петербурга и другими медвузами страны, проводились совместные конференции, у меня были периодически командировки в Санкт-Петербург, рецензирование диссертаций, оппонирование, пр. То есть ни о какой конкуренции речи не было, на практике было сотрудничество.
В беседе со мной А.А. Бодалев неоднократно высказывал мысль, что, перейдя с должности декана факультета психологии МГУ на должность президента РАО, он сожалеет, что перестал работать на факультете, на котором высокая творческая атмосфера и работают творчески настроенные профессиональные психологи. Он тогда говорил, что было бы хорошо, перейдя в РАО, остаться для совместной работы хотя бы на должности профессора факультета (пусть и на 0,5 ставки); ему приятно, работая уже в другом месте, заходить на факультет психологии МГУ и общаться с его сотрудниками.
Заключение
В моей личной жизни реальное общение с А.А. Бодалевым является свидетельством, что он не только выдающийся специалист-теоретик по теме общение, но и блестящий практик: показавший, что надо не только теоретически, но и практически быть способным выходить из конфликтной ситуации. Для него в нашей стране важно было профессиональное сотрудничество, взаимопомощь, а не профессиональная конкуренция, авторитарность управления…
Я благодарна судьбе, что в своей профессиональной жизни у меня был период общения с академиком А.А. Бодалевым, воспоминание об этом времени украшает и облагораживает мою жизнь.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать