18+
Выходит с 1995 года
26 ноября 2024
Вспоминая Владимира Николаевича Дружинина: 20 лет со дня смерти

20 лет назад, 22 июня 2001 года, ушел из жизни Владимир Николаевич Дружинин, доктор психологических наук, профессор филиала кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ при Институте психологии РАН, директор Института психологии Государственного института гуманитарных наук при РАН, ректор Института практической психологии «Иматон», лауреат премии Президента РФ за исследования в области способностей и творчества.

20 лет Владимир Николаевич работал в Институте психологии РАН, его имя включено в книгу «Выдающиеся ученые Института психологии РАН: Биографические очерки». Представляем вашему вниманию ее фрагмент...

Научное наследие В.Н. Дружинина

Научное наследие Дружинина отличается удивительной многоплановостью. Проблематика его исследований включает 8 основных тематических направлений:

  • психология труда, мотивации профессиональной деятельности;
  • экспериментальная психология;
  • психология и психодиагностика способностей;
  • психология интеллекта, когнитивная психология, психология творчества и одаренности;
  • методологические проблемы психологии;
  • психология семьи;
  • экзистенциальная психология;
  • роль психологии в российском обществе.

Большое внимание Владимир Николаевич уделял научно-педагогической, организаторской и просветительской деятельности. В частности, он активно занимался формированием практической психологии в образовании и подготовкой психологов для консультативной работы по актуальным школьным проблемам. В МГУ им. М.В. Ломоносова и МПГУ он читал лекции для студентов, руководил научной подготовкой аспирантов, был членом комиссий по приему вступительных экзаменов в аспирантуру и кандидатских экзаменов по психологии. Владимир Николаевич организовал коллективную работу с участием многих сотрудников ИП РАН над современными учебниками по психологии, которые были изданы уже после его ухо, из жизни (Когнитивная психология, 2002; и др.). Один из учебников получил символическое название «Психология XXI века».

Под руководством Дружинина защищено около 20 кандидатских диссертаций. Он был членом нескольких ученых советов по защите: диссертаций по психологическим наукам, вел постоянную секцию «Психология» в Доме ученых РАН и т. д.

За 20 лет работы в Институте психологии РАН Дружинин издал около 100 работ, включая ряд книг, которые и на данный момент относятся к числу наиболее цитируемых (Дружинин, 1994, 1995, 1996 а, 6, 1997, 19996, 2000, 2001).

Сейчас в Институте психологии РАН работает лаборатория психологии способностей и ментальных ресурсов имени В.Н. Дружинина, которая развивает его научные идеи (Холодная, 2007, 2015). Результаты исследований Дружинина были объединены и представлены в виде отдельного тома избранных трудов, подготовленного в лаборатории, носящей его имя (Дружинин, 20076). В Институте психологии РАН регулярно проходят всероссийские конференции, посвященные памяти В.Н. Дружинина (2005 г., 2010 г., 2015 г.), по материалам которых были подготовлены коллективные монографии, отразившие современное состояние исследований в области психохлогии интеллекта и творчества (Психология способностей..., 2005. Психология интеллекта и творчества, 2010; Современные исследования интеллекта и творчества, 2015).

Всероссийскую известность Владимир Николаевич приобрел довольно рано как специалист в области психодиагностики в связи с выходом своей первой книги, в которой был представлен новый взгляд на классическую проблему психологического тестирования (Дружинин, 1990). Им была разработана обобщенная вероятностная модель теста с ее модификациями, позволяющая определить необходимое и достаточное количество заданий в тесте, число уровней трудности и вариантов ответа, необходимый тип измерительной шкалы, а тaкже обоснована концепция экологической валидности теста. В.Н. Дружинин предложил средовой подход к развитию и диагностике способностей, а также типологию психодиагностических ситуаций. Он экспериментально исследовал влияние ситуативных и мотивационных факторов на проявление познавательных способностей при тестировании (Дружинин, 1990).

Творческий расцвет В. Н. Дружинина пришелся на тяжелейший период развития отечественной науки — 90-е годы ХХ в., время активной эмиграции специалистов из науки, как внешней (отъезд за границу), так и внутренней (уход в хорошо оплачиваемую сферу бизнеса). Это было время, когда в психологии способностей полностью доминировали научные стандарты западной психологии (например, интеллект — это то, что измеряется тестами интеллекта, уровень творческих способностей определяется показателем оригинальности идей и т.п.). Требовалось большое личное мужество, чтобы остаться в психологической науке и продолжать исследования, тем более — заниматься развитием науки.

Именно в 1990-е годы Владимир Николаевич сформулировал несколько ключевых идей своих научных исследований: модель интеллектуального диапазона (Дружинин, 1998, 1999а, 2001), позволяющую объяснить связь между уровнем психометрического интеллекта и реальными достижениями человека с позиции существования для каждой специфической деятельности своих «нижнего» и «верхнего» порогов интеллекта; ситуативный подход в психодиагностике интеллекта и креативности, требующий учета влияния ситуативных и мотивационных факторов на показатели познавательных способностей при их тестировании; понятие когнитивного ресурса, в рамках которого выделялись базовые элементы общего интеллекта, при этом коррелятами выступали размерность когнитивного пространства, характеристики сенсорной и оперативной памяти, время реакции выбора; представление о природе творческих способностей, которые не сводятся к высоким показателям оригинальности и имеют в своей основе механизм подражания (соответственно, чтобы включиться в творческую деятельность, человек должен овладеть способами творческого поведения через подражание другому творцу); описание вариантов индивидуальной жизнедеятельности в терминах экзистенциальных переживаний человека и индивидуальных «концепций» собственной жизни. Кроме того, Дружинин сформулировал ряд важных позиций относительно процедур выявления детей и подростков с признаками одаренности при подготовке коллективного труда «Рабочая концепция одаренности» (Рабочая концепция ..., 1998).

<…>

Известно, что Дружинин был поэтом: он автор двух сборников стихов… Безусловно, уникальная особенность научного стиля Дружинина — это постоянное и органическое взаимодействие науки и поэзии в его творчестве.

<…>

В психологии отмечается, что личностные особенности ученого во многом определяют проблематику его научных исследований, которая является своеобразным «зеркалом» его личности. Главным предметом научных исследований Дружинина при огромном разнообразии его научных интересов являлась проблема общих способностей. Дружинин предложил выделять «триаду» общих способностей — интеллект, креативность и обучаемость — и этим, по мнению А.В. Карпова, «сам указал на главные черты своего “когнитивного портрета”. Они — ключ к пониманию сути и судьбы этого человека, его достижений и жизненных коллизий... А интеллект был “сердцевиной” личности и, одновременно, главным предметом научных интересов Владимира Николаевича» (Карпов, 2005, с. 411). С определенной долей условности можно считать, что «теория общих способностей, которую разрабатывал В.Н. Дружинин, одновременно в значительной степени “автобиографическая” теория: это теория “про него самого”, теория, в которой “продукт творчества” и сам “творец” во многом совпадают — и гносеологически, и онтологически» (там же, с. 414).

Творческое наследие Владимира Николаевича Дружинина — это не только то, что изложено на бумаге, но и то, что осталось в мыслях, сомнениях, в духовных силах, переданных им людям. В книге «Варианты жизни» сам ученый так писал об этом: «Только продолжение нашей духовной жизни в других — в детях, учениках, друзьях, любимых — дает шанс, что память о нас уцелеет. <...> Нам предоставляется маленький шанс сохранить память о себе благодаря любви к людям» (Дружинин, 2000, с. 134).

Потеря Владимира Николаевича — это потеря не только конкретной личности, талантливого человека, но и перспектив в развитии целых отраслей психологической науки. Когда его не стало, возникло чувство несправедливости, потому что жизнь ученого оборвалась на самом взлете его научных достижений, и чувство пустоты, потому что мы уже никогда не узнаем того, что мог бы нам рассказать — и не только о проблемах психологии! — этот безмерно одаренный человек.

Источник: Холодная М.А., Немировская Н.Г. Дружинин Владимир Николаевич. Личность и творческий путь ученого // Выдающиеся ученые Института психологии РАН: Биографические очерки / Под ред. А.Л. Журавлева. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2020. — С. 162–183.

В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»