Сотрудники Центра психологической помощи «Радуга жизни» занимаются социальным и психологическим восстановлением детей, перенёсших онкологическое заболевание, и членов их семей. В Национальном конкурсе «Золотая Психея» в номинации «Психологический инструмент года» группа психологов из Санкт-Петербурга представляет программу «Дети в ситуации онкологического заболевания: жизнь продолжается».
Публикуем отрывок из пособия для специалистов поддерживающих профессий и родителей «Социально-психологическая реабилитация детей, перенесших онкологическое заболевание»:
«Игра — это естественное средство самовыражения у детей. По мнению В. Экслайн, игра дается детям, чтобы они «проигрывали» свои чувства и проблемы, точно также же как человек «выговаривает» свои трудности в некоторых типах терапии взрослых. Проигрывая собственные чувства, ребенок выносит их на поверхность, сталкивается с ними, учится их контролировать или отказывается от них. Когда он достигает эмоциональной релаксации, он приходит к пониманию своей способности быть личностью по собственному праву, думать за себя, принимать самостоятельные решения, стать психологически более зрелым и тем самым осознать свою самость. Кроме того, игровые эпохи, через которые проходит ребенок, являются отражением его эмоционального уровня развития, а также тех основных возрастных задач развития, которые были достигнуты им на сегодняшний день. Иными словами, чтобы ребенок развивался, он должен играть.
В силу онкологического заболевания, дети проводят значительную часть своей жизни в стенах больницы, и как правило в окружении одного родственника, чаще всего матери. В литературе отмечается, что в этот период, мир ребенка сужается до размеров палаты (комнаты) «и восприятие мира его родителей сужается до самого ребенка». В дальнейшем это оказывает значительное влияние на адаптацию детей к внебольничной среде сверстников. Вспоминается история девочки, которая была госпитализирована в возрасте 1,5 лет и находилась на лечении в больнице около 3-х лет. В возрасте 5,5 лет она наконец-то пошла в детский сад, и встретившись там с детьми, не имеющих опыта длительного лечения, она сравнивала их с инопланетянами и не могла взять в толк, почему они не знают, что такое катетер или инфузомат, и почему их игра носит совершенно иной характер, в отличие от той игры, к которой она привыкла в стенах больницы.
Многое препятствует тому, чтобы в период болезни ребенок мог в полной мере реализовать свою потребность в игре. Сюда можно отнести смещение приоритетов семьи с развития ребенка на его выживание и выздоровление; наличие у ребенка физических ограничений, связанных с болезнью; отсутствие в некоторых отделениях больниц оснащенных игровых зон; и многое другое. Таким образом, игровая деятельность, в привычном для нас понимании, у тяжело болеющих детей либо отсутствует вовсе, либо присутствует в фрагментарном виде. Практически полностью отсутствуют подвижные игры. В искаженной, или недостаточно развитой форме присутствует сюжетно-ролевая игра, часто инициируемая близкими взрослыми ребенка, а не другими детьми, что препятствует полноценному развитию символического мышления, а также эмоциональнокоммуникативной сферы ребенка. Так, по Л.С. Выготскому, сюжетноролевая игра дает ребенку новую форму желаний, учит его желать. Новая форма желаний сопряжена с произвольной ориентацией на смысл ситуации, в отличие от более «примитивной» формы желаний, когда действие детерминировано видимым предметом.
С целью восполнения у детей впечатлений, специалистами поддерживающих профессий, а также волонтерами, на детских отделениях больниц организуются различные мастер-классы, а также зрелищные досуговые мероприятия. Но все эти мероприятия не решают главного: они не восполняют потребности ребенка в игровой деятельности, имеющей для его развития и психологического благополучия — целительное значение.
Учитывая эти особенности, терапевтические мероприятия в Центре «Радуга жизни» осуществляются в форме индивидуальных и групповых игровых сессий. Благодаря этому, у детей происходит формирование и развитие образно-символического мышления как средства развития ценностно-смысловой сферы личности; прорабатываются сильные эмоции, чувства; налаживается общение со сверстниками. Сам терапевтический процесс сопровождают от четырёх до шести психологов, что позволяет детям улучшать навыки взаимодействия с разными взрослыми, а также выбирать для игры «своего» терапевта. Это представляется важным, поскольку в этот период именно взрослый является для ребенка проводником в мир игры, учитывая, что «здоровое» игровое взаимодействие с другими детьми, было частично или полностью утрачено в результате длительной болезни.
В связи с этим мы выделяем следующие терапевтические стадии в групповой игровой терапии:
Первая стадия — пред-групповая. Основная цель — установление и углубление эмоционального контакта с ребенком, а также формирование с ним отношений, основанных на ощущении безопасности и свободы в групповом пространстве. На данном этапе, как правило, дети сами выбирают «своего» взрослого, с которым чувствуют себя наиболее комфортно и готовы играть, и уже через личность терапевта, постепенно, устанавливают контакт с одним или несколькими детьми в группе.
Вторая стадия — спонтанная игра (с элементами символического мира игры ребенка). На данном этапе дети могут объединяться между собой в пары, но игровое взаимодействие все еще выстраивается с акцентом на взрослого. В игре начинают активно проявляться и прорабатываться негативные эмоции и чувства. Постепенно усиливается самоконтроль. Развивается и усложняется сюжетно-ролевая игра.
Третья стадия — групповая. Именно на этой стадии дети проявляют психологическую готовность к взаимодействию друг с другом в группе. Они начинают принимать и следовать правилам группы. Теперь фокус внимания смещается со взрослого на других детей, и их игровое взаимодействие выстраивается друг с другом напрямую. В взрослый же выполняет вспомогательную, а не связующей функцию, как раньше».
Перейти к проекту «Дети в ситуации онкологического заболевания: жизнь продолжается»
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать