В ответ на предыдущий выпуск «Психологической газеты», откликаясь на статью профессора Асмолова Александра Григорьевича об образовательных стандартах «Нельзя превращать стандарт в “корсет”», профессор Слободчиков Виктор Иванович прислал для публикации доклад, который он прочитал в Общественной палате РФ 20 марта 2019 года:
В прошлом году Научно-экспертный совет по духовно-нравственной безопасности при Российском институте стратегических исследований разработал проект Национальной Доктрины образования Российской Федерации.
Главный смысл Доктрины в том, что она призвана определить основания перехода к национально-ориентированному образованию и должна стать неотъемлемой частью Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Она задаёт ориентиры качественного и подлинно общенародного образования, необходимые для обеспечения суверенного развития России, её многонационального и многоконфессионального народа.
Каждая историческая эпоха России содержит ценный, сущностно значимый и уникальный опыт. Поэтому необходим подлинный синтез высоких духовных идеалов Древней Руси, государственных и культурных достижений Российской империи, императивов социальной справедливости, солидарности и коллективных усилий, определявших жизнь советского общества в XX столетии, очевидное стремление к осуществлению прав и свобод граждан в постсоветской России.
Система единых базовых нравственных норм и единой цели общего блага независимо от этнической и конфессиональной принадлежности, при сохранении всех народов в рамках единой нации и единой державы - «цветущей сложности» по словам Константина Леонтьева – это важнейшее достижение тысячелетнего опыта национально-цивилизационного строительства и главный фактор дальнейшего развития российской социальной общности и государственности. В этом контексте базовые культурно-исторические и духовно-нравственные ценностные основы народов России воспринимаются и транслируются в качестве традиционных, среди которых: Отечество, народ, семья, державность и гражданственность, социальная солидарность и справедливость, созидательный труд и взаимопомощь, долг и воля, свобода и ответственность, вера, честь, совесть и достоинство.
Огромная роль в трансляции этих ценностей принадлежит отечественному образованию. Поэтому еще одним базовым смыслом Национальной Доктрины является принципиальное преодоление деструктивного понимания образования как одной из отраслей экономики (нематериального общественного производства), результатом которого выступает услуга в виде образовательного продукта и рыночного товара, направленных на удовлетворение внешних и часто разрушительных и для страны, и для человека, и для самого образования потребностей.
Достаточно очевидно, что для того чтобы выстроить общенародное, национально-ориентированное образование, требуется предельная ясность его оснований:
первое основание - это образ – Проект - будущего страны (сегодня – это вопрос о национальной идее) как стратегическая сверхзадача общества, создающего свою образовательную систему (подчеркну – свою и для себя, а не для чужого дяди), призванную решать эту задачу;
второе основание - это образовательная цель системы, сформулированная в виде антропологического идеала (иногда говорят - образ выпускника) – как подлинный результат образования;
третье основание – это профессионально-антропологический идеал педагога – как детоводителя в пространстве культуры и во времени истории, а не технолога и социализатора, и самоё «педагогическое «производство» - как особый тип антропопрактики, которая призвана обеспечить воплощение этого антропологического идеала.
Ясность и непротиворечивость трёх этих оснований позволяет безошибочно определять четвертое основание - содержание образования человека (подчеркну: образование Кого?, а не образования - какого и для чего?); и, наконец,
пятое основание национальной системы образования: средства достижения стратегической цели образования.
Чтобы осознать масштаб задач, стоящих сегодня перед нашим обществом в целом и перед образованием – в частности, имеет смысл вспомнить наше недавнее и чуть отдаленное прошлое.
Так, в дореволюционной России было ясно, что: образ будущего как стратегическая сверхзадача общества – это выстраивание православной русской державы, объединяющей под покровом своим иные народы и иные традиционные конфессии. Антропологический идеал человека, способного осуществить такой образ будущего – это человек, стремящийся к совершенствованию своему во всех отношениях. Как было написано в правилах для гимназистов в позапрошлом веке: ?Создателю нашему во славу, родителям на утешение, Церкви и Отечеству на пользу?. Педагогическая тактика воспитания такого человека состоит в восстановлении повреждённой грехом природы человека через покаяние. Даже обучение рассматривалось как особый вид покаяния, через который человек избавляется от греха невежества.
Соответственно, в советской системе образования был сформирован образ светлого коммунистического будущего как стратегическая сверхзадача общества. Был определён образ всесторонне и гармонично развитой личности как антропологический идеал. Было определено педагогическое производство по формированию нового человека – строителя коммунизма как тип антропопрактики. Всё это определяло фундаментальность и энциклопедизм как принципы формирования содержания обучения и положительную героику и коммунистическую нравственность как основу содержания воспитания.
Я привел эти примеры не для ностальгических переживаний, а для того, чтобы показать образцы продуманности и методологической стройности систем организации отечественного образования в прошлом. Важно, что оно было крепко сбито; оно не могло измениться при косметическом, пусть даже – «европейском ремонте»; оно могло быть только сломлено. Первый раз оно было сломлено в начале ХХ столетия, второй раз – в конце его. И последняя ломка продолжается вот уже более четверти века - по сей день.
В чем же состоит главный итог столетия для нашего образования? Сегодня налицо: отсутствие ясного образа будущего страны, размытость и противоречивость образовательного идеала, шараханье между так называемыми педагогическими технологиями. В итоге – бесконечное, через каждые 3-5 лет изменение содержания образования и стандартов обучения, а также - хаотичность средств, которую назвали вариативностью. Все перечисленное позволяет мне обозначить сегодняшнюю ситуацию в отечественном образовании – как его системный кризис, а соответственно и как угрозу национальной безопасности.
Для продуктивного разрешения и преодоления кризиса в нашем случае требуется кардинальное переосмысление самого понятия «образование». Образование должно пониматься как философско-антропологическая категория, как одна из форм бытия человека, а не как узкопрагматическая функция обслуживания народного хозяйства.
Пора, наконец, осознать, что образование - не машина по принудительному исполнению так называемого социального заказа, суть которого в том, что бы приспособить, адаптировать подрастающее поколение к наличным обстоятельствам жизни; как будто это всегда неизбежные, почти - природные обстоятельства. Понятно, что так понятое образование никогда не сможет вооружить молодых людей духовными силами, интеллектуальными средствами, опытом противостояния угрозам уже наступившего антропологического кризиса в Европейской цивилизации. Вот некоторые, но не все, базовые смыслы Национальной доктрины образования в нашем Отечестве.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать