18+
Выходит с 1995 года
22 ноября 2024
Теория ведущих тенденций

2-я часть статьи доктора психологических наук Людмилы Николаевны Собчик (читать 1 часть статьи):

Теория, которая положена в основу психодиагностической модели личности, обозначена нами как теория ведущих тенденций. Вот ее основные положения. Если следовать основной идее парадигмы П.К. Анохина в приложении к психологии («доминирующим фактором, стабилизирующим организацию системы является тот факт, что нижележащий уровень является субстратом для вышележащего, а вышележащий уровень – формой для нижележащего»), то психические процессы можно рассматривать как иерархию последовательно усложняющихся структур, когда каждый более сложный уровень организации строится на базе предыдущего. Так, генетическая предиспозиция несет в себе зачатки структур, предстающих на более высоком, более сложно организованном уровне как свойства темперамента.

Тип высшей нервной деятельности (сильный или слабый, устойчивый или лабильный) и свойства нервной системы (эмоциональная лабильность или ригидность, преобладание процессов торможения или возбуждения) определяют характер человека. Взаимодействие характера с социальным окружением формируют личность, избирательность которой в связи с индивидуальным стилем определяет его социальную направленность.

Если схематически представить личность как дерево, то его корни питаются генетической предиспозицией, стволовая часть представляет собой в самой нижней части – конституциональные особенности и определяемые ими врожденные  особенности темперамента, продолжение ствола древа личности - формирующийся на этой почве характер, на развитие которого определенное влияние оказывает среда, верхняя часть ствола – сформировавшаяся личность, однако ведущие тенденции от корней древа до его вершины пронизывают древо личности, ограничивая индивидуальный выбор при формировании социальной направленности индивида, его иерархии ценностей, деловой и профессиональной деятельности.  

Понятие «ведущая тенденция» - более емкое и динамичное, чем «черта», «свойство», «состояние»: оно объединяет все эти понятия и определяет их индивидуальную (стилевую) окраску, которая проявляется в разные периоды жизни и на разных уровнях развития. Это - дефиниция, включающая и врожденные, генетически переданные психофизиологические особенности, и характерологические свойства, и готовность к тому состоянию, которое может развиться в условиях дезадаптации. Ведущие тенденции противоположного свойства ортогонально относятся к друг другу и в этом проявляется единство и борьбы противоположностей. Умеренная степень выраженности разнонаправленных тенденций создает гармонию сбалансированной, уравновешенной  личности. Преобладающее врожденное свойство в качестве доминирующей тенденции насквозь пронизывают все уровни развития личности по вертикали снизу до верху. Каждая из восьми основных тенденций реализуется в мотивационной направленности, в эмоциональном типе реагирования, в основном стиле общения и преобладающем типе мышления. Вопреки существующему мнению о сугубо прижизненном формировании типа мышления, наши исследования показали, что не  только проявления межполушарной асимметрии, но и отдельные особенности типов мышления выявляются показателями психодиагностических методик (количественные показатели по базовым шкалам теста СМИЛ, МПВ – тест Сонди, МЦВ – тест Люшера, формулы показателей теста Роршаха). Безусловно, при исследовании когнитивной сферы следует иметь в виду, что образовательный процесс вносит свои коррективы, и тренированность мыслительных функций в определенном направлении может привести к компенсации той функции, которая была при рождении более слабой по сравнению с другой.     

Итак, все, что мы можем обнаружить с помощью психодиагностических методик, отражает эти основные присущие человеку непосредственные проявления, с помощью которых он адаптируется в окружающем мире. Поэтому мы вправе считать базовые личностные свойства, проявляющиеся как черты характера, лишь оболочкой, представляющей собой врожденный тип реагирования, приспособленный для адаптации человека в жизни.

Однако есть и такие свойства человеческой натуры,  которые присущи только человеку – это стрежневой, ядерный аспект в структуре личности. Осознанное стремление управлять собой, бороться с импульсивными реакциями, с собственными непосредственными проявлениями, разумно использовать  привитые навыки, осмысленно руководить своими поступками, вырабатывая стратегию целенаправленного поведения, - все это осуществляется стержневым свойством личности, ядерным конструктом, осознанным Я. Ведущую роль в формировании ядра личности  играют развивающиеся прижизненно самосознание, самооценка и самоконтроль – главные внутриличностные регуляторы.  Если вернуться к схеме личности в образе дерева, то данная структура должна была бы выглядеть как вертикаль, пронизывающая все уровни центральной стволовой части древа,  набирающая к верхнему (вершинному) уровню развития все большую силу по мере созревания личности.

Самосознание - это первое и главное, что человек знает о себе,  проснувшись или придя в себя после наркоза или комы: кто Я? Кем я являюсь в этом мире? Формально – это  пол, возраст, имя, семейное положение, социальный статус. Но это еще и  самоощущение, адекватное  восприятие себя, своего положения в окружающем мире. Степень зрелости личности определяется сформированной устойчивостью самосознания. Феномен утраты своего Я мы наблюдаем у людей, выходящих из длительно протекавшей комы, после тяжелой черепно-мозговой или психической травмы, после  тяжелого наркотического или алкогольного отравления, после перенесенной клинической смерти. Но такой  вариант, как правило, связан с патологией, с тяжелой травмой головного мозга или сверх сильным психологическим стрессом.

В норме самосознание – основной стержень человеческого бытия. Через призму самосознания воспринимается окружающий мир, а собственное Я – как часть этого мира. Такое самосознание является отличительной чертой Человека. Иначе человек был бы ведомым, слепо подчинялся внешним стимулам и утратил свою индивидуальность. Если самосознание отвечает на вопрос «Кто я?», то самооценка – на вопрос «Какой я? Где мое место среди других – наверху, внизу, посередине, в стороне?». В ряду черт характера  термин «самооценка» используется для определения степени соответствия индивида моральным установкам окружения и уверенности в себе. Самооценка в структуре ядра личности отличается тем, что  она ориентирована на сложившееся нравственное кредо личности и позволяет понять,  чем я лучше или чем хуже других, где мои поступки правильны (в соответствии с собственными нравственными установками), где – нет, хорошо это или плохо - продолжать такую линию и остаться самим собой, стремиться к каким-то идеалам, к самосовершенствованию,  или подчиниться нормативности, быть таким, как все, довольствоваться уже достигнутым. Словом,  это - возможность оценить перспективу своего существования, своих действий или высказываний в контексте существующих обстоятельств.

Что имеется в виду под понятием «самоконтроль»? Это тот контроль, который вступает в действие не тогда, когда внешний запрет мешает самореализации, а когда сила собственного Я осознанно способствует самоутверждению или самоограничению, то есть дозволяет (или не дозволяет) проявить собственное влечение, осуществить свое желание, проявить волю к достижению цели или ту же волю направить на сдерживание собственных желаний, чтобы не вступить в конфликт с собственным Я.  Если поведение  личности  в значительной степени подвержено влиянию индивидуально-типологических свойств, более непосредственно, его стиль окрашен побудительной силой желаний и эмоциями,  то оно соответствует проявлению характера. Ограничением такого поведения в известной степени может выступать Сверх-Я (Супер-эго), которое формируется под влиянием окружающей среды - это лишь  табу на произвольное осуществление собственных желаний и инстинктов под влиянием интериоризированной морали общества во избежание конфликта с окружением.

Значительно отличаются от непосредственного поведения поступки, руководимые самосознанием, то есть осознанные  поступки человека, согласованные со стремлением соответствовать собственным критериям нравственности. Это категория иного плана, чем привитое в процессе социализации Супер-эго. Это и есть реноме личности, его осознанное, нравственное Я, интегративное ядро зрелого Я, которое  лежит в основе целеполагания, принятия решения, стремления взять на себя ответственность. Это содержательная сторона личностной индивидуальности,  которая развивается прижизненно и содержит в себе такие  категории как совесть, нравственность, достоинство, честность, самоотверженность, порядочность, присущие человеческой особи как существу высшего уровня развития в мире живого. От них зависит степень самоуважения индивида, способность к самоограничению. Главной особенностью зрелой личности является то, что саморегуляция, которая реализуется через  самосознание  - не  жертва на алтарь требований социума, а внутренняя потребность.

Естественно, что у личностей, типологически относимых к рефлексирующим, склонных к самоанализу, стремящихся к самосовершенствованию, умеющих затормаживать сиюминутные желания, с повышенным чувством вины, дорожащих теплотой межличностных отношений,  склонных к сопереживанию – у таких личностей формирование нравственного стержня происходит быстрее.

Напротив, у лиц с завышенной самооценкой, не склонных к сомнениям, решительно самоутверждающихся, не способных к сопереживанию, жестких и наступательных  в собственной самореализации, легко перешагивающих через интересы других при реализации собственных желаний – у них формирование интегративного ядра личности происходит гораздо медленнее. Нужны серьезные потрясения и горький жизненный опыт, которые умерят их эгоцентричность и повернут их лицом к собственной душе. Именно так мы обычно называем ту нравственность, которая должна быть внутри нас как мерило духовности. Выявление этой стороны структуры личности можно лишь оценив уровень культуры человека, степень интериоризации (усвоения) общего наследия человечества. Косвенно об этом свидетельствует его словарный запас, начитанность, кругозор, иерархия ценностей. Поэтому, психодиагностическое исследование должно проводиться с ясно обозначенной целью и параллельным изучением возрастных, геронтологических и культуральных аспектов изучаемого контингента.

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»