18+
Выходит с 1995 года
28 августа 2025
Что психологичного в проекте «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?

Как только стало известно о введении в школу нового курса, посвященного морали, вместо уроков русского языка и литературы, на просторах Интернета возник замечательный анекдот. Священник рассказывает детям четвертого класса о том, что те, кто учатся на «отлично», после школы попадут в рай, а те, кто учатся плохо – неминуемо окажутся в аду. Мальчик Петя тянет руку. Священник недовольным тоном обращается к мальчику, прервавшему его изложение Священного писания: «Ну что, Петя?». Петя взволнованно спрашивает взрослого: «А есть хоть какая-то надежда остаться после школы живым?»

Скорость, с которой принималось постановление о введении нового курса, быстрота появления учебников, подготовленных конфессиями, часто без учета возраста ребенка, - всё свидетельствовало о непродуманности решения о разговоре в школе в течение 1 часа в неделю с детьми 10 лет о морали и нравственности. Что делать ребенку, получившему заряд нравственности, после урока, когда он вплотную столкнется с реальным миром, окружающим эта школу, миром, весьма далеким от тех высоких истин, которые он только что познал?

Вопрос вызывает каждый пункт предыдущего предложения. До сих пор дети познавали мораль и нравственность в семьях, где каждым свои действием родители демонстрировали ежедневно собственную позицию относительно того, что такое хорошо и что такое плохо. В школе на уроках литературы дети изучали произведения классиков, которые все были наполнены вопросами морали и нравственности, и каждое произведение учило критически мыслить, выбирать собственную позицию, нести ответственность за свои поступки. Почему 1 час? Если один час в неделю физкультуры не ведет к развитию тела ребенка, то неужели 1 час нравственного разговора приведет к развитию его души?

Почему в 4 классе? Это возраст, когда дети вступают в пубертат, впервые критически относясь к тому, что говорят их родители. В первом классе или в детском саду дети, не имея еще критического мышления, способны безропотно принимать сентенции. Почему не в 10 классе, когда ученик осознанно может выбрать решение в нравственной ситуации и объяснить свой выбор?

Когда мы обращаемся к детям, вступающим в подростковый возраст, мы подспудно полагаем, что то, что будет говориться на уроке, будет принято родителями ученика, а то, как ведет себя учитель вне урока нравственности, будет соответствовать тому, что он говорит на этом уроке.

Но если это не так, то этот урок несет бомбу замедленного действия и в семью, и в класс. А если этот урок ведёт не учитель, а представитель культа, не готовый к возрастным особенностям детей, то не получим ли мы то, что уже ранее многократно описано было нашими предшественниками, просиживавшими на уроках Закона божьего в школе без внутреннего ощущения благости в душе? И самое главное, если мы разделим детей на группы на основании принадлежности к конфессии, мы потом никогда не соберем их в единый коллектив. Все, кто учился в классе «А» или «Б», знает, что детей разделили на классы случайно, но не любить детей из параллельного класса дети начинали не случайно, а по законам психологии.

Мы осознано приступили к написанию курса, который объединял в себе историю религий и светскую этику, чтобы сплотить всех детей в процессе совместно рассуждения о прошлом, настоящем и будущем. И в основу разрешения множественных противоречий мы взяли слова В.О. Ключевского: «В науке надо повторять уроки, чтобы хорошо помнить их;  в морали надо хорошо помнить ошибки,  чтобы не повторять их». Мы попытались обратиться к опыту ошибок людей, которые привели к нравственному росту личности. Чтобы учебник не был собранием нравоучительных статей, мы брали высокохудожественные тексты (чтобы хоть как-то возместить тот час литературы, который дети теряли в связи с появлением этого нового курса) и притчи, в которых не было простых решений, но всегда было место для раздумий. Задания все обращаются к ребенку и предлагают рассмотреть собственные ошибки как получение нового опыта, а потому, точку роста собственной личности.

В основу всей линии изложения было положено две идеи. Первая – теория хаоса, которая была представлена притчей о бабочке, взмахивающей крыльями на одном конце планеты, что приводит на другом ее конце к рождению бури. Каждый раз, совершая поступок, мы можем  произвести эффект бабочки, обнаружив непредвиденные последствия наших необдуманных действий.

Вторая идея – идея М. Бахтина о поступке как ответственном поведении человека. Некогда древние греки выделили обычные действия человека, которые были предопределены богами, и действия, за которые отвечает сам человек. Эти последние они назвали этосом. Анализ таких поступков и породил науку этику.

Мы попытались изложить эти идеи понятным языком. И каждый раз, когда я пыталась дать четкое определение, мой замечательный соавтор Елена Николаевна Петрова рисовала мне следующую картину.

Учительница Марья Ивановна грозно говорит мальчику Пете: «Петя, ты не выучил, что такое «любовь». Садись! Два!»  И тут же пропадало желание давать определение. И возникала потребность вызвать мальчика Петю на разговор о нем самом. И научить защититься на перемене от тех, кто это будет использовать против него потом, когда «нравственность» кончится.

Елена Ивановна Николаева - доктор биологических наук, профессор РГПУ им. А. И. Герцена, автор около 200 научных работ, в том числе учебника «Психофизиология», книг «Психология детского творчества» и «Леворукий ребенок: диагностика, профилактика, коррекция», автор проекта «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (учебник для 4 класса общеобразовательной школы) (Национальный психологический конкурс «Золотая Психея» по итогам 2012 года).

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Психическая энергия — реальность или оксюморон?
    22.08.2025
    Психическая энергия — реальность или оксюморон?
    «С учетом различных качеств информации была предложена и обоснована гипотеза решения проблемы взаимодействия материального и психического (в обыденном понимании "души" и "тела")…»
  • Теоретические основания психологии возможного
    21.08.2025
    Теоретические основания психологии возможного
    «Основная задача психологии возможного отличается от целей исследования прогнозирования: не поиск проявлений этого феномена в конкретной деятельности, а анализ новых возможных задач, которые ранее не были известны ученым».
  • Схематическая модель превентивной адаптации
    15.08.2025
    Схематическая модель превентивной адаптации
    И.Н. Симаева: «Специфика превентивной адаптации состоит в том, что эти рамки сдвинуты в будущее, а значит, содержат значительно больший элемент неопределенности...»
  • Субъектность Я в персонологической ретроспективе
    14.08.2025
    Субъектность Я в персонологической ретроспективе
    В.А. Петровский: «В той мере, в какой утверждает себя новая (общая) персонология и особое направление в ней — мультисубъектная персонология, есть необходимость в рефлексии пути, пройденного автором, его коллегами и сотрудниками за истекшие полвека».
  • Толерантность к неопределенности: новость или психологическая традиция?
    10.08.2025
    Толерантность к неопределенности: новость или психологическая традиция?
    «…в ближайшее время интерес, а соответственно, и толерантность к неопределенности должны возрасти в связи с тем, что психология мало-помалу становится событийной, а не только описательной, понимающей, объяснительной, деятельностной».
  • Проблема души в психологии
    08.08.2025
    Проблема души в психологии
    «"Душа", несмотря на изгнание самого имени, никогда не уходила полностью из сферы исследования психологов. Причем, если вначале это были простые проявления внешней стороны души (ощущение, внимание), то со временем образования все более высокого порядка».
  • Н.К. Корсакова: «Память должна трудиться»
    05.08.2025
    Н.К. Корсакова: «Память должна трудиться»
    «Память выступает как центрирующая психическая функция человека, без которой вообще невозможно развитие и становление личности».
  • Личностный потенциал: оптика психологии
    28.07.2025
    Личностный потенциал: оптика психологии
    «Личностный потенциал — это способность выполнять работу саморегуляции, реле управления личной энергетикой, передаточный механизм от мотивации к действию, механизм, позволяющий нам считаться с реальностью, но не подчиняться ей».
  • Философские основы теории одаренности
    27.07.2025
    Философские основы теории одаренности
    «…разработка методов выявления и сопровождения детей с целью развития их одаренности требует ответа на вопрос, “что” мы развиваем».
  • Гармоническая личность: структура, механизмы развития, индивидуальные различия
    13.07.2025
    Гармоническая личность: структура, механизмы развития, индивидуальные различия
    «Развернутая вербализация внутреннего интеллектуального плана не только способствует принятию эмоционально трудного решения, противостоящего непосредственной потребности, но и выполняет инструментальную функцию копинг-стратегии…»
  • Операционализация параметров и методика диагностики личностной идентичности
    05.07.2025
    Операционализация параметров и методика диагностики личностной идентичности
    «Личностная идентичность понимается как интегративное образование (свойство личности, включенное в ее структуру), несущее в себе отражение закономерности развития и функционирования личности в социуме».
  • Методологический смысл психологического схизиса
    04.07.2025
    Методологический смысл психологического схизиса
    Ф.Е. Василюк: «Если бы ситуация определялась острым противоборством, столкновением сторон, попыткой сломить сопротивление друг друга и перекроить всю психологию по-своему, это было бы драматично и... плодотворно».
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»