18+
Выходит с 1995 года
25 ноября 2024
«Психологическая экспертиза помогает определить тип реакции на стресс»

Предлагаем вашему вниманию интервью с Натальей Викторовной Потлачук. Наталья Викторовна – кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, заведующая лабораторией психологических исследований в сфере безопасности дорожного движения Института безопасности дорожного движения СПбГАСУ, преподаватель программы дополнительного профессионального образования «Инструментальная детекция лжи. Обучение работе на полиграфе» в Институте практической психологии «Иматон».

- Наталья Викторовна, вы специализируетесь на психологической экспертизе, в том числе – на психологической экспертизе участников дорожного движения. Сейчас у многих наших  соотечественников есть транспортные средства. Когда среднестатистический автолюбитель может столкнуться с психологической экспертизой?

- С психологической экспертизой при ДТП люди сталкиваются не очень часто. Обычно случаи экспертизы связаны с рассмотрением уголовного дела, которое может быть заведено, когда автомобилист обвиняется в причинении тяжкого вреда здоровью. Психологическую экспертизу может назначить суд, но это происходит крайне редко. Или адвокат, который защищает интересы обвиняемого, может сам обратиться к специалисту-психологу, специализирующемуся на экспертизах, чтобы проверить, не подпадает ли дело его подзащитного под действие 28 статьи Уголовного кодекса «Невиновное причинение вреда». Во второй части этой статьи сказано, что обвиняемый признается невиновным в совершении преступления, в том случае, если «лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам». Задача психолога-эксперта в данном случае – определить, мог обвиняемый предотвратить столкновение или же нет.

- Как проходит экспертиза?

- Суть экспертизы в том, чтобы составить психологический портрет человека, определить его личностные качества. Для этого психолог с помощью специальных сертифицированных психологических методик оценивает темперамент человека, его психофизиологические особенности, тип реакции на стресс. В экстремальной ситуации человек с одним типом реакции на стресс мобилизуется и успеет отреагировать правильно, а другой, наоборот, подожмет ноги, закроет глаза, закричит «мамочка!» и полетит вперед на неуправляемом автомобиле. Важно знать, что тип реакции на стресс не зависит от личностных качеств или от сознательного выбора человека - он является врожденным и связан с особенностями нервной системы. Неоптимальная реакция на стресс свойственна людям со слабым типом нервной системы. Хочу подчеркнуть, что слабый – не значит «плохой», не значит, что человек недостаточно старается и должен «взять себя в руки». Это особенность такая же нейтральная как рост и вес: она может давать преимущества человеку в одних ситуациях и создавать проблемы - в других. Подобные люди психически здоровы, не глупы, просто при вождении автомобиля их реакция на нештатную ситуацию может быть неоптимальной и повлечет за собой очень неприятные последствия. Поэтому, скажем, профессиональная деятельность дальнобойщика или водителя автобуса таким людям не показана: на подобной работе они будут быстро переутомляться. Мы нормально относимся к тому, что все люди разные – кто-то неспособен играть на пианино, кому-то плохо даются иностранные языки, но почему-то считается, что абсолютно все могут водить автомобиль, хотя вождение – это очень сложный вид деятельности, особенно в условиях мегаполиса.

- Тем не менее, сейчас почти каждый человек, достигший восемнадцатилетнего возраста, имеет правополучить права. Может ли он, приходя на обучение вождению, узнать о своих психологических особенностях и поинтересоваться, насколько безопасно будет лично для него водить машину? Не будет ли это стоить ему разбитой машины, сильного психологического стресса, а может быть, и заведения уголовного дела?

- Конечно, психологи - не гадалки, будущее не предсказывают и точно сказать, что вот этот человек, сев за руль, обязательно попадет, в аварию, не могут. Но смогут помочь автомобилисту больше узнать о своих психологических особенностях, расскажут о том, какой стиль вождения будет для него более безопасным, как лучше всего избегать проблем на дорогах. Для этого разработаны специальные методики и мы, например, в нашей лаборатории психологических исследований в сфере безопасности дорожного движения Института безопасности дорожного движения СПбГАСУ проводим тестирование на компьютере и  на его основании даем заключение. Поскольку при Институте есть автошкола, к нам приходят, в основном, те, кто собирается получать права. Психология не включена в обязательную программу автошколы, но сотрудники лаборатории проявили инициативу, создали цикл бесплатных лекций и семинаров. На них мы приводим понятные примеры и рассказываем, от каких психологических тонкостей, в тот момент, когда человек садится за руль, зависит безопасность дорожного движения, и даем возможность тем, кому это интересно, оценить свои психофизиологические особенности в нашей лаборатории. Тестирование происходит в игровой форме – человек садится за компьютер и нажимает на кнопочки с помощью специального пульта, чтобы «поймать» движущийся объект. Исследуются особенности зрительного анализатора, сила нервной системы. Тестирование занимает 30 минут. После этого программа выдает заключение о том, какая у человека скорость реакции, какова способность в экстремальной ситуации быстро принять решение, каковы индивидуальные особенности восприятия времени.  Как говорили древние «кто владеет информацией, тот владеет миром»: узнав больше о своих особенностях и слабых местах, человек, если он психически здоров и адекватен, может корректировать свое вождение.

- Если тип реакции человека на экстремальную ситуацию является врожденным, если существуют люди с разными типами реакции на стресс, с разными типами физиологических процессов, может быть их и учить надо по-разному, создавая раздельные группы?

- Да, поскольку люди с разными типами реакции и воспринимают информацию также по-разному, это надо учитывать при обучении вождению. Нужно использовать методы исследования психофизиологических параметров и проводить лекции на эту тему в автошколах. Но, к сожалению, реалии нашего времени таковы, что, чаще всего, нет ни запроса на такое обучение, ни знаний о том, как именно обучать, ни достаточного количества компетентных преподавателей.  То, что у человека есть определенные особенности, связанные с неоптимальной реакцией на стресс, это, конечно, не означает, что он в принципе не должен никогда садиться за руль. Нет! Он может получить права и ездить всю свою жизнь долго и счастливо. Но он должен знать о своих психофизиологических особенностях, стараться избегать экстремальных ситуаций, ездить по знакомым дорогам, водить машину на средней скорости. А иной человек, напротив, делает ошибки, когда ездит медленно, и совершено безопасно ездит быстро. Индивидуальные особенности потому и называются индивидуальными, что каждый человек должен узнавать о том, какой стиль вождения лучше подойдет именно ему.

Все мы знаем  истории о страшных авариях на дороге, если разобраться в причинах, то в 99% случаев всему виной – человеческая глупость:  незнание важной информации о самом себе, недооценка своих возможностей, своего состояния. Не обязательно новички выезжают на дорогу и сразу попадают в ДТП - попадают и те, кто давно водит машину, и профессиональные водители.

- Можно ли применять методики оценки психофизиологического состояния человека для контроля качества работы профессиональных водителей?

- Существуют методики, которые позволяют достаточно быстро, за несколько минут, оценить состояние водителя и сделать заключение о том, может ли он выходить в рейс или в этот день не стоит доверять ему такую ответственность. Если водитель болен или заболевает, но еще не знает об этом, если он принимал алкоголь накануне, это влияет на скорость реакции и садиться за руль ему нельзя. Автотранспортным компаниям такие проверки давали бы возможность предотвратить больше количество проблем, которые возникнут, если водитель в измененном состоянии сознания выедет  в рейс и с ним что-то случиться. Ответственность за безопасность лежит на руководителе автопредприятия. И, если бы граждане, которые имеют претензии к качеству услуг по перевозке пассажиров (например, водитель вел автобус неровно, стал причиной того, что пассажир получил травму), проявляли бы свою активную гражданскую позицию, они могли бы добиться улучшения качества вождения.

Для этого нужно не лениться брать билеты, садясь в автобус (немногие задумываются о том, что билет – это проездной документ, который нужен, в первую очередь, самому пассажиру), критически относиться к тому, как водитель выполняет свои обязанности и, в случае причинения вреда здоровью, подавать в суд на автотранспортную компанию. Тогда владельцы компаний понимали бы, что выгоднее взять грамотного и ответственного водителя, регулярно обучать персонал и контролировать качество его работы, чем потом судиться с гражданами и выплачивать им страховки.

Меня радует, что интерес к психологическим методикам оценки состояния водителей появляется, мы уже сотрудничаем с московским научно-методическим центром подготовки водителей в рамках профессионального отбора водителей, собираемся участвовать в создании программы по отбору водителей, которые будут  обслуживать Олимпиаду.

- В основном, причиной аварий становится то, что у людей нет ни критичности к своему состоянию, ни базовых психологических знаний, ни понимания своей роли в возникновении ДТП?

- Именно так. Люди плохо осознают себя. Чаще всего водитель, перед тем как сеть за руль, проверяет тормоза, фары, наличие бензина, но ему редко приходит в голову оценить свое состояние. А ведь машина сама по себе, без него, с места не сдвинется и от его психофизического состояния пред тем как он сядет за руль, зависит, доедет он куда-либо или нет. По статистике, количество аварий увеличивается к обеденному перерыву (когда у людей снижается уровень сахара в крови), а максимальное количество аварий происходит после рабочего дня. Потому что человек, отработавший 8 часов, устает и, как следствие, у него снижается скорость реакции, ослабевает способность проконтролировать ситуацию на дороге.

Это означает, что, выходя с работы, водителю нужно осознавать свою усталость, понимать, что на фоне усталости психофизиологические процессы, обменные процессы протекают иначе, а это значит, что и управлять автомобилем сейчас он будет иначе, чем утром.  Лучше, прислушиваясь к своему самочувствию, выбрать щадящий скоростной режим, ехать знакомым маршрутом, по возможности, объезжать сложные перекрестки. И, конечно, соблюдать правила дорожного движения.

Правила дорожного движения дают возможность одному водителю, у которого дома семья и дети, благополучно разъехаться с другим водителем, у которого тоже дома семья и дети: благодаря тому, что они следуют этим правилам, оба смогут вернуться домой живыми и здоровыми к своим семьям.  Бравада «я все могу» в данном случае неуместна, потому что нельзя надеяться на чудо и недооценивать опасность ситуации, когда водитель находится в неоптимальном физическом и психологическом состоянии: речь идет о химических процессах в организме и тут от воли человека мало что зависит. Если предстоит куда-то ехать долго и подступает усталость, опять же, лучше остановиться, немного походить, съесть что-нибудь сладкое, прежде чем продолжать путь. Казалось бы – элементарные меры предосторожности. Но эти правила естественны, так же, как законы природы. Не стоит пренебрегать ими. Они могут спасти жизнь.

Беседовала Юлия Смирнова

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»