Мы продолжаем публиковать «Истории успеха». Напоминаем, что несколько авторов историй смогут бесплатно принять участие в саммите профессионалов «Успешные психологи: обмен опытом», который состоится 4-6 июня 2010 года. Более подробная информация – на странице рубрики.
С детства одним из самых любимых советских фильмов была комедия Эльдара Рязанова «Ирония судьбы или с легким паром!». Даже не знаю, что в ней нравилось больше: ощущение предновогоднего чуда, которое она создавала или сюжет с милыми и понятными героями. И, наверно, герои занимают не последнее место. Это удивительная ситуация для советского кинематографа: главными героями становятся не рабочий и колхозница, а представители интеллигенции - врач-хирург и учительница русского языка и литературы. И всегда мне особенно приятно было слышать, как главный герой Женя Лукашин говорит, что профессии врача и учителя самые важные. Всем своим существом ребенка, выросшего в преподавательской семье, я соглашалась с ним и верила, что нет ничего достойнее, чем учить и лечить людей. Повзрослев, я, конечно, поняла, что для любой профессии свойственен своеобразный социальный дарвинизм: бухгалтеры всегда считают, что они главные люди в организации, математики – что, только они занимаются настоящей наукой… Но моя собственная внутренняя убежденность, что нет ничего важнее, чем помогать людям, осталась при мне. Задолго до окончания школы я сделала выбор: буду психологом.
Покинув студенческую скамью, я пошла работать по специальности. С одним «но». В моей трудовой книжке появилась запись «педагог-психолог». Вроде бы, в чем отличие, тот же психолог, но работающий с детьми. Может и так. Но для себя я поняла свою профессию немного иначе, и это наложило отпечаток, который определил мое последующее развитие.
Педагог-психолог должен не только заниматься диагностикой, коррекцией и развитием психических функций ребенка, но и учить его познавать собственный внутренний мир, учить пониманию своих поступков и поступков других людей. Быть психологом, но и быть в то же время учителем. Два в одном и не иначе. Такое понимание профессии «педагог-психолог» в некоторой степени шло в разрез с системой образования. В наших школах нет урока психологии, мы не учим наших детей понимать себя и других. Но я работаю в системе дополнительного образования, и это во многом делает меня свободнее в своих профессиональных планах. Так, в ноябре 2008 года стартовал образовательный проект «Шаг в психологию».
Хронологически это событие практически совпало с городской предметной игрой по психологии. Участники образовательного проекта «Шаг в психологию» уже были набраны, были проведены организационные встречи, тренинг на знакомство и сплочение команды, прошла пара занятий. Ребята уже успели почувствовать вкус к психологии и прирасти дуг к другу. В их способности и знания в области психологии поверила и администрация школы, без капли сомнения ребят отправили в качестве команды-участницы на предметную игру. Ни у меня, ни у участников проекта особых надежд не было: мы понимали, что слишком мало еще пройдено, что нет еще системы знаний… Но все же мы участвовали, и триумфа нам испытать не удалось: 6 место из 12, досадная середина.
А потом был год занятий: тренинги и обучающие фильмы, летние стратегические сессии по 6 часов, в то время как сверстники бездельничают на каникулах, волонтерская практика с детьми-сиротами и многое-многое другое…
26 февраля 2010 года ожидалась следующая городская предметная игра по психологии, и теперь уже нам самим хотелось проверить и доказать свои силы. Мы стали готовиться: занимались в выходные и после уроков, проводили тренировочные игры и сознательно усложняли материал. Настало время «Ч». Мои девчонки (так получилось, что команда у нас собралась женская) волновались, что есть мочи, я боялась не меньше, но старалась не показывать. Первый тур прошел нормально: мы – вторые, но нам в затылок дышат сразу две команды, разница всего в один балл. Второй тур выбил землю из-под ног: капитан с заданием справился, но командное задание оказалось чрезвычайно трудным. Всеми правдами и не правдами убедила, что этот тур не показательный, и нужен был лишь для того, чтобы команда не подсказывала капитану в его задании. Вроде поверили, и боевой настрой вернулся. И тут случилось! В третьем туре ведущие не успевали забирать карточки с ответами на дополнительные вопросы моих девчонок! Они – бесспорные лидеры, но пока могут только догадываться об этом. Я уже знаю: у нас первое место и отрыв в баллах от команды, занявшей второе место – 100 очков. Бесспорная победа. Красивая победа.
Начинается награждение команд: называют третье место – не они. Шесть пар удивленных девчачьих глаз устремились на меня - они ждали, что это их пьедестал. В глазах блеснула робкая надежда – неужели вторые? Нет, не они. Глаза потускнели, головы опустились. Они не надеялись и не верили, что это возможно! Первое место! Смех, улыбки, крики и жаркие объятья… И, вот именно в этот момент я даже не умом, а кожей ощутила, что счастлива, что их успех – это мой успех, и что педагог-психолог – поистине лучшая профессия!
Об авторе: Левшина Анастасия Андреевна – педагог-психолог Центра по работе с одаренными детьми «Дар» Дворца творчества детей и молодежи г. Ростова-на-Дону, аспирант факультета психологии Южного федерального университета, член Всероссийского проекта «Кадровый резерв – профессиональная команда страны».
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать