Вышла 3-я часть методики Л.А.Ясюковой, одного из ведущих российских специалистов в области психологии образования. Методика является заключительной частью авторской психолого-социальной технологии оптимизации обучения и развития школьников (ТООР). Этот диагностический комплекс предназначен для работы с учащимися 7-11 классов.
Говоря о тенденциях развития психодиагностики, мы не имеем в виду создание новых методик или улучшение качества их разработки. Мы хотим обратить внимание на новое, только зарождающееся направление, которое можно определить как разработку психолого-социальных диагностических технологий. Диагностическая технология - это не просто комплект методик, а взаимосвязанный методический комплекс, который позволяет глубоко и полно исследовать конкретную ситуацию, выявлять суть затруднений или нарушений развития, а также причины, их породившие. Он содержит рекомендации по нормализации развития и устранению причин, порождающих конкретные проблемы, реализуемые не только силами самого психолога, но и с использованием ресурса ближайшего социального окружения. Диагностические технологии создаются с учетом законов развития, действующих в определенный жизненный период, и основных факторов, положительно и отрицательно влияющих на процесс развития и формирующих, соответственно, один из наиболее вероятных жизненных сценариев. В диагностической технологии особо выделяются типичные проблемы развития конкретного периода, предлагаются методы их ранней диагностики, профилактики и предупреждения.
Это направление зарождается в России не вследствие теоретико-экспериментальной развитости нашей науки, а, как всегда, в связи с острыми практическими проблемами. За последнее десятилетие в нашей стране резко возросла популярность психологической помощи и значительно увеличилось число психологов-практиков, в то время как глубина их теоретической подготовки остается явно недостаточной. Причем сами практикующие психологи обычно не осознают недостаточности собственной подготовки, поскольку существуют возможности объяснения и оправдания невысокой эффективности итоговых результатов деятельности различными «объективными» причинами, а также выделением специфической психологической результативности, достижение которой удовлетворяет специалиста, хотя клиент своей цели и не достигает.
Известно, что профессионализм практического психолога заключается в умении работать на конечный результат, на выполнение заказа клиента. Однако существуют различные мнения в понимании того, в чем именно этот результат состоит. Сегодня, к примеру, принято достаточно четкое разграничение обязанностей в помощи неуспевающим школьникам. Обеспечение освоения учебного материала входит в обязанности педагога. Недостатки речевого развития, проблемы чтения и неграмотного письма должен ликвидировать логопед. Задача психолога состоит в нормализации эмоционального состояния ребенка и его взаимоотношений с окружающими детьми и взрослыми, а также в тренировке его психических процессов (например, памяти или внимания). Каждый специалист выполняет свою часть работы. Предполагается, что в результате их совместных усилий ребенок будет хорошо учиться и с удовольствием ходить в школу. Именно этого, к сожалению, обычно и не происходит, хотя каждый специалист видит успехи ребенка, демонстрируемые им на занятиях.
Мы не будем касаться работы педагога и логопеда, а рассмотрим, как помогает неуспевающему школьнику психолог. В начальной школе жалобы учителей и родителей чаще всего состоят в том, что дети невнимательны на уроках, с трудом понимают и плохо запоминают материал. Перед психологом ставится задача тренировать память и внимание, развивать мышление детей. В настоящее время разработано много разнообразных коррекционно-развивающих программ, которые, как предполагают их авторы, могут успешно решать данные задачи. Школьный психолог проводит серию игровых занятий с неуспевающими учащимися, в результате которых появляется интерес, увлеченность и сосредоточенность в работе детей (т. е. развивается мотивация и внимание), явно увеличивается объем и прочность запоминаемого материала, отмечаются успехи в решении задач на нахождение лишних картинок или на группировку (т. е. развивается мышление). Психолог считает, что его задача выполнена, однако при этом каких-либо положительных сдвигов в учебе не происходит.
Для того чтобы ребенок смог воспользоваться на уроках приобретенными навыками, у него должен быть сформированным механизм их переноса, то есть мышление по аналогии. И не просто мышление по аналогии, а понятийное логическое мышление, необходимое для понимания сути задачи и операций, которые следует выбрать из арсенала освоенных и применить в новой, но аналогичной ситуации. Такое мышление у большинства учащихся начальной школы еще отсутствует. У неуспевающих школьников оно отсутствует всегда. Именно поэтому они, даже заучив правила или приемы решения задач на занятиях с педагогом, не могут ими пользоваться, так как не в состоянии понять суть того, что запомнили, и выделить аналогичные ситуации, в которых эти методы надо применять. На занятиях с психологом школьники, демонстрируя относительную успешность действий с игровым материалом, не могут перенести полученные навыки на работу с учебным материалом, так как не выделяют сути производимых операций и сути ситуаций, в которых они применимы.
Практический психолог, имеющий хорошую теоретическую подготовку, знакомый с принципами, составляющими основу гештальтпсихологии, и с классическими работами Л. С. Выготского, в которых описаны закономерности и методы оптимизации развития понятийного мышления учащихся начальной школы, понимает причины неэффективности ставших уже традиционными коррекционно-развивающих занятий и не станет их использовать. Психолог-профессионал, прежде чем приступить к оказанию практической помощи, всегда старается теоретически осмыслить ситуацию. Сегодня же психологам, работающим в ПМС-центрах, школах и других детских учреждениях, на диагностическое обследование, по утвержденным нормам, отводится исключительно мало времени, которого хватает только на проверку жалобы клиента, но не на комплексное изучение проблемы и причин, ее породивших. В современной системе подготовки специалистов также делается акцент на освоение приемов оказания практической помощи (тренинги и коррекционно-развивающие занятия), в то время как теоретические знания рассматриваются в плане общей осведомленности, а овладение диагностическим инструментарием как приобретение вспомогательных умений. Подобная политика приводит к тому, что в процессе учебы в вузе будущие психологи стараются овладевать методами консультирования, набирать пакеты коррекционных методик и развивающих программ. Теоретическое освоение науки отходит на второй план, происходит в виде поверхностного, формального ознакомления с основными научными направлениями и их лидерами. В итоге дальнейшая практическая работа психологов заключается в применении освоенных техник, но не основывается на теоретическом анализе сути возникшей ситуации, так как их практические навыки никак не связаны с теоретическими представлениями. Практические психологи сегодня не случайно настаивают на разделении функций в оказании помощи школьникам, так как та работа, которую они проводят, далеко не всегда приводит к улучшению самочувствия и повышению успеваемости детей. Работа на конечный результат будет возможна только при наличии у практического психолога глубоких теоретических знаний и при условии владения методами комплексного психологического обследования.
Можно привести еще достаточно много примеров ситуаций, в которых непонимание теоретической сути проблемы приводит к неэффективности практической работы психологов. Например, учителя и родители обращаются к психологу за помощью в связи с тем, что дети не могут выучить таблицу умножения. Психолог проводит серию занятий по тренировке памяти, в результате которых объем и прочность запоминания слов, картинок, цифр и различных символов значительно увеличивается. Однако таблицу умножения ребенок все так же не помнит и не может выучить. Проблема и состоит в том, что ее выучить нельзя, а надо понять. Для понимания закономерностей, на которых основана таблица умножения, требуется либо структурное мышление, либо зачатки абстрактного мышления, а тренировка простой ассоциативной памяти, чем занимался психолог, не приносит никаких положительных результатов. В средней школе добавляется много новых предметов, и дети начинают испытывать трудности в запоминании все увеличивающейся информации. Опять психолог приступает к тренировке памяти, и школьники демонстрируют успехи на его занятиях. Однако подготовиться к урокам истории, биологии, географии и ответить на вопросы учителя по текстам не могут, поскольку проблема заключается не в недостатках памяти, а неразвитости понятийного интуитивного мышления, умения выделять основные мысли, видеть внутренний план текста, его структуру. Следовательно, и заниматься надо было развитием понятийного мышления, а не тренировкой памяти. В средней школе очень частыми становятся жалобы учителей на невнимательность на уроках и нарушение дисциплины учащимися. Обычно психолог приступает к тренировке внимания и самоконтроля. Школьники с удовольствием принимают участие в различных играх и тренингах, демонстрируя явные успехи в развитии внимания и самоконтроля, но продолжают безобразно вести себя на уроках. Причина же такого поведения заключается в несформированности понятийного мышления. Школьники оказываются не в состоянии в течение 45минут спокойно сидеть и внимательно слушать учителя, если не могут следить за логикой объяснения и не понимают, о чем идет речь.
Недостатки теоретической подготовки, обусловленные спецификой современного образования, не позволяют практикующим психологам увидеть разницу между тренировкой и развитием. Они не осознают, что выполнение ряда однотипных упражнений или тренировка навыка не приводит к развитию психического процесса. Развитие - это перевод функционирования того или иного процесса на качественно новый уровень, то есть формирование качественно новых операций, а не тренировка уже имеющихся, но малоэффективных. В связи с этим абсолютное большинство современных программ и методик, претендующих на развитие памяти и мышления детей, тренируют только простую ассоциативную память, но ничего не развивают. Часто психологи не знакомы и с законами тренировки. Если они считают, что у детей, приходящих один раз в неделю на получасовое занятие, во время которого в группе выполняется ряд упражнений, что-то можно натренировать, то они искренне заблуждаются. Для тренировки любого навыка или процесса требуются ежедневные и более длительные занятия, а для развития - тем более.
Из приведенных примеров (которых может быть значительно больше) можно выделить еще один аспект работы практического психолога. Может ли и должен ли клиент сам формулировать заказ? Должен ли психолог буквально выполнять заказ в той форме, в какой его высказал клиент, или он сам обязан определить суть проблемы и объяснить ее клиенту? Педагоги и родители чаще всего не могут правильно понять психологических причин тех или иных затруднений, с которыми сталкивается ребенок в процессе учебы, взрослый человек не понимает причину депрессии или конфликтов с окружающими людьми. Они и не обязаны в этом разбираться. Достаточно того, что они опишут психологу сложившуюся ситуацию. Психолог, используя различные диагностические приемы, обязан выявить причины затруднений и предложить способ решения проблемы. Если теоретические знания поверхностны и не используется комплексная диагностика для выявления сути проблемы и причин, ее породивших, то обычно работа ведется со «следствием», и ситуация не улучшается. Можно привести типичный пример, когда родители обращаются к психологу по поводу повышенной тревожности школьника. Психолог, используя тест для диагностики тревожности, подтверждает «диагноз» родителей и начинает занятия по повышению самооценки и уверенности ребенка в себе. Положительные результаты в процессе таких занятий обычно не достигаются, поэтому акцент смещается на перевоспитание учителей и родителей, чтобы они мягче, ласковее и заботливее обращались с ребенком. На самом деле школьная тревожность более чем в 90 % случаев является следствием не коммуникативных проблем, а дисгармоничности развития интеллектуальных способностей ребенка. Его эмоциональное благополучие нарушается из-за того, что учиться становиться по ряду предметов или в целом все труднее, а почему - он не понимает. Но в этом обязан разобраться психолог с помощью комплексного психологического обследования ребенка, понимая, что рост тревожности - это реакция ребенка на какие-то проблемы, которые и следует выявить. Психолог должен уметь исследовать ситуацию, а не просто замерять уровень развития тех или иных психических процессов.
Для исследования ситуации необходимо соответствующее методическое обеспечение. Современный практикующий психолог, поставленный в жесткие временные рамки, не имеет возможности проводить экспериментальные исследования по формированию диагностических комплексов, релевантных тем или иным проблемным ситуациям, проверять их валидность, разрабатывать интерпретационные шкалы и нормативы, оценивать с помощью лонгитюдных замеров степень эффективности оказываемой помощи и, соответственно, надежности созданных методик. Подобные задачи могут решать специальные исследовательские центры или психологи, профессиональные усилия которых направляются собственно на разработку методического инструментария. В настоящее время существует ряд фирм, среди которых особо следует выделить «Иматон», выпускающих диагностический инструментарий высокого качества, прошедший все стадии обоснования и проверки, полностью подготовленный к использованию. Предоставляемые психологам методики помогают исследовать проблему, но не содержат информации или рекомендаций, позволяющих ее решить. Методики - это инструменты для измерения психических процессов или качеств, исследования ситуации, получения информации, необходимой для дальнейшей практической работы психолога. Интерпретировать, оценивать полученные результаты и решать, как именно следует помогать клиенту, каждый должен самостоятельно. Обычно психолог продолжает работать в пространстве, определенном методикой, как бы «фиксируется» на конкретном психическом процессе или качестве, которые он исследовал, а именно переходит к непосредственной тренировке того, что оказалось недостаточно развито или отклонилось от нормы. Например, выявив у ребенка в процессе диагностики недостатки произвольного внимания, психолог проводит серию занятий по его тренировке. Однако если причиной недостатка произвольного внимания является личностная незрелость или состояние здоровья, то ни к какому положительному результату психологические занятия не приведут. Чтобы правильно понять проблему и оказать необходимую практическую помощь, следует проводить комплексное обследование и решать задачу в более широком контексте реальной жизни и деятельности клиента. Однако для этого необходимы глубокие теоретические знания, а также опыт экспериментирования, позволяющий обосновано выбирать, какие методики и в каком сочетании следует использовать для изучения той или иной ситуации, чтобы получить адекватное представление о причинах, породивших проблему. И далее необходим практический опыт работы в конкретной сфере, чтобы отследить и понять, какие действия следует предпринять для оказания помощи в зависимости от конкретной причины и индивидуальных особенностей клиента.
Вряд ли следует надеяться на изменение системы подготовки специалистов или на то, что у них появится возможность проводить необходимые исследования, но можно повысить их методическую вооруженность. Для того чтобы работать не с тем или иным психическим процессом, сферой или качествами, а помогать человеку, необходимо от использования методик переходить к диагностическим технологиям. «Иматон» сегодня единственная фирма, которая начала их выпускать. Это «Оптимизация обучения и развития детей с ММД» (Л. А. Ясюковой), «Методика Л. А. Ясюковой. Часть I. Готовность к школе», «Методика Л. А. Ясюковой. Часть II. Прогноз и профилактика проблем обучения в средней школе (3-6 классы)». Скоро будет выпущен диагностический комплекс, позволяющий решать проблемы, возникающие у старшеклассников, помогать им в выборе дальнейшего жизненного пути. Существует технология оценки кадрового потенциала фирмы, позволяющая выявлять наиболее перспективных сотрудников, осуществлять рациональную расстановку кадров. Возможно и необходимо создание диагностической технологии для семейного консультирования, для оказания помощи в гармонизации раннего развития детей.
Диагностическая технология отличается от обычного набора методик тем, что представляет собой последовательно изложенную в методическом пособии систему работы с клиентом. Если психолог-практик последовательно и точно выполняет все процедуры, описанные в пособии, то это позволяет ему, независимо от уровня его теоретической подготовки и практического опыта, комплексно исследовать конкретную ситуацию, выявить суть затруднений или нарушений развития, а также причины, их породившие. Далее в зависимости от причин, породивших ту или иную проблему, пособие содержит соответствующие рекомендации для их разрешения, не ограничиваясь указаниями на то, что следует делать самому психологу, но и каким образом необходимо использовать (или изменять) ближайшее социальное окружение клиента. Диагностические технологии создаются с учетом законов развития, действующих в определенный жизненный период. В них особо выделяются факторы, отрицательно влияющие на процесс развития, приводящие к различным вариантам дезадаптации и формирующие типичные формы проблемного поведения. Диагностические технологии создаются для решения проблем развития конкретного периода жизни человека, с которыми наиболее часто приходится иметь дело практикующим психологам. В них предлагаются методы раннего распознавания и, соответственно, профилактики и предупреждения проблем, то есть оптимизации личностного развития. Будущее за диагностическими технологиями, которые сделают работу практических психологов по-настоящему профессиональной.
О методиках автора Вы можете узнать на сайте http://www.imaton.com/
О тренингах и семинарах автора - на сайте http://www.imaton.ru/
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать