Воспитание в детском доме как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, до недавнего времени была в России традиционной. Как показала практика, дети, воспитывающиеся вне семьи, более склонны к нарушениям социального, физического и психического развития [7]. На сегодняшний день семейная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки, является приоритетной. Это обусловлено тем, что воспитание юного поколения всегда было и остаётся основной функцией семьи, а развитие ребёнка органически вписано в её жизнедеятельность. Только видя пример семейных отношений, ребёнок может получить поддержку, разностороннее развитие и сможет в дальнейшем создать полноценную семью.
Актуальные условия современного мира ставят перед замещающими родителями и специалистами сопровождения (педагогами, психологами, социальными работниками и др.) множество задач, требующих не только мотивации и высокого уровня профессионализма, но и существенного потенциала здоровья. Часто замещающие родители отмечают объективно высокую напряжённость на работе, низкий уровень заработной платы, недостаточно высокую общественную оценку социального статуса и многие другие факторы, которые существенно сказываются на их психологическом и соматическом состоянии [3]. При этом к замещающими родителям и специалистам сопровождения предъявляются высокие требования к качеству воспитания приёмных детей и системы образования. Постоянная повышенная эмоциональная нагрузка, высокая ответственность за свои действия и за действия других, часто испытываемое чувство отчаяния от невозможности помочь в решении проблем замещающих семей у специалистов сопровождения вызывает обострённое чувство ответственности за себя и других, сопереживания, нонконформизма. Образ «Я» замещающих родителей и специалистов сопровождения представлен как благосклонный, терпеливый, восприимчивый и благодетельный. Несоответствие «идеализма» и реальной действительности может привести к возникновению внутриличностного конфликта, при своевременной неразрешённости которого возникает так называемый синдром эмоционального выгорания, который довольно широко известен и исследуется как в зарубежной психологии, так и в отечественной науке [6].
Синдром эмоционального выгорания возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них и представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления. Его рассматривают как многомерный феномен, выражающийся в психических и физиологических реакциях на широкий круг ситуаций в трудовой деятельности человека, при этом негативные последствия эмоционального выгорания можно проанализировать в нескольких плоскостях: влияние на результаты труда, психическое и физическое здоровье замещающих родителей и специалистов сопровождения.
Исследования ученых в данной области показывают [6], что после двух лет пребывания ребёнка в замещающей семье у родителей, как правило, появляется излишняя тревога, неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, психосоматические и психовегетативные нарушения, что является признаками наступающего эмоционального выгорания. Сопровождение замещающих семей является ключевой услугой, снижающей риск вторичных отказов от детей. Обеспечивается это направленностью психологической помощи на формирование способности семьи самостоятельно преодолевать трудности, сохраняя ценность и значимость отношений с детьми, несмотря на кризисы и не всегда полностью реализующиеся ожидания замещающих родителей.
Замещающие родители и специалисты сопровождения должны знать, что семьи с приёмными детьми проходят пять кризисных периодов, которые отражаются на психологическом состоянии родителей и могут приводить к синдрому эмоционального выгорания.
На начальном этапе возможно исчезновение у замещающих родителей удовольствия от общения с ребёнком. Органам опеки необходимо доводить до сведения родителей, что если они это почувствовали, то необходимо незамедлительно обращаться за психологической помощью, так как само по себе это состояние не пройдёт.
Переход в следующую кризисную стадию связан с тем, когда родители начинают определять ребёнка как проблему. Например, папа с мамой поругались и транслируют ребёнку, что так как он не такой, мама заболела или это она устала от тебя. Необоснованные обвинения в сторону ребёнка могут приводить к росту уровня тревоги, напряжения у ребёнка и нарушению межличностных отношений в замещающей семье.
Далее наступает период обнародования проблемы: замещающие родители, начиная с родственников и заканчивая органами опеки, рассказывают, что у них проблемный ребёнок. На этой стадии формируется точка возврата / невозврата отношений, то есть замещающие родители начинают задумываться о возврате ребёнка органам опеки, но при помощи психологической работы со всей семьёй можно исправить и изменить межличностные отношения. Если пропустить данную стадию, то отношения перейдут в следующую, конструктивные изменения едва ли возможны.
Четвёртая стадия — это ультиматум, который семья предъявляет ребёнку: либо ты прекращаешь врать, пропускать школу, воровать и начинаешь меняться, либо ты возвращаешься в детдом. Разумеется, угрозы тоже ничего не меняют. К этому моменту слишком много взаимных претензий, обид и упрёков высказано и родителями, и ребёнком, и последний уже и сам готов уйти, так как отношения стали невыносимы.
Пятая стадия — это собственно отказ: родители приводят ребёнка либо в органы опеки, либо сразу в детдом.
Обычно органы опеки направляют замещающие семьи в службы поддержки семей на последних двух стадиях, когда отказ от ребёнка, по сути, уже состоялся, поэтому особую важность приобретает психологическое сопровождение семей на первых трёх стадиях кризиса. При достижении замещающей семьи четвёртой и пятой кризисных стадий перед специалистами сопровождения возникает задача поиска другой замещающей семьи, и чтобы расходящиеся стороны минимально поранили друг друга. Важно, чтобы у детей при смене замещающей семьи не возникало ощущение, что они одни во всём виноваты, а семья не осталась на всю жизнь с острым чувством вины. В ходе психологического сопровождения, способствующего снижению эмоционального выгорания, необходимо подвести замещающих родителей к осознанию особенностей конкретного ребёнка-сироты, воспитывающегося в их семье, пониманию необходимости выстраивания доверительных отношений с ребёнком, эффективному использованию собственных эмоциональных ресурсов. А также развивать коммуникативные формы поведения, способствующие самоактуализации и самоутверждению, выслушать и понимать чувства и поведение приёмного ребёнка и позитивно общаться с окружающим миром.
Поэтому необходимо, чтобы все, кто работает с приёмными семьями, знали эти пять стадий отношений и оказывали профилактическую психологическую помощь семьям, которые только намереваются взять на воспитание приёмных детей. Психологическое сопровождение подразумевает длительную работу с семьёй, на различных этапах её развития, что позволяет наиболее своевременно и эффективно поддерживать семью в решении вопросов и проблем самого разного спектра. Для этого необходима слаженная работа органов опеки, психологов, социальных работников и школьных учителей. Нередко в условиях школы к приёмным детям предвзято относятся и учителя, и родители одноклассников, которые стараются предупредить своих родных детей, чтобы те не дружили с детдомовскими, так как у них плохие привычки, плохая наследственность и лучше держаться от них подальше. Психологическое сопровождение семей без учёта социального окружения неэффективно. Важно информирование учителей и проведение с ними семинаров, на которых рассматриваются психологические особенности детей-сирот, возрастные периоды, семья как система и как она влияет на ребёнка. Учителям необходимо разбираться в данных аспектах, так как им необходимо выстраивать с детьми конструктивное общение, разрешать конфликты между детьми. В ходе психологических семинаров у педагогов меняется отношение к детям из приёмных семей, уходят стереотипы, развеиваются мифы о детдомовских детях и о приёмных семьях, повышается престиж замещающих семей.
Работа специалистов сопровождения связана с комплексом мероприятий, включающих диагностику, подготовку, поддержку и сопровождение замещающих семей, а также качественное информирование общества о психологических особенностях детей, оставшихся без попечения родителей, и функционировании замещающей семьи. Повышенная ответственность специалистов, оказывающих услуги, направленные на помощь замещающим семьям, неизбежно приводит к формированию у них синдрома эмоционального выгорания.
К наиболее часто встречающимся причинам синдрома эмоционального выгорания специалистов сопровождения относятся:
- вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;
- строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках её исполнения;
- работа с «не мотивированными» на помощь замещающими родителями, постоянно сопротивляющимися усилиям специалистов помочь им, и незначительные, трудноощутимые результаты такой работы;
- напряжённость и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм;
- нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации;
- работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;
- неразрешённые личностные конфликты специалистов сопровождения.
По существу, эмоциональное выгорание — это дистресс, который проходит три стадии общего адаптационного синдрома (по Г. Селье) [4]:
- «напряжение» — специалисты сопровождения ощущают неудовлетворённость собой, тревогу, сниженный фон настроения, переживание психотравмирующих ситуаций;
- «резистенция» — при которой возникает неадекватное, избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций;
- «истощение», или «эмоциональное выгорание». На данной стадии возникает эмоциональный дефицит, эмоциональная отстранённость, личностная отстранённость, психосоматические и психовегетативные нарушения.
Симптомы, составляющие синдром эмоционального выгорания, условно можно разделить на три основные группы: психофизические, социально-психологические и поведенческие (Винокур В.А., 2009) [2]. К психофизическим симптомам эмоционального выгорания относятся чувство постоянной, непроходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости); частые беспричинные головные боли; расстройства желудочно-кишечного тракта; полная или частичная бессонница; заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности; вторичная алекситимия. К социально-психологическим симптомам эмоционального выгорания относятся такие неприятные ощущения и реакции, как безразличие, скука, пассивность и депрессия; повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; вспышки немотивированного гнева или отказы от общения; чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности; чувство гиперответственности. К поведенческим симптомам эмоционального выгорания относятся следующие поступки и формы поведения работника: ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять её — всё труднее и труднее; чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на малоосознаваемое или неосознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий; дистанцированность от коллег и членов замещающих семей, повышение неадекватной критичности.
Необходима современная диагностика эмоционального выгорания и разработка методов его коррекции, направленных на снятие рабочего напряжения и повышение профессиональной мотивации. Профилактические и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора: снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением [6]. При появлении и развитии признаков эмоционального выгорания у специалистов сопровождения необходимо обратить внимание на улучшение условий их труда (организационный уровень), характер складывающихся взаимоотношений в коллективе (межличностный уровень), личностные реакции и заболеваемость (индивидуальный уровень). Стратегии по предотвращению внешних обстоятельств, вызывающих выгорание, могут быть направленными преимущественно на рабочее окружение. Руководителям служб сопровождения замещающих семей необходимо рассматривать каждого сотрудника как ценный ресурс для реализации задач организации. Забота о каждом сотруднике есть сохранение ресурса организации. Особенности профессии, эмоциональная включённость и синдром эмоционального выгорания требуют определённых условий его коррекции. Это наличие наставничества, повышения квалификации и индивидуальное консультирование по вопросам профессиональной деятельности, поощрение результатов работы (похвала, высокая оценка, оплата) и обеспечение возможностью участия сотрудников в принятии важных для них решений, а также оздоровление сотрудников, например, посещение ими профилакториев. Поддержка со стороны руководства порой даже более важна, чем поддержка со стороны коллег. Создание «здорового рабочего окружения» осуществляется при помощи планирования очерёдности, срочности выполнения дел, управления специалистами сопровождения своим временем. Организация своей работы: частые короткие перерывы в работе (например, по 5 минут каждый час), которые более эффективны, чем редкие и длительные. Также важно профессиональное развитие и самосовершенствование, обмен профессиональной информацией между коллегами, что даёт ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы, например, курсы повышения квалификации и конференции. Сотрудникам необходимо избегать ненужной конкуренции, но бывают ситуации, когда её нельзя избежать, тогда чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению эмоционального выгорания. Эмоциональное общение с коллегами, когда специалисты сопровождения анализирует свои чувства и делятся ими с другими, снижает вероятность выгорания или этот процесс оказывается не столь выраженным.
Одной из форм профессионального общения и профилактики эмоционального выгорания является организация балинтовских групп для специалистов сопровождения. Они являются очень успешной формой не только профессионального и личностного роста, влияющего на эффективность работы специалистов, но и активной социальной поддержкой для них, что позволяет эффективно использовать эти группы в работе с эмоциональным выгоранием [3]. Балинтовские группы позволяют анализировать особенности взаимоотношений специалистов сопровождения с замещающими родителями и приёмными детьми, делая акцент на реакциях, трудностях, неудачах, которые специалисты могут сами выносить на обсуждение. Занятия в балинтовских группах позволяют участникам прояснить стереотипы действий, препятствующие решению проблем, устанавливать более эффективные взаимоотношения с замещающими семьями. В работе семинара могут использоваться ролевые игры, элементы психодрамы, тренинг сензитивности, приёмы эмпатического слушания и невербальной коммуникации.
Существенная роль в борьбе с эмоциональным выгоранием отводится, прежде всего, самим специалистам сопровождения (индивидуальный уровень). Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, они не только смогут предотвратить возникновение выгорания, но и достичь снижения степени его выраженности. Специалистам сопровождения необходимо намечать краткосрочные и долгосрочные цели, что позволит при достижении краткосрочных целей почувствовать успех, который повышает степень самовоспитания, повышая долгосрочную мотивацию. Своевременная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством, предотвращающим накопление остаточных явлений перенапряжения, способствующим полноте восстановления сил, нормализующим эмоциональный фон деятельности, а также усиливающим мобилизацию ресурсов организма:
- регулярный отдых, баланс работа-досуг. «Выгорание» усиливается всякий раз, когда границы между работой и домом начинают стираться и работа занимает большую часть жизни. Необходимо иметь свободные вечера и выходные (не брать работу на дом);
- регулярные физические упражнения (как минимум 3 раза в неделю по 30 минут). Специалистам необходимо объяснить необходимость физических упражнений как пути выхода энергии, накапливающейся в результате стресса. Нужно искать такие виды активности, которые будут им нравиться (прогулки, бег, танцы, велосипед, работа в саду, на дачном участке и т.д.), иначе они будут восприниматься как рутинные и избегаться;
- полноценный сон как важнейший фактор, редуцирующий стресс. У специалистов сопровождения надо выяснить, сколько они обычно спят и сколько им нужно, чтобы просыпаться отдохнувшими (в среднем 7–8 часов). Если имеется недостаточная продолжительность сна, можно порекомендовать ложиться на 30–60 минут раньше и контролировать результат через несколько дней. Сон считается хорошим, когда люди просыпаются отдохнувшими, чувствуют себя энергичными днём и легко пробуждаются утром, когда звонит будильник;
- на работу лучше приготовить лёгкий завтрак, чем голодать весь день и переедать по вечерам. Желательно сократить потребление кофеина (кофе, чай, шоколад, кола), так как кофеин является стимулятором, способствующим развитию стрессовой реакции;
- обучиться техникам релаксации (расслабления) — прогрессивная мышечная релаксация, аутогенная тренировка, самовнушение, медитация. Например, дыхание с медленными выдохами может противодействовать немедленной стрессовой реакции и снизить уровень тревожности;
- специалистам сопровождения необходимо научиться делегировать ответственность (разделять ответственность за результат деятельности с коллегами, замещающими родителями). Выработка умения говорить «нет». Те люди, которые придерживаются позиции «чтобы что-то было сделано хорошо, надо это делать самому», напрямую идут к «выгоранию»;
- наличие хобби (спорт, культура, природа), интересов вне работы позволяет снять напряжение, возникающее на работе. Желательно, чтобы хобби давало возможность расслабиться, отдохнуть (например, общение с природой и животными, баня, массаж, танцы, музыка и многое другое);
- активная профессиональная позиция, принятие ответственности на себя за свою работу, свой профессиональный результат, за свои решения и действия.
Таким образом, международный опыт показывает, что воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающей семье даёт возможность добиться более высокого уровня адаптивности ребёнка в социуме, чем в условиях государственного учреждения, позволяет создать наиболее комфортную среду для становления и развития его личности. Польза от передачи детей в замещающую семью очевидна, но существует ряд неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности приёмных детей, но и нанести урон психологическому здоровью замещающих родителей и специалистов сопровождения в виде синдрома эмоционального выгорания. В основе развития синдрома эмоционального выгорания стоит двойной дефицит отношений: внешний — с другими людьми и деятельностью, внутренний — с самим собой и эмоциональностью. Наряду со снижением эффективности и качества выполняемой работы синдром эмоционального выгорания проявляется широким спектром психосоматических расстройств, что предполагает необходимость активных усилий, направленных на современную диагностику этого синдрома и разработку методов его профилактики и коррекции. Снятие синдрома эмоционального выгорания требует гораздо больших усилий, чем профилактика, которая проводится в ходе регулярного оказания психологической помощи замещающим родителям и специалистам сопровождения в виде супервизорской (методической) помощи.
Список литературы
- Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения. Волгоград: Учитель, 2009.116 с.
- Винокур В.А. Методика психологической диагностики профессионального «выгорания» в «помогающих» профессиях. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009. 22 с.
- Винокур В.А. Балинтовские группы: история, технология, структура, границы и ресурсы: учебное пособие. Санкт-Петербург: Спец. Лит, 2015. 191 с.
- Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2005. 184 с.
- Гринберг С.Н., Савельева Е.В., Бараева Н.В., Лобанова М.Ю. Приёмная семья: психологическое сопровождение и тренинги. СПб.: Речь, 2007. 352 с.
- Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. 2004. Т. 25. №2. С. 75-85.
- Укрепляя семейные связи. Из опыта регионов. Серия «В фокусе: ребёнок-родитель-специалист», Издательский проект программы «Семья и Дети» Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко. М.: ООО «РПФ НИК», 2015. 116 с.
- Услуга «Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей». Книга 22 / под ред. М.С. Мартыновой. (Профилактические услуги по предупреждению социального сиротства: в 26 книгах). М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2013. 144 с.
Источник: Кошанская А.Г. Пути и механизмы профилактики эмоционального выгорания замещающих родителей и специалистов сопровождения // Замещающая семья в контексте взаимодействия с социальными институтами: Материалы Международной научно-практической конференции, Майкоп, 29 ноября 2016 года / Под общей ред. Ф.П. Хакуновой, Л.А. Асламазовой. Майкоп: ИП А.А. Григоренко, 2016. С. 94–100.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать