Актуальность и теоретическая база исследования
В современном мире более ранние (традиционные) средства коммуникации — устное слово, письмо, книга, телефон — теряют свою актуальность. Данные коммуникации легко (и всё чаще) заменяет всемирная паутина, доступ к которой становится всё проще. Интернет представляет собой новое культурное пространство со своим особым языком, особым содержанием, которое зачастую невозможно контролировать. Человек всё больше погружается в мир виртуального общения, с помощью которого он получает необходимую ему социальную поддержку, т.е. включается в некую социальную группу (сообщество), где имеет возможность реализовать либо компенсировать свои потребности в общении и чувстве защищенности.
В то же время возникает вопрос: как активное использование социальных сетей влияет на субъективное психологическое благополучие их пользователей? Проблема состоит в том, что данные исследований, касающихся влияния социальных сетей на субъективное благополучие людей, противоречивы. Так, одно исследование показывает, что непосредственной связи между использованием социальной сети (в особенности Фейсбука*) и ухудшением благосостояния нет (Valenzuela, Park, Kee, 2009), другие работы приводят противоположные данные (Huang, 2010; Chou, 2012).
Тем не менее есть работы, предполагающие, что отношения между использованием Фейсбука* и благосостоянием могут быть более детальными и потенциально находиться под влиянием большего количества факторов, включая число друзей в социальной сети, депрессивную симптоматику, одиночество и самооценку (Forest, Wood, 2012; Kim, Haridakis, 2009; Manago et al., 2012). Исследование Э. Кросса (Kross, 2013) показало, что использование Фейсбука* влечет за собой снижение двух компонентов субъективного благополучия: как люди чувствуют себя время от времени и насколько удовлетворены они своими жизнями. Исследование, проведенное датским Институтом исследования счастья (Tromholt et al., 2015) также выявило, что пользователи социальной сети Фейсбук* менее счастливы в целом, имеют скудные социальные контакты вне сети, обладают пониженной концентрацией и ощущают, что тратят много времени впустую.
В исследовании, проведенном Ф. Сабатини и Ф. Саррацино (Sabatini, Sarracino, 2017), авторы выполнили первый эмпирический анализ связи между использованием социальных сетей и субъективным благосостоянием на большой и национально репрезентативной выборке. Проверяя причинную связь в результатах, они не обнаружили значимой корреляции между использованием сайтов социальных сетей и субъективным благополучием. По результатам анализа также было выявлено, что количество взаимодействий людей «лицом к лицу» и уровень социального доверия строго и положительно связаны с уровнем благополучия. Обнаружено, что социальные сети играют положительную роль в уровне субъективного благосостояния через их воздействие на физические социальные взаимодействия. С другой стороны, использование социальных сетей связывают с социальным доверием, которое, в свою очередь, положительно коррелирует с субъективным благосостоянием. При этом полный эффект использования социальных сетей на уровень благосостояния значительно отрицателен. Сабатини и Саррацино выявили, что участие в социальных сетях может разрушать социальное доверие, и также упоминают о том, что взаимодействия людей лицом к лицу положительно сказываются на уровне счастья, в то время как общение в социальных сетях — нет.
Единственное доступное на данный момент отечественное исследование по данной теме — Е.П. Белинской (Белинская, 2013) — показало, что активное включение современных подростков в коммуникацию в социальных сетях нивелирует часть традиционных особенностей социализации данного возраста, определяемых полом, местом проживания и сменой института социализации, при этом для большинства пользователей подросткового и юношеского возраста характеристики коммуникации в социальных сетях совпадают с аналогичными характеристиками реального общения. Большая часть исследованных параметров психологического благополучия подростков оказалась не связана с особенностями коммуникации в социальных сетях; исключение составляют переживание одиночества и частота дружеского общения.
Таким образом, мы видим, что существующие исследования дают несовпадающие данные, во многом зависящие от особенностей выборки и применяемых методов. Поэтому в своем исследовании мы не претендуем на полноту охвата вопроса, понимая применимость полученных нами результатов только к определенной возрастной и региональной группе молодежи.
Методы исследования
В исследовании приняли участие 50 человек в возрасте от 19 до 25 лет, из них 29 девушек и 21 юноша, проживающих в г. Тюмени. Эмпирическое исследование проводилось в рамках выпускной квалификационной работы студентки ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» И.С. Чеюшевой.
Целью исследования было установить наличие или отсутствие связи между активностью использования социальных сетей и уровнем удовлетворенности жизнью их пользователей. Удовлетворенность жизнью в данном контексте рассматривается через показатели субъективного психологического благополучия.
В качестве независимых переменных выступали количество проведенного в социальных сетях времени и количество непосредственного (живого) общения с другими людьми; в качестве зависимой переменной — уровень удовлетворенности жизнью (благополучие) пользователей социальных сетей.
В качестве основного метода исследования использовалась авторская структурированная анкета, позволяющая получить необходимые данные посредством списка вопросов, отвечающих целям исследования. Каждый из вопросов, кроме первого, где испытуемые выбирали из предложенных вариантов ответа, представлял собой балльную шкалу от 1 до 100 баллов.
Вопрос 1 раскрывал формы активности пользователей, вопрос был выбран для более глубокого понимания причин того или иного влияния социальных сетей, то есть с какими формами активности связаны показатели благополучия; вопросы 2 и 3 позволили узнать степень социальной активности в сетях и вне их, вопросы 4–8 позволили оценить уровень удовлетворенности пользователей и касались компонентов благополучия (оценка социального, физического и психологического состояния). Таким образом, вопросами 2 и 3 были получены данные по независимым переменным, вопросами 4–8 были получены данные по зависимым переменным. Также дополнительно был проведен опрос с целью выявить мотивацию использования социальных сетей.
Процедура проведения исследования заключалась в длительном сборе данных опроса: испытуемые заполняли опрос трижды в день (12:00, 17:00, 21:00) в течение двух недель. Таким образом, всего было проведено 42 замера по каждому участнику (2100 замеров суммарно по выборке).
Анализ результатов проводился методом множественной регрессии, где независимыми переменными были указаны время, проведенное в сети, и время, проведенное в «живом» общении, а зависимыми переменными были выбраны показатели благополучия: активность, настроение, тревога, одиночество, самочувствие и общий показатель благополучия.
Результаты исследования и выводы
Анализ ежедневной активности респондентов в социальных сетях (рисунок 1) показал, что использование социальных сетей было в большей степени обусловлено желанием / необходимостью постоянно находиться на связи с другими людьми, а также получением информации о происходящем с друзьями и знакомыми (новостная лента, просмотр фотографий). Развлекательный аспект социальных сетей (музыка, видео) присутствует, но занимает значительно меньше времени, а потребление контента оказывается несравнимо больше, чем создание контента.
В результате регрессионного анализа были выявлены следующие прямые связи: благополучие — живое общение (p меньше 0,001), самочувствие — живое общение (p меньше 0,001), тревожность — время в сети (p меньше 0,01), активность — живое общение (p меньше 0,001), настроение — живое общение (p меньше 0,001).
Переменные, отражающие составляющие благополучия, в четырех из пяти случаев имеют положительную связь с переменной «Живое общение». Такие результаты говорят о том, что именно при непосредственном контакте и общении с другими людьми испытуемые в целом ощущали себя гораздо лучше (общий показатель благополучия и самочувствия), были более активны и имели более высокое настроение, показывая важность именно полного контакта с собеседником, во всем многообразии вербальных и невербальных проявлений.
Можно предположить, что «живое» общение в большей степени происходит с семьей, друзьями и близкими, то есть с теми людьми и группами, которые представляют интерес и значимость для самого человека. Активность же может расти за счет того, что непосредственное общение может сопровождаться некой совместной деятельностью. Можно предположить, что именно живое общение с другими людьми, не опосредованное социальными сетями, будет более предпочтительным, но социальные сети позволяют оставаться в контакте с друзьями и близкими, когда нет возможности встретиться друг с другом, а именно необходимость постоянно находиться в контакте с друзьями и подталкивает людей на активное использование социальных сетей. Отдельно отметим, что негативного влияния общения в социальных сетях на параметры благополучия обнаружено не было.
Для уточнения результатов далее был проведен корреляционный анализ по формам активности и показателям благополучия; значимые связи отображены в таблице 1.
Отметим, что не было выявлено связи между тревожностью (связанной по результатам регрессионного анализа со временем в сети) и конкретными формами активности в сети; вероятно, на этот показатель влияют сторонние факторы. Так, в упомянутом выше исследовании (Tromholt et al., 2015) поднимались вопросы, которые касались проблем с концентрацией и ощущением того, что время тратится впустую. Можно предположить, что и в данном случае могли сыграть роль подобные проблемы. Навязчивое желание проверить социальную сеть на наличие новых сообщений или обновлений в новостной ленте может отвлекать пользователей от их текущей деятельности, мешать ее процессу, в целом могут возникать мысли о том, что это время можно было провести куда более продуктивно, с пользой.
По прямой связи между количеством публикаций в социальных сетях и чувством одиночества можно предположить, что публикация собственного контента является достаточно эффективным копингом для компенсации одиночества, способствующим повышению общего показателя благополучия, возможно, за счет получения внимания и социального одобрения публикаций (лайков и комментариев), а также за счет самого факта продуктивной деятельности. В то же время одна из самых актуальных развлекательных функций социальных сетей — просмотр видео — оказалась отрицательно связанной с показателями самочувствия и настроения. Это может быть связано как с содержанием контента (в исследовании не выяснялось, какие именно видео смотрели), так и с тем же ощущением потраченного впустую времени.
Вывод
Таким образом, суммируя все полученные результаты, можно говорить о том, что количество времени, проведенного в социальных сетях, не влияет напрямую на удовлетворенность жизнью в целом, но может повышать уровень тревожности пользователей. Основным фактором, связанным с ощущением психологического благополучия, является всё-таки живое общение. В то же время отдельные занятия в социальных сетях способны оказывать как положительное (публикация собственного контента), так и отрицательное (просмотр видео) воздействие на состояние пользователя.
Литература
- Белинская Е. П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2013. Т. 6. №30. С. 5.
- Чеюшева И. С. Связь активности использования социальных сетей и уровня удовлетворенности жизнью их пользователей: выпускная квалификационная работа: 37.03.01. Тюмень, 2018.
- Chou H. T. G., Edge N. “They are happier and having better lives than I am”: The impact of using Facebook* on perceptions of others’ lives // Cyberpsychology, Behavior and Social Networking. 2012. V. 15. №2. Р. 117–121.
- Forest A. L., Wood J. V. When social networking is not working: Individuals with low self-esteem recognize but do not reap the benefits of self-disclosure on Facebook* // Psychological science. 2012. V. 23. №3. Р. 295–302.
- Huang C. Internet use and psychological well-being: A meta-analysis // Cyberpsychology, Behavior and Social Networking. 2010. V. 13. №3. Р. 241–249.
- Kim J., Haridakis P. M. The role of Internet user characteristics and motives in explaining three dimensions of Internet addiction // Journal of Computer-Mediated Communication. 2009. V. 14. №4. Р. 988–1015.
- Manago A. M., Taylor T., Greenfield P. M. Me and my 400 friends: The anatomy of college students’ Facebook* networks, their communication patterns and well-being // Developmental psychology. 2012. V. 48. №2. Р. 369.
- Sabatini F., Sarracino F. Online networks and subjective well-being // Kyklos. 2017. V. 70. №3. Р. 456–480.
- Tromholt M. et al. The Facebook* experiment: does social media affect the quality of our lives // The Happiness Institute. 2015. URL: http://www. happinessresearchinstitute.com/publications/4579836749.
- Valenzuela S., Park N., Kee K. F. Is there social capital in a social network site? Facebook* use and college students’ life satisfaction, trust and participation // Journal of computer-mediated communication. 2009. V. 14. №4. Р. 875–901.
Источник: Андреева О.С. Удовлетворенность жизнью в юношеском возрасте в связи с активностью использования социальных сетей // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен. М.: Институт психологии РАН, 2020. С. 1419–1426.
* Социальная сеть Фейсбук (Facebook) запрещена в России, принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в России (прим. ред.).
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать