18+
Выходит с 1995 года
26 декабря 2024
О задачах медицинского психолога в многопрофильном стационаре

О задачах работы медицинского психолога в многопрофильном стационаре рассуждает медицинский психолог Городской больницы №15, кандидат психологических наук Анна Владимировна Чернорай. Интервью состоялось в 2017 году.

Анна Владимировна, Вы работаете медицинским психологом одна в огромном многопрофильном стационаре. Каким образом Вам удалось организовать свою работу? С какими сложностями Вы столкнулись? Как сейчас организована работа медицинского психолога в 15-й больнице?

— В больнице №15 в настоящее время в штате одна должность медицинского психолога (еще год назад было две, но в связи с оптимизацией в здравоохранении вторую ставку переквалифицировали в «специалиста по связям с общественностью», в задачи которого входит работа с жалобами, анализ конфликтных ситуаций и «горячая линия»). Я работаю в стационаре с 2014 года, собственно, с момента введения в штатное расписание новой должности «медицинский психолог». Руководство больницы ставило передо мной задачу — наладить эмоциональный климат в коллективе и повысить культуру общения с пациентами и их родственниками (деонтология). На практике труднореализуемая задача, учитывая скептицизм медиков в отношении специалистов с гуманитарным образованием. Первые два месяца работы я занималась «ориентированием», знакомством с внутренней жизнью больницы (от приемного покоя до отделения). Рассказы о невероятной востребованности и актуальности работы психолога в соматической больнице в начале моего профессионального пути не совпадали с реальностью. И только позже я поняла, что это было связано с непониманием врачей-соматологов реальных практических навыков и умений специалиста-психолога. Решение было несложное: я начала с информирования (на утренних врачебных конференциях я рассказывала врачам о «соматических масках» депрессии, о тревожных и мнительных пациентах, о дезадаптации в условиях заболевания и многое другое, заканчивая свое выступление словами «это входит в задачи психологического сопровождения»). И постепенно врачи, сталкиваясь с «трудными» пациентами, вписывали в лист назначений консультацию медицинского психолога.

В настоящее время налажена работа через диспетчера: врач, видя показания к психологической консультации, вписывает в лист назначений «медицинский психолог», далее медицинская сестра передает заявку диспетчеру, ну а затем собственно весь список заявок передают мне. Стационар рассчитан на 980 коек, в день это порядка 7–12 консультаций.

— Какими документами (законы, подзаконные акты, инструкции) регламентируется деятельность медицинского психолога в соматической клинике? Достаточно ли хорошо разработана нормативно-правовая база в этой области?

— Медицинский психолог в ГБ №15 относится к структурному подразделению физических методов лечения (отделение реабилитации). Основной документ, регламентирующий деятельность в рамках данного отделения, — приказ МЗ РФ №1705н от 29.12.2012 года «О порядке организации медицинской реабилитации». Еще один документ, защищающий позицию медицинского психолога в стационаре, — приказ МЗ РФ №928н от 15.11.2012 года «О порядке оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения». Все остальные документы доступны для ознакомления в Интернете (порядок работы медицинского психолога на отделении гинекологии, гемодиализа, гематологии и др. соматических отделениях). При этом важно отметить, что немаловажную роль играет позиция руководителя лечебного учреждения и его понимание задач и функциональных обязанностей медицинского психолога (здесь речь идет о внутренних регламентирующих деятельность документах).

— Каково в настоящее время понимание задач и функций медицинского психолога в медицинской среде? Можно ли говорить об адекватном понимании и готовности к сотрудничеству? Если существуют барьеры, то в чем они обычно проявляются и чем, на Ваш взгляд, обусловлены?

— Я бы хотела подчеркнуть, что говорить в целом о медицинской среде и ее отношении к медицинским психологам сложно. Больница — это целое отдельное государство, которое ведет внешнюю политику, выстраивая отношения с государственными органами, другими лечебными учреждениями, частными лицами, при этом внутри этого «государства» существуют сложные иерархии, правила, распорядки. В больнице №15 медицинский психолог — автономный специалист, выполняющий несколько разноплановых задач: во-первых, это собственно работа с больными и их родственниками — психокоррекционная и психопрофилактическая (реализуется в виде индивидуальных консультаций и групповых занятий по типу «школ пациента»); во-вторых, работа с коллективом больницы (индивидуальная и массово-просветительская в рамках обучающих семинаров, мини-лекций); в-третьих, работа с широкими слоями населения района (центр профилактики активно сотрудничает с нашим лечебным учреждением, в связи с чем регулярно проводятся мероприятия, направленные на повышение информированности населения о социально значимых заболеваниях, о правильном образе жизни (проект «Здоровая Россия»)). Я бы сказала, что барьеры возникают там, где начинается разговор непрофессионалов. Лечащий врач, безусловно, заинтересован в максимальной помощи своему пациенту, следовательно, любая дополнительная консультация расширяет его представление о больном и особенностях протекания его заболевания, возможностях помощи в устранении или ослаблении симптомов.

— С какими «психологическими проблемами» у соматически больных чаще всего приходится иметь дело медицинскому психологу? Какая из проблем для Вас субъективно как специалиста наиболее сложная?

— Так называемая «психосоматика» — это 80% контингента нашего соматического стационара. Наиболее распространенные больные с диагнозами «соматоформная вегетативная дисфункция», «гипертоническая болезнь» (опять же, сопряженная с ВСД), «мигрень», «замершая беременность», ну и, наверное, «острый лейкоз». Здесь можно длинно перечислять, но в истории болезни может быть написано любое заболевание, но по сути мы будем сталкиваться с реакцией на непривычные условия существования или с последствиями хронического стресса. Могу сказать, что каждый пациент или его родственники (а иногда нужно работать именно с ними) является эмоционально значимым. Обеспокоенность вызывает растущая информированность и доступность медицинских знаний и медицинских манипуляций у населения (не готового, с моей точки зрения, к адекватному применению этих знаний в отношении своего здоровья), которая вызывает невротизацию, усиление и закрепление, назову это, «соматоформной симптоматики». Такие больные попадают в стационар с внушительных размеров папкой с обследованиями, длинным списком жалоб, не получающих своего подтверждения, тревогами и страхами относительно своего здоровья и наличия каких-то «пугающих диагнозов». В рамках своего стационара я могу помочь таким пациентам: на начальном этапе такого больного распознает лечащий доктор (информированный и грамотный уже в данной области), далее подключается медицинский психолог и к выписке пациент обладает необходимыми знаниями о своем состоянии, навыками совладания с ним, информацией о центрах амбулаторной психологической помощи. Вероятно, на федеральном уровне должна быть разработана программа информирования населения, поддержки и сопровождения, повышения психологической культуры, и я бы начала с введения факультативов в школах.

— На Ваш взгляд, в чем состоит особенность мотивации к получению психологической помощи и поведение в психокоррекционном процессе у соматически больных? Отличаются ли соматические больные в этом плане от, например, лиц с невротическими расстройствами?

— Я бы сказала, что большинство соматических больных, с которыми я работаю, невротизированы. Организация психологической помощи в стационаре несколько противоречит «учебниковым правилам консультирования», когда пациент с высокой мотивацией и осознанием своей «проблемы» обращается за помощью к специалисту-психологу. В стационаре не так. В стационаре психолог информирует пациента о назначенной консультации и показаниях к ней (и тут надо дать время нашему пациенту сориентироваться, сформировать ту самую мотивацию и попросить / согласиться на помощь). В общем, все не так просто, но главное быть уверенным в существовании психосоматических и соматопсихических влияний, в «магии психотерапии», и эту уверенность обязательно «прочтет» ваш пациент.

— Каков минимальный багаж клинико-психологических знаний и навыков, которыми должен владеть молодой специалист, чтобы успешно работать именно в соматическом стационаре?

— Мне кажется, что странно говорить о том, что студент должен знать все дисциплины своей специальности и ориентироваться в клинической психологии. Он просто это должен знать и все. А вот помимо дисциплин специальности, студенту необходимо обладать достаточно широким кругозором (пациент, естественно, обладает какой-то специальностью, начитан, интересуется психологией, и если вы окажетесь «менее информированным» или «безграмотным», то будет достаточно сложно установить контакт и доверительные отношения) и обязательно знаниями медицины, хотя бы в профильной области соматики (я говорила выше об информированности пациентов о своем заболевании, о препаратах, механизмах заболевания и прочее. Специалист в белом халате / медицинский психолог не может быть менее информированным).

— Что для Вас самое сложное, стрессовое в Вашей профессиональной деятельности? А что вдохновляет?

— Сложно отпускать пациента в его полную напряженностей обычную жизнь. В условиях больницы созданы все-таки условия относительной изоляции от привычных стрессов, психокоррекция происходит в этом «условно спокойном» режиме. А дальше наш пациент возвращается к привычному образу жизни, скорее всего, с привычными способами реагирования (за время пребывания в больнице сложно сформировать и закрепить новые полезные привычки), а значит, и с привычными последствиями этого образа жизни (психосоматозами). Грустно это осознавать.

Но вдохновляют успехи, вдохновляют порозовевшие щечки или посветлевшие глаза, вдохновляет «спасибо» родственников и «спасибо» лечащего врача! Оно того стоит!

Источник: https://vk.com/wall-36920669_2051

Комментарии
  • Марат Радикович Ахметов
    Марат Радикович Ахметов
    Набережные Челны
    11.11.2023 в 11:43:48

    Добрый день, Анна Владимировна Вы и Ваши коллеги, большие молодцы, первопроходцы которые словом и делом доказывают важность психологов в больнице. К сожалению не все в медицинской среде разделяют эту точку зрения. Действительно очень важно понять и преодолеть психологическое сопротивление пациента, ну а психосоматика на мой взгляд одно из перспективнейших направлений. Я вообще нахожу очень мало научных работ о психоконсультировании в клинической психологии, все больше диагностика и помощь врачам. Важно в этом направлении развиваться. С уважением к Вам и Вашему труду.

      , чтобы комментировать

    , чтобы комментировать

    Публикации

    Все публикации

    Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

    Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»