ОБРАЩЕНИЕ
к Воспитателям Души и Человечности;
к Защитникам Ценности Жизни, Детства и Культуры;
ко всем, кто ради счастья Человечества готов преодолеть грозящие новыми катастрофами этнические предрассудки.
Один из классиков психологии личности Гордон Олпорт в свое время поставил точный трагический диагноз Человечеству: «Человечеству куда легче будет расщепить атом, чем преодолеть грозящие войнами и геноцидами этнические предрассудки». Увы, мы раз за разом убеждаемся, что этот диагноз становится сбывшимся пророчеством.
Напоминаю всем, что одним из исторических детонаторов распада Советского Союза стал этнокультурный Карабахский конфликт.
Когда люди утрачивают в себе человеческое, то разражаются войны, ставящие человечество на грань своего собственного уничтожения. Подобного рода катастрофы приводят к преступлениям против детства и человечества, подобные тем, которые произошли во время Второй мировой войны.
В истории современного человечества не раз поднимался вопрос о том, что такое геноцид. Существует немало толкований этого трагического феномена, но я всегда вспоминаю фразу историка Михаила Гефтера: «Геноцид никогда не бывает против кого-то, геноцид никогда не бывает против той или иной одной нации. Геноцид — это всегда против всех».
Эти слова звучат как набат для тех, кто не понимает трагедию геноцида, будь то трагедия Холокоста, будь то трагедия геноцида армян, будь то трагедия, которую сегодня переживает целый ряд африканских народов или которую когда-то переживал народ Кампучии. Геноцид — всегда геноцид всех. И как бы его кто ни называл, это трагедия расчеловечивания.
В наши дни становится абсолютно ясно, что геноцид начинается не только с уничтожения тысяч, сотен, миллионов людей, как это было в Холокост. Ещё раз напомню, что другое название Холокоста — шоа, что значит катастрофа. Геноцид как катастрофа начинается (это должны понять люди на Земле) с уничтожения прав другого человека, который отстаивает права своего народа, народа по рождению, народа по культуре, народа по крови, и которого приговаривают к заключению, к каре, пытают только за то, что он представитель определённого народа. Я формулирую это более жёстко. Геноцид человечества начинается с геноцида человека. И сегодня на наших глазах всё может вновь начаться с геноцида одного человека — Рубена Варданяна.
Геноцид начинается с геноцида человека, который своей жизнью, своей любовью, своей свободой сделал всё ради того, чтобы его народ имел право жить на той земле, на которой он жил многие десятилетия и столетия. Главное, что делал и делает Рубен Варданян — своей судьбой, своим мужеством отстаивает право армян быть свободными людьми в свободном мире. Именно он как никто другой сделал многое для поддержки культуры и образования в разных странах. Именно он создал в Армении неповторимую школу образования, которая славится на весь мир своей толерантностью, в которой обучаются люди разных культур.
Я продолжаю верить, что Воспитатели Души и Человечности способны действовать поверх барьеров этнических предрассудков; что учителя, педагоги и ученые, деятели культуры и бизнеса, признающие ценности гуманизма и детства, лидеры разных стран — могут всё же доказать, что «невозможное — возможно». Сделаем же всё, что от нас зависит, чтобы вновь не разразилась армяно-азербайджанская трагедия, чтобы она не принесла новых преступлений против детства и человечества.
Человек, не покинувший свой народ, детей и взрослых в ситуации Катастрофы, Рубен Варданян не должен повторить судьбу великого педагога Януша Корчака, вошедшего вместе со своими детьми из Дома сирот в газовую камеру.
Сделаем же всё, чтобы Рубен Варданян вернулся к своим родным, к своей семье. Чтобы новая волна геноцида не накрыла народы Армении и Азербайджана.
Поэтому всех, кому ценно образование как культура достоинства, прошу отдать свои голоса в поддержку Рубена Варданяна, героя культуры, свободного человека, с которого сегодня, в сентябре XXI века, вновь может начаться новая волна геноцида армян.
Лауреат ордена Дружбы РФ,
вице-президент Общества психологов СССР,
член президиума Российского общества психологов,
профессор Александр Асмолов.
Справочно: главным психологом Государственного комитета СССР по образованию А.Г. Асмоловым в 1990 году были одновременно открыты факультеты психологии в Армении и Азербайджане — в Ереванском государственном университете и в Бакинском государственном университете.
Что же мы можем сделать для Царя Арцахского Рубена Варданяна если сами армяне выбрали Варавву (дважды)?
, чтобы комментировать
«Вы ошибаетесь, — крикнул Корчак, — вы ошибаетесь, дети прежде всего!». И захлопнул дверь вагона изнутри. Профессия и жизнь, декларации и поступки. Насколько они совместимы? Каждому дается право выбирать или только избранным? Предприниматель рискует деньгами, меценат - непониманием и забвением. А политик, чем рискует человек, выбравший этот путь? В одном из интервью Рубен Варданян говорил, чтобы пережить кризис, необходимо следующее: "1. Быть в мире с самим собой. Для этого нужно быть сильной личностью, что невозможно без духовного и нравственного развития. 2. Жить полной жизнью сегодня и сейчас, в философии японского самурая: я живу так, будто каждый день готов к смерти, но при этом так, будто буду жить вечно. Говорить тем, кого любишь, о своих чувствах, делать хорошие дела". Не знаю, остался ли он верен этим словам, став политиком? Уверен, что у него были возможности уехать раньше. И мы не знаем, почему он этого не сделал. Когда человеку важно быть в мире с самим собой и понимать, что важно, а что нет, мы можем только пожелать ему пройти свой путь до конца. Не каждому дано проверить свои принципы жизнью. Немногим удается захлопнуть дверь вагона изнутри.
Это разговор про личность, Саша. Ты точно отметил как-то «Психология личности – это всегда драма. В этой драме всегда присутствует движущее экзистенциальное противоречие: «человек в системе», «система в человеке» или нечто иное? Эта драма обостряется в жизни каждого человека". Но мы имеем дело с драмой народа. Когда такое было, чтобы 120000 человек в одночасье покинули родные места? Что с этим делать? Как помочь? Не думаю, что внимание к одному, даже великому человеку, поможет ответить на эти вопросы. Переключение внимания с драмы народа в любую другую плоскость, на мой взгляд, неэкологично. Что мы, психологи России, можем предложить в этой ситуации? Чем мы можем быть полезны людям, покинувшим свои дома и могилы предков? Есть ли у нас понимание, что нужно сказать политикам, чтобы уменьшить страдание простых людей?
Но в чем я уверен точно, нужно быть корректнее и трепетнее с такими понятиями, как "геноцид".
, чтобы комментировать
Цитируется по моей книге Теория Нравственности...
Клановый эгоизм.
Во фразеологической традиции нет словосочетания «клановый эгоизм», и это очень странно, ибо явление это повсеместное, если не сказать – тотальное. Клановый эгоизм проявляется как попрание нравственного закона в угоду близким людям, клановым интересам. Клановые интересы связывают государства, этносы, сословия, сообщества, религиозные конфессии, родственников, знакомых, семьи... Предпочтительность клановых интересов определяется для человека лишь его близостью к тем или иным социальным группам.
Клановый эгоизм легко прощает «своим» любую несправедливость, если конечно она совершена против «чужих», «чужим» же клановый эгоизм не прощает ничего.
Клановые интересы как бы освобождают человека от необходимости соблюдать законы добра и справедливости, они как бы снимают с человека личную нравственную ответственность за бездушность, беспринципность, лукавство и жестокость эгоизма коллективного. Русская пословица определяет механизм этой ложной невиновности следующим образом: «Где все виноваты, там никто не виноват».
Клановые эгоизм, ксенофобия и гордыня ведут к тем же проявлениям зла, что и личные пороки, но в силу их массовости они могут разрастаться до масштабов социальной катастрофы. Клановый эгоизм государства становится уже политической проблемой.
Сложность понимания слова «фашизм» определяется тем, что фашизм отождествляется с нацизмом (этническим клановым эгоизмом). Но фашизм, от итальянского fascio — союз, связка, объединение может быть основан на любой системе воззрений. Сама этимология слова «фашизм» свидетельствует о его тождественности клановому эгоизму.
И либеральная идеология может быть фашистской если она экспансивна, агрессивна и тоталитарна. И футбольный фан-клуб – это тоже небольшая фашистская организация, страстно исповедующая клановое превосходство. Клановый протекционизм (непотизм) как общепринятая традиция может разрастись до такой степени деструктивности, что порой приводит и к деградации государственности, в силу того, что к руководству политическими, экономическими и социальными институтами приходят люди неспособные к должному выполнению своих служебных обязанностей.
Вот что писали о клановом эгоизме некоторые мыслители…
«Имеется не только одиночный или индивидуальный эгоизм, но также и эгоизм социальный, эгоизм семейный, корпоративный, общинный, патриотический». Л.Фейербах
«Разве эгоизм государства не такой же порок, как эгоизм отдельного человека?» К.Берне
«Не есть ли единение с десятками – разъединением с тысячами и миллионами?» Л.Толстой
«Даже шайка разбойников должна соблюдать какие-то требования морали, чтоб остаться шайкой; они могут грабить весь мир, но не друг друга». Р.Тагор
Ксенофобия – это проявление кланового эгоизма, это нетерпимость по отношению к чужим, иным, другим, к отличающимся, выделяющимся и непохожим. Беспочвенная на первый взгляд неприязнь к «чужим», порождается клановой гордостью, завистью, корыстными интересами, субъективным пониманием чужой неправоты и клановыми представлениями о должном. Но такие причины недружественности по отношению к «чужим» осознавать неприятно, а потому они всегда подменяются клановыми идеями справедливости.
Разумеется, предпочтительность интересов близких людей нельзя в полной мере считать клановым эгоизмом, но, по крайней мере, не следует приносить интересы «чужих» в жертву интересам «своих». Человек не может быть совершенным альтруистом, хотя бы потому, что и ему надо как-то выживать в этом мире, то же можно сказать и об интересах социальной группы. И провести четкую границу между достаточным альтруизмом и неподобающем эгоизмом невозможно. Эту границу проводит каждый сам для себя, как ему совесть подсказывает.
, чтобы комментировать
Александр Галич: Кадиш:
"И говорил:"Учись, сынок,
Учи цыганский счет -
Семь дней в неделе создал Бог,
Семь струн в гитаре - черт..."
Кто-то же создает данные ситуации,
а кто-то "захлапывает дверь".
А прежде всего страдает народ:
"...А когда забулькают ручейки весенние,
Дальнею дорогою, синевой морской,
Поплывет кораблик мой к острову Спасения,
Где ни войн, ни выстрелов, - солнце и покой.
Я кораблик ладила,
Пела, словно зяблик,
Зря я время тратила, -
Сгинул мой кораблик.
Не в грозовом отблеске,
В буре, урагане -
Попросту при обыске
Смяли сапогами...
Смяли сапогами..."
Как точно, через слова ребенка, Александр Аркадьевич Галич выразил ситуацию.
И что могут сделать психологи в данной ситуации?
С уважением, Валерий Михайлович.
, чтобы комментировать
Я очень извиняюсь, но страстность призыва, навеяла воспоминания о другом политике, радеющем за свой многострадальный народ, немецкий. Оставшихся на польской территории немцев действительно убивали (около пяти тысяч погибло в период после первой мировой и до того, как их пришли "спасать").
Карабах - часть Азербайджана. Это признано всеми, в том числе и государством Армения. Деятельность Р. Варданяна там не ограничивалась только культурными и образовательными программами.
Сепаратизм - это всегда сепаратизм, до добра он не доводит.
Доводит до ужасов войны. (Донбасс тому пример).
Антонина Николаевна Третьякова, доцент Финансового университета
, чтобы комментировать
Спасибо Александр Григорьевич за четкую, взвешенную и эмпатичную позицию!
Я вас уважаю, как психолога, как учителя, и как гуманистического мыслителя.
Но, боюсь, ваш глас так и останется "вопиющим в пустыне". В том мире, что мы живём, у большинства людей уже не осталось никакой эмпатии, кроме личной.
Варданян, как и многие выдающиеся личности нашего времени, станет одним из "святых новейшей истории", своими делами доказав, что и в самые темные время есть люди несущие свет.
Я поддерживаю ваше стремление указать человечеству на его постоянные ошибки в отношении этнических проблем, и верю, что хотя бы некоторое количество людей задумается над ситуацией в Арцахе/Нагорном Карабахе.
С огромным к Вам уважением, простой консультант-психолог Шарапов Игорь Петрович.
, чтобы комментировать
"Именно он создал в Армении неповторимую школу образования, которая славится на весь мир своей толерантностью, в которой обучаются люди разных культур." ( Асмолов АГ)
Создать частную школу где стоимость обучения $40000 в год больших педагогических талантов не нужно. Мне интересно узнать как Рубен Варданян развивал образование в России гражданином которой он был 30 лет.
А тема геноцида здесь очень неоднозначна, можно напомнить уважаемому автору о Ходжали́нской резне, массовом убийстве жителей азербайджанского города Ходжалы армянскими вооружёнными формированиями.
И может быть Психологической Газете концентрировать усилия на психологии а не на бывших гражданах России.
, чтобы комментировать