18+
Выходит с 1995 года
21 декабря 2024
Танцевально-двигательная терапия как метод реабилитации пациентов и особенности преподавания ТДТ

Танцевально-двигательная терапия как метод реабилитации пациентов психиатрического профиля начала применяться в Санкт-Петербурге с 2003 г. В 2005 г. автором была защищена диссертация на звание кандидата психологических наук в РГПУ им. А.И. Герцена «Танцевальная терапия в реабилитации психотических расстройств», где описывалась теоретическая составляющая этого метода, были структурированы танцевально-терапевтические сессии и определена система оценки эффективности танцевально-двигательной терапии.

Необходимо отметить, что без системы оценки эффективности того или иного арт-метода нельзя называть этот метод «терапией». Терапию необходимо доказать, особенно в медицинских учреждениях. Если доказательная база не сформирована, то все арт-методы, применяемые в психиатрических стационарах, могут считаться «терапией занятости» или «досуговой терапией». Терапия занятости тоже нужна в стационарах, так как пациенты находятся в психиатрических больницах достаточно долго, и они просто нуждаются в поддержке своего психоэмоционального состояния и коммуникациях в стенах отделения.

В основе сформировавшейся Санкт-Петербургской школы танцевально-двигательной терапии лежит теория о психомоторике человека, основоположниками которой являлись А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Н.А. Бернштейн, Е.П. Ильин. Психомоторика — это объективизация всех форм психического отражения через мышечные движения. Двигательный акт есть внешнее завершение любого внутреннего психического процесса, позволяющий достичь поставленную цель. Главное в психомоторике — это исполнение, объективная реализация субъективных процессов. Ведущая функция психомоторики — исполнение действий. «Психомоторика — это разновидность психически обусловленных движений человека, типологически различных в зависимости от строения тела, возраста, пола и т.п.» [1]. Движение осуществляется посредством двух структур: афферентной и эфферентной, которые обеспечивают направленность и пространственное распределение двигательных импульсов, а также превращение их в последовательные кинетические мелодии. Вначале для совершения движения важную роль играют лобные, необходимые для создания проекта движения, и теменные, осваивающие смысловую структуру движения, отделы коры головного мозга. Далее при участии премоторных полей идет процесс выработки двигательных фонов, обеспечивающих выполнение вспомогательных технических коррекций на бессознательном уровне. Потом движение выполняется, но при осуществлении даже совершенного координированного движения всегда присутствует предварительная коррекция. Это возможно благодаря афферентным импульсам, которые держат мозговой центр в курсе текущего механического и физиологического состояния двигательного аппарата [2, 3].

Танцевально-двигательные терапевты работают с разными видами координации движений: статическая, динамическая и реципрокная. Психомоторика — это также средство общения. Речь — это вербальное средство общения (движения языка, губ, голосовых связок). Доказана тесная связь развития речи с развитием ручной моторики. Жесты, поза, мимика — это невербальные средства общения. А танцевально-двигательная терапия — ещё и коммуникативно-активирующая терапия для пациентов психиатрического круга [4, 5, 8].

Что касается обучения этому методу, то в Институте практической психологии «Иматон» на кафедре танцевально-двигательной терапии прошли обучение 13 курсов и выпущено более 150 человек, которые на базе первого психологического, медицинского и хореографического образования получили диплом, дающий право ведения нового вида профессиональной деятельности в области танцевально-двигательной терапии. Программа сертифицирована отделом образования Санкт-Петербурга. Выпускники этой программы после защиты диплома успешно работают в психиатрических стационарах, детских реабилитационных центрах и школах для детей с нарушением ОДА и ДЦП. Все преподаватели программы «Танцевальная терапия: теория и методика» являются представителями Санкт-Петербургской школы танцевально-двигательной терапии, которые имеют множество научных публикации по этой теме в научных журналах. На сайте www.spbadmt.ru можно ознакомиться с полным списком танцевальных терапевтов Санкт-Петербургской школы и их научными публикациями.

Отдельно необходимо отметить, что профессиональный танцевально-двигательный терапевт должен очень хорошо владеть полным спектром танцевальных стилей и прежде всего уметь импровизировать в этих стилях. А главное, профессионально работать с техникой «отзеркаливания движений», которая позволяет переструктурировать патологические движения в гармоничные, т.к. движения могут быть патологические, в силу различных заболеваний опорно-двигательного аппарата, и дисгармоничные, в силу различных психологических причин. Владение техникой «отзеркаливания» является показателем высокого профессионализма танцевально-двигательного терапевта [6].

Главной сложностью обучения танцевально-двигательных терапевтов является профессиональное владение психологическими методами работы в сочетании с хореографическими. Программа курса скорректирована таким образом, чтобы студенты получили возможность познакомиться с различными методами работы разных танцевально-двигательных терапевтов, они посещают психиатрические больницы, реабилитационные центры и школы. Самостоятельно, под руководством опытных педагогов-практиков структурируют танцевально-терапевтические тренинги со здоровыми людьми. Преподаватели курса формируют у студентов ответственный подход к работе и к оценке эффективности проведённой программы или сессий.

Представляем методики оценки эффективности танцевально-двигательной терапии.

  • А.Р. Лурия «Серия упражнений на оценку органического поражения головного мозга».
  • Н.И. Озерецкий-Толчинский «Графическая методика на оптико-моторную координацию» [7].
  • Е.П. Ильин «Кинематометрический тест «Внешний баланс» [2].
  • Н.Ю. Оганесян «Анализ телесного компонента интеллекта» — методика самооценки телесных напряжений.
  • Н.Ю. Оганесян «Телесный анализ» — методика оценки движений и моторных коммуникаций в индивидуальном и групповом танце.
  • У. Аве-Лаллемант «Звёзды и Волны» — проективная методика оценки тревожности, депрессии и пространственной ориентации
  • Н.Ю. Оганесян «Какого Я цвета» — проективная методики оценки психоэмоционального состояния.
  • Л.Э. Рамос Валерио «КМСЕ» — методика комплексной оценки психотерапевтического процесса [9].

Плюс к этим методикам могут применяться любые психологические методики, соответствующие целям и задачам исследования. Главным условием применения является возможность корреляции этих методик между собой.

Таким образом, сформированная теоретическая и практическая база обучения танцевально-двигательных терапевтов позволяет надеяться на дальнейшее внедрение метода танцевально-двигательной терапии в стационары и учебные заведения России.

Литература

  1. Никандров В. Психомоторика. СПб: Речь, 2004. 104 с.
  2. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. СПб: Питер, 2003. 384 с.
  3. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. СПб: Питер, 2018. 768 с.
  4. Оганесян Н.Ю. Теоретико-методологические аспекты танцевальной терапии больных шизофрении. Вестник Санкт-Петербургского университета 2009; 2 (Часть I): 206-214.
  5. Оганесян Н.Ю. Динамика психомоторных процессов больных шизофренией в танцевальной психотерапии с позиции нейропсихологии. Актуальные проблемы военной психиатрии. Материалы всероссийской юбилейной научно-практической конференции. СПб: ВМедА, 2011. 178 с.
  6. Оганесян Н.Ю. Специфические особенности «отзеркаливания» движений в танцевальной психотерапии шизофрении. «Междисциплинарный подход к психическим расстройствам и их лечению: миф или реальность?» Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием совместно с XVII Всемирным конгрессом Всемирной ассоциации динамической психиатрии — 17th World Congress of the WADP. 14–17 мая 2014 г. / Под ред . Н.Г. Незнанова. СПб: АльтаАстра, 2014. С. 312-315.
  7. Озерецкий Н.И., Гуревич М.О. Психомоторика. М.-Л.: Гос. мед. изд-во, 1930. Ч. 1. 169 с.
  8. Oganesian N. Dance therapy as form of communication activating psychotherapy for schizophrenic patients. Body, Movement and Dance in Psychotherapy Routiedng 2008; 3(2): 97-107.
  9. Ramos Valerio L.E. Методика «КМСЕ» в динамике антропософской танцевальной психотерапии. Теоретическое обоснование. Система диагностики. Оценка эффективности. LAP LAMBERT Academic publishing, 2019. 93 p.

Источник: Оганесян Н.Ю. Танцевально-двигательная терапия как метод реабилитации пациентов психиатрического профиля и особенности преподавания этого метода в ИПП ИМАТОН // Психическое здоровье. 2023. Том 18. №4. С. 56–58. doi: 10.25557/2074-014X.2023.04.56-58

В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»