В настоящее время остро стоит вопрос профилактики и коррекции различных форм отклоняющегося поведения, пропаганды здорового образа жизни. Если рассматривать корни поведенческих девиаций, то легко можно заметить, что в основании всегда находится какая-нибудь зависимость. Особенно, если помнить многообразие зависимых форм поведения, а часто и их сочетание.
Трудность при построении тактики эффективной профилактической работы заключается, с одной стороны, в том, что подростки с отклоняющимися формами поведения далеки от православия и, испытывая духовные метания, приходят к безнравственному и страстному образу жизни. С другой стороны, работники «помогающих профессий» также зачастую не имеют внутреннего позитивного духовного ресурса. Влияние этих двух факторов усугубляет как современная массовая культура, так и легкодоступная информация сектантского толка.
Рассматривая становление отклоняющихся и зависимых форм поведения, можно в их предупреждении выделить решающую роль личностного саморазвития, осознания и преодоления барьеров личностного роста. Аддиктивная (от англ. addiction — адди́кция, зависимость, пагубная привычка, в широком смысле — ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности) личность в своих попытках ищет универсальный, но односторонний способ выживания — уход от проблем.
Создаётся иллюзия решения проблемы. Привлекательность зависимости в том, что она представляет собой путь наименьшего сопротивления. Чтобы как-то отнестись к собственным смыслам, личности надо не только прочувствовать или пережить их, но и осмыслить. Переход от личностных смыслов к личностным ценностям и соотнесение их с ценностями Вечными поможет повысить эффективность как индивидуальной, так и групповой работы с подростками и их семьями.
Если рассматривать проблему глубже, чем предполагает традиционная светская психология, то можно увидеть, что в основе несерьёзного отношения подростков к здоровью и перспективам будущего лежит невнимательное отношение к жизни как к некоей ценности, которая может и исчерпаться.
Есть основополагающие мерила жизни — это любовь и смерть. Именно о них не принято говорить в нашей современности. В современной культуре не принято говорить о смерти. А ведь именно она является мерилом, показывающим нравственный градус проживаемой жизни, по словам И.А. Ильина, «…безмерная длительность пропадает, и моя жизнь получает меру срока, меру долга, меру в напряжении… Моя жизнь приобретает форму» [1, с. 183]. Когда человек не понимает рамок своей жизни, он эту жизнь может не вполне адекватно оценивать. И когда подросток, зная о возможных последствиях употребления психоактивных веществ, их все-таки пробует, или, находясь во власти страстей, пытается осуществить суицидальную попытку, то это как раз показывает неосмысленное, бездуховное отношение подростка и к жизни, и к смерти. И этот вопрос обсуждать надо неспешно, спокойно, «…смерть воспитывает в нас вкус к жизни, сосредоточивая и облагораживая его; она учит нас не терять времени, хотеть лучшего, выбирать изо всего одно прекрасное, жить Божественным на земле, пока ещё длится наша недолгая жизнь» [1, с 188]. Задавшись вопросами «зачем я живу?» и «как я живу?», подросток и его семья получают стимул к духовному развитию, а психолог или другой специалист является посредником, приводящим семью к священнику.
Эта проблема требует внимания не только образовательной организации, но и самих семей, мы знаем, что ценностное отношение к жизни формируется в разных социальных средах. Наиболее влиятельными оказываются следующие:
- пример семьи;
- цифровая игровая среда, предлагаемая взрослой культурой;
- образовательная среда школы.
В подростковом возрасте возникает вопрос о смысле жизни, но в неверующих семьях нет понятного ответа на этот вопрос, поэтому подростки начинают перебирать известные им ценности, по очереди водружая их на пьедестал смысла жизни. И каждый раз их постигает разочарование. Дольше всего на этом пьедестале удерживаются: слава, богатство и безнаказанные удовольствия. Это те действия, за которыми стоят такие страшные страсти, как гордость, стяжательство, сребролюбие, чревоугодие и др. И как раз в процессе такого поиска и погружения в разнообразные страсти и начинают проявляться отклоняющиеся формы поведения подростков.
Отдельно хотелось бы остановиться на наиболее незаметных и очень распространенных ошибках семейного воспитания, которые крайне негативно влияют на формирование нравственной позиции подростка. В своей практике светский психолог часто встречает родителей различного культурного уровня и вероисповедания, наиболее часто обращаются за помощью невоцерковленные семьи (либо атеисты), не имеющие опыта покаяния и, соответственно, опыта анализа своего поведения, чувств и дел. О чём же легкомысленно забывают родители в повседневном труде воспитания?
Сквернословие, мимолетные ругательства — клише, невоздержанность в речи часто приводят в дальнейшем к невоздержанности в действиях, «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» [2, Мф. 15, 11], «исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» [2, Мф. 15, 18-19]. Наложение искаженного образа «Я» и использование в речи нездоровых телесных сравнений нарушает чистоту образа Божия в человеке.
Можно ли изменить ситуацию привычного сквернословия в семьях, далеких от Бога? Конечно, но для этого необходимо акцентировать внимание на смысле говоримых бранных слов, их лексическом значении. Обращать внимание на эмоциональные, страстные состояния, в которых высказываются эти слова.
Следующее большое заблуждение светского воспитания — лукавство как способ достижения личного успеха, ложь. Преподобный Амвросий Оптинский писал: «…светское воспитание утончает человека лишь в лицемерии, в лукавстве, в хитрости и утонченной неискренности, но ни в чём добром. Добро христианское требует душевной и сердечной простоты, а не притворства…» [3, с. 273]. В семье важно показать такой пример межличностного общения, чтобы подросток не испытывал никакой потребности говорить неправду. Кроме того, чем чаще члены семьи будут ободрять друг друга за хорошие поступки и не лукавить внутри семьи, тем более подростки будут склонны говорить правду. Начиная с фразы «Скажи, что меня нет дома…» и заканчивая обещанием нереализуемых наказаний, родители приучают детей ко лжи, постоянно отравляющей их души и постепенно становящейся частью их самих.
Ещё одна неочевидная, но не менее от этого страшная проблема — развитие в личности детей самолюбия как движителя социального успеха. Обращаясь к святым отцам, читаем: «От самолюбия гневливость, от самолюбия осуждение и порицание других, от него негодование, и ропот, и самооправдание, и нехотение ничего потерпеть…» [3, с. 276]. Как точно перечислены поведенческие особенности мечущихся и ищущих своё жизненное место подростков.
Популярная психология призывает самозабвенно любить себя, приятно фантазируя о желаемом будущем, восхваляя себя таким, каков ты есть, и, отвергая свои слабости, превращать их в достоинства. Это крайне опасное направление в светской западной психологии широко тиражируется в бумажных и электронных версиях книг и журналов. Есть другое направление психологической коррекции, призывающее к погружению проблемных подростков в социально-полезную деятельность и прохождение различных тренингов. Но многие специалисты упускают из вида, что, прежде всего, от человека требуется самопознание. «Неведение собственной немощи делает нас неисцелимыми вовек» [4, с. 277].
Профилактика отклоняющихся форм поведения в светских образовательных учреждениях и семьях невозможна без православной парадигмы. Даже в неверующих семьях такая работа будет осуществима только в том случае, когда подросток поймёт скоротечность и хрупкость дара жизни временной и огромную ценность дара жизни вечной. «Недостаточно остановить действие страсти с помощью различных целебных средств, но нужно преобразить ее в любовь к Богу и людям» [3, с. 278].
Литература
- Ильин, И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний [Текст]. – М.: Мартин, 2006. – 256 с. – (Скрижали мысли).
- Священное Евангелие [Текст]. М.: Благо, 2004. – 512 с.
- Оптинские старцы: наставления, письма, дневники [Текст]. – М.: Лепта Книга, 2009. – 816 с. – (Путь святости. Вып. 11).
- Православная психотерапия [Текст]. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. – 366 с.
Источник: Юрчук О.Л. Профилактика отклоняющегося поведения подростков: взгляд православного психолога // Образование Ямала. 2018. №17
Коллега, хотелось бы видеть хоть какое-то эмпирическое подтверждение данного тезиса:
"Сквернословие, мимолетные ругательства — клише, невоздержанность в речи часто приводят в дальнейшем к невоздержанности в действиях, "
, чтобы комментировать
Уважаемая Ольга Леонидовна, ваше намерение объять необъятное понятно и похвально, но мне представляется, что такая узенькая тема как этиология детской жестокости с лихвой заместила бы масштабность вашего исследования.
, чтобы комментировать
"Есть основополагающие мерила жизни — это любовь и смерть" В христианстве смерть есть только для негодяев. Для остальных - вечная жизнь. Мерилом жизни человека является Бог - Он и отмерит и накажет, и поможет и поощрит следующей жизнью.
Я-то разрулю мировое зло, - ответит Господь, - а куда ты задевал те три копейки, которые были тебе на это выделены?
Господь подарил людям золотую гору знаний. Не могли бы вы продемонстрировать хотя бы камешек из этой горы. Или вас интересую я, а не знания?
, чтобы комментировать