Межполовые отношения включают в себя разнообразные формы и способы взаимодействия партнеров. Особое место среди них занимает флирт. Флирт — достаточно сложное социально-психологическое явление, понимаемое различными авторами по-разному. Большинство ученых определяют флирт как игру, основанную на полунамеках и подтекстах, цель которых — привлечь внимание партнера противоположного пола [Каста-Розас, 2010, Крейдлин, 2002 и др.]. Другие ученые [Хейс, 2013, Хэскелл, 2008], считая, что флирт способствует снятию напряжения, предпочитают рассматривать его шире, как особую совокупность вербальных и невербальных сигналов, помогающих создать позитивный настрой, не только в межполовых отношениях, но и между, например, коллегами. По их мнению, флиртом часто пользуются дипломаты, политики, актеры. Чтобы выработать собственное понимание флирта, мы обратились к истории его развития.
Антропологи утверждают, что в тех или иных формах флирт существовал во всех культурах и всех обществах [Каста-Розас, 2010]. История флирта может быть датирована временами Клеопатры, но основные правила флирта окончательно оформились примерно в XVII–XVIII веках в Европе [Шпигель, 2017, Терешкович, 2014, Лотман, 1994].
В период галантного века флирт был поднят до уровня высокого искусства. Он становится изящной игрой интеллекта [Лотман, 1994]. Одежда, причёска, декольтированные платья, различные аксессуары и косметика (например, мушки на лице, имеющие определенное значение, движения веера) становятся главными атрибутами, сигнализирующими о готовности к знакомству. У мужчин такую функцию выполняют лорнеты, шейные платки, булавки и т.п. Соответствующее оформление внешнего облика дополнялось и невербальными средствами привлечения внимания (взглядом, жестами, улыбкой и т.п.).
Таким образом, флирт оказался тесно связанным с другими явлениями галантного века. Так, благодаря ему в моду вошли нежные краски чувственности, произошло четкое разграничение секса и эротики, появились многие предметы современного гардероба (каблук, корсет, объемная юбка), новые виды мебели (кушетки, козетки). Именно благодаря флирту появились и неазартные карточные игры, например, дамский преферанс [Терешкович, 2014].
На основании вышесказанного можно согласиться с рядом ученых [Лотман, 1994, Терешкович, 2014, Каста-Розас, 2010 и др.] и, обобщая их идеи, сделать вывод, что флирт — это определенного вида интеллектуальная игра, направленная на удовлетворение потребностей во внимании, ощущении себя сексуально привлекательным. Как и игра, флирт не преследует материальный интерес, имеет свое уникальное значение; осуществляется как мнимая деятельность, которая не воспринимается «взаправду» (флирт не предполагает обязательно последующих сексуальных отношений), осуществляется в рамках ограниченного пространства и времени. Такая игра может быть как кратковременной, так и достаточно продолжительной. Наконец, действия, как в флирте, так и в игре, развиваются по определенному сценарию, в котором необходимо следовать конкретной роли и определенным правилам.
Можно сказать, что флирт — это игра, в основе которой лежат инстинктивные реакции на некоторые сигналы [Грин, 2012, O'Farrell, Rosenthal, O'Neal, 2003, Пиз, 2013]. В то же время, правила флирта определяются социальными, культурными, общественными нормами [Бутовская, 2004]. Часть правил флиртующие устанавливают сами, поэтому люди, вовлеченные в процесс флирта, переживают ощущение некоторой общности и таинственности [Терешкович, 2014, Лотман, 1994]. Флирт неагрессивен, приносит удовольствие обоим партнерам и продолжается до тех пор, пока они воспринимают флирт как игру [Лотман, 1994]. Он может перерасти в серьезные и продолжительные отношения, а может так и остаться игрой.
Как и любое общение, флирт состоит из вербальных и невербальных компонентов. Однако ключевую роль в нем играют именно невербальные компоненты общения, так как позволяют не напрямую выразить отношение к другому человеку, т.е. создают интригу, намеки, ту таинственность, которая понята только флиртующим.
Флирт не является чисто женской привилегией, гендерная принадлежность флиртующих определяет, прежде всего, его стиль. Так, считается, что женщины, в отличие от мужчин, больше прибегают к невербальным средствам флирта.
Несмотря на древность своего существования, флирт практически не изучен, и методов его исследования крайне мало. Можно согласиться с некоторыми авторами, что одна из причин этого в том, что при изучении флирта в реальном общении сам исследователь включается в его процесс, в связи с чем теряется элемент искренности и непосредственности. В связи с этим они предлагают изучать флирт с помощью опроса [O'Farrell, Rosenthal, O'Neal, 2003], но чаще — по классическим художественным произведениям [Красникова, 2014, Braun, 2005, Князева, 2016, Herzog, 2004]. Не отрицая возможности подобного исследования, следует все-таки отметить, что, анализируя литературные источники прошлых лет, не всегда удается понять роль флирта в современных межполовых отношениях.
С учетом вышесказанного нами было проведено исследование, в котором определялись значимость первой встречи в межполовых отношениях, где в наибольшей степени проявляется флирт, особенности восприятия и распознавания различных невербальных элементов поведения на ее этапе.
Методика
Учитывая сложности с методическим инструментарием, была создана авторская методика изучения невербальных компонентов флирта — опросник «Диагностика межполовых отношений». Опросник состоит из 8 вопросов с вариантами ответов. Наряду с определением ведущих для респондентов элементов внешнего облика и невербальных средств общения, сигнализирующих о флирте (прическа, поза, лицо, фигура и т.п.), а также значимости первых сказанных слов, респондентам предъявляются более или менее полные изображения партнеров, испытывающих симпатию друг к другу. И средства флирта, и изображения были взяты из литературных источников, посвященных любовным отношениям [Шпигель, Пиз, Грин и др.].
В исследовании приняли участие 120 студентов, 58 мужчин и 62 женщины в возрасте от 18 до 25 лет. Выбор респондентов не случаен, т.к. в этот возрастной период знакомство с представителями противоположного пола происходит часто, и значимость флирта достаточно велика. При обработке результатов использовались методы математической статистики: частота встречаемости признаков, ранжирование, вычисление критерия Фишера, критерий Манна — Уитни. Не останавливаясь подробно на всех полученных результатах, отметим лишь некоторые из них, наиболее важные, на наш взгляд.
Результаты исследования
Так, результаты исследования показали отсутствие значимых различий (при р≤0.05) между мужчинами и женщинами как в выборе невербальных проявлений флирта, так и в распознавании привлекательных друг другу партнеров.
Не было различий и в значимости флирта в межполовых отношениях. Так, мы выделили в них пять этапов (первая встреча, романтические отношения, сложившиеся, устоявшиеся отношения, отношения в гражданском браке, отношения в зарегистрированном браке) и попросили респондентов отметить наиболее важные для них. Оказалось, что и для мужчин, и для женщин более важны уже сложившиеся, устоявшиеся отношения и отношения в браке, чем первая встреча и романтические отношения, где также достаточно велика роль флирта.
Наибольшая частота выбора невербальных средств привлечения внимания при знакомстве как мужчинами, так и женщинами приходится на «лицо» и «фигуру» представителя противоположного пола (рис. 1).
Рисунок 1. Частота выбора респондентами средств привлечения внимания представителей противоположного пола
При этом опрошенные респонденты на прическу, позу, и даже глаза в два раза меньше, чем на лицо и фигуру, обращают внимание при знакомстве. Однако полученные результаты подтверждают широко распространенное мнение важности для женщин того, что им говорят мужчины. Так, респонденты-студентки почти в три раза чаще, чем мужчины, отмечают важность для них при знакомстве первых сказанных мужчиной слов.
Несмотря на то, что глаза, по мнению респондентов не столь привлекают их внимание при первой встрече, прежде всего, учащенный контакт глаз является для них главным показателем желания с ними познакомиться. На него приходится 16,4% от всех выбранных мужчинами категорий, сигнализирующих об интересе к партнеру, и 12,6% у женщин. Для женщин важным знаком, что они понравились, также является приближение к ним партнера, распрямление им плеч и фигуры. Мужчины, в отличие от женщин, в 3 раза чаще оценивали как средство флирта то, что женщины поправляют одежду, волосы. Все респонденты одинаково хорошо определяли, что «учащение дыхания», «взгляд украдкой», «стремление прикоснуться к партнеру» — проявление интереса к нему партнера противоположного пола. Однако это хорошо известные из литературных источников данные. А вот более сложные нюансы межполового взаимопонимания такие, как копирование поз, жестов друг друга, понимается ими значительно хуже. На их выбор приходится 2% от всех категорий у мужчин и 4,2% — у женщин.
Следствием понимания различных элементов флирта является решение подходить знакомиться или нет. Большинство мужчин (60% от общего их числа) и женщин (48,2%) подойдут знакомиться только тогда, когда будут уверены, что с ними хотят познакомиться. Причем для мужчин это более важный аргумент, чем для женщин. Однако достаточное количество респондентов (22,5% мужчин и еще больше женщин — 33,3%) не подходят знакомиться сами, даже если замечают, что с ними флиртуют. Таким образом, адекватное распознание при первой встрече невербального поведения флиртующего партнера еще не гарантирует, что знакомство состоится.
Обсуждение результатов
На первый взгляд, полученные результаты в определенной степени противоречат теоретическим представлениям о флирте. Прежде всего, обращает на себя внимание низкая значимость его в межполовых отношениях, предпочтение в которых студенты отдавали устоявшимся связям с партнерами. Второй факт, на который просто нельзя не обратить внимание, — отсутствие значимых различий между мужчинами и женщинами по всем вопросам, связанным с восприятием и пониманием невербального поведения партнера на этапе знакомства. Хотя традиционно считается, что для женщин невербальное поведение более значимо, и они лучше его понимают, чем мужчины. Наконец, следует также обратить внимание, что флирт еще не гарантирует знакомства.
В целом исследование показало, что все респонденты достаточно хорошо понимали и отдельные проявления, и изображения флирта. Однако при статичном изображении его невербальных средств флирт теряет свою специфику в качестве игры. Поэтому полученные результаты не могут в полной мере свидетельствовать об изучении его сущностных характеристик. Это привело к необходимости создания еще одной методики, демонстрирующей флирт как целостное явление, как игру, выполнение ролей в которой сопровождается особого рода невербальным поведением. Методика представляет собой видеоряд с девушками, демонстрирующими желание / нежелание познакомиться. Дальнейшие исследования показали, что эти две методики в определенной степени дополняют друг друга и могут использоваться как вместе, так, в зависимости от цели, и отдельно. Однако можно отметить несомненное преимущество второй методики, в большей степени позволяющей изучать флирт как игру, тем самым сохранить его основные отличительные от других форм межполового общения характеристики.
Библиография
- Бутовская М.Л. Тайны пола Мужчина и женщина в зеркале эволюции. Издательство: «Век 2», 2004. 367 с.
- Грин Фрэн. Язык флирта. Слова и жесты. 2012. Издание: Питер, 176 стр.
- Каста-Розас. Ф. История флирта. Балансирование между невинностью и пороком. М., 2010. 384 стр.
- Князева А.А. Манипулятивные тактики мужчин и женщин в ситуациях флирта (гендерный и семиотический аспекты). Гуманитарные исследования. 2016 № 3 (59). Стр. 6-13.
- Красникова С.И. Особенности флирта как непрямого речевого жанра в художественных произведениях. Язык, Культура, Коммуникации. 2014. № 1 (1). Стр. 7.
- Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика. Язык тела и естественный язык // М.: «Новое литературное обозрение», 2002. 592 с.
- Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века)»: Искусство — СПБ; 1994.
- Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других людей по их жестам. – М.: Эксмо, 2013. – 288с.
- Терешкович Т.А. Язык флирта и мода. Издание: Энциклопедикс. 2014. 352 стр.
- Хейл Л. Язык флирта и соблазнения. – AB Publishing, ООО «Креатив Джоб», 2013. – 50 с.
- Хэскелл П. Язык взаимоотношений для женщин: От флирта к любви. – М.: Эксмо, 2008. – 288 с.
- Шпигель Дж. Флирт — путь к успеху. СПб.: Питер,2017. – 97 с.
- Braun T.A. Patriarchal cons: feminine flirtation in "Twelfth Night" (William Shakespeare). 2005 Institute: Florida Atlantic University.
- Herzog E.E. The pleasure of the flirt: flirtation and narrative in the nineteenth-century British novel (Anthony Trollope, Charles Dickens). 2004. Institute: Columbia University.
- O'Farrell Kimberly J., Rosenthal Eve N., O'Neal Edgar C. Relationship satisfaction and responsiveness to nonmates’ flirtation: testing an evolutionary explanation. Journal of social and personal relationships. 2003. № 5, vol. 20. Pp. 663-674.
Источник: Рюмшина Л.И. Флирт и методы его изучения // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Том 8. №6А. С. 157–163. DOI: 10.34670/AR.2020.46.6.169
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать