18+
Выходит с 1995 года
3 января 2025
Интеграционная модель психологической практики

Психологическая практика — один из драйверов современного развития общества. В ряде отношений она недостаточно исследована. Под психологической практикой мы понимаем вид социальной практики, в котором цели практики и используемые средства являются психологическими. По критериям системного анализа к основным видам конструктивной психологической практики относятся психологические: саморегуляция, тренинг, консультирование, терапия, практики личностного роста (развития) [Василюк, 2003; Вачков, 2000; Карицкий, 2002; 2011б; Мазилов, 2006; Хозиев, 2007].

Целью данного исследования являлась экспликация интеграционной модели психологической практики.

Исследовательские задачи:

  1. выделить базовые элементы интеграционной структуры психологической практики;
  2. развернуть вертикальную структуру психологической практики;
  3. раскрыть содержание горизонтальной структуры практики;
  4. проанализировать динамику практики.

В исследовании использованы основные методы теоретического исследования: абстрагирование, идеализация, анализ, синтез, моделирование, индукция, формализация и др. Исследование опирается на принципы системности, целостности, психосоматического единства, единства теории и практики, соответствия между качеством объекта и его репрезентацией, многомерности, дифференциации, интеграции, инвариантности и др.

В многомерной структуре психопрактики к ее базовым измерениям относятся вертикальное, горизонтальное и временнóе. Имеются и другие измерения. Вертикальную структуру психопрактики образуют ее основания, горизонтальную — психопрактические аспекты, временнýю — психопрактическая динамика. Эта структура имеет субъектный характер, т.е. она задана со стороны субъекта [Карицкий, 2007; 2016].

Основания психологических практик — это те методологические, теоретические, практические представления и схемы действия, социальные или личностные потребности, а также наблюдаемые явления, которые в явном или неявном виде существенно в этих практиках используются или существенным образом влияют на них. По критерию близости к психопрактическому взаимодействию выделяются следующие основания (в обратном порядке): мотивационные, концептуальные, реляционные, методологические, праксические, орудийные, действенные и феноменальные. Это вертикальная структура психопрактики в самом общем виде, поскольку каждое из оснований имеет свою сложную структуру [Карицкий, 2011б; 2016].

Мотивационные основания психологической практики составляют совокупность тех общественных, групповых и личностных (индивидуальных) потребностей, мотивов и целей, которые актуально инициируют данную практику (практику в целом как особое направление или данный конкретный психопрактический процесс), формируют ее и задают ее прочее содержание, в том числе содержание других оснований, аспектное и динамическое содержание. Концептуальные основания представлены совокупностью всех дескрипций, концептов и их систем, которые обосновывают данную практику и наблюдаемые в ней феномены, используются в ней или существенно с ней связаны. Реляционные (от лат. relatio — отношение) основания представляют собой множество ценностей, норм и оценок, которые формируют отношение к феноменальному пространству данной психологической практики, выделяемым психопрактическим проблемам и способам их решения, а также сами эти отношения. Методологические основания психологических практик — это знания о том, как действовать для достижения целей этих практик и чем руководствоваться в этих действиях, т.е. это способы осуществления практики и их концептуальные, феноменальные и иные ориентиры [Василюк, 2003; Вачков, 2000; Карицкий, 2002; 2011а; Мазилов, 2008; Хозиев, 2007].

Праксические основания представляют собой реальные способности, навыки, умения и компетенции, необходимые для практических действий в данной психопрактической системе. Феноменальные (объектные, перцептивные) основания психологической практики — это совокупность психических, психологических, психосоматических и социально-психологических явлений, которые психологическая практика выделяет, с которыми непосредственно работает, на которые воздействует, которые интерпретирует, концептуализирует и т.п. Действенные основания — это совокупность действий, совершаемых в ходе практики [Карицкий, 2011б; 2016].

С уровня мотивационных оснований психопрактики детерминируется ее аспектное содержание, т.е. определяется вид психопрактической деятельности и совокупность действий, необходимых для достижения цели. Под психопрактическими аспектами понимаются существенные, относительно самостоятельные части психологической практики как деятельности, в которой они выступают как ее действия, подчиненные определенным целям (задачам).

Полный интегрированный спектр психопрактических аспектов состоит из нескольких десятков видов действий, которые подразделяются на деятельностнообразующие и дополнительные. Деятельностнообразующие психопрактические аспекты — это те виды действий, которые при генерализации образуют основные виды психологических практик и смежных видов деятельности. Под генерализацией мы здесь понимаем превращение психопрактического аспекта в ведущую деятельность, обусловленную целью практики. К деятельностнообразующим психопрактическим аспектам относятся: регуляционный (образует такой вид практики, как психическая саморегуляция), профилактический (психологическая профилактика), тренинговый (тренинг), развивающий (практики личностного роста), консультационный (консультация), терапевтический (психотерапия), диагностический (психодиагностика), обучающий (обучение психопрактикам), обеспечивающий (элемент другой специальной деятельности).

Дополнительные психопрактические аспекты — это те виды действий, которые является необходимым элементом психопрактики, но не образуют ее основные виды. К ним относятся: контекстуальный, управленческий, игровой, компенсационный, объективирующий, коммуникативный, интеграционный, дифференцирующий, концептуализирующий, исследовательский, образовательный, прогностический, экзистенциальный, жизнеобучающий, рекреационный, поддерживающий, психосоматический, личностный, групповой, просоциальный, трансцендентный, этический, эстетический, нормативный и др.

Контекстуальное содержание психопрактики — ее основной фон, в сказкотерапии он сказочный, в танатоконсультировании связан со смертью, в экзистенциальных практиках обусловлен основными смыслами жизни, в семейном консультировании определяется семейными взаимоотношениями, в социально-психологическом тренинге обусловлен развитием навыков общения, в тренинге личностного роста раскрывается в формах развития и т.п. Точно так же свой контекст характерен для любой социальной деятельности. Управленческое содержание психопрактики выражается совокупностью процессов управления, которые в ней реализуются, это не только прямые или скрытые управленческие воздействия ведущего практику, но и процессы групповой саморегуляции, обратные связи и пр. Вместе с тем существует специальная социальная практика управления. Игровое содержание практики аналогично такому социальному виду деятельности, как игра. В психопрактике оно решает задачу более легкого вхождения в сложные, критичные или сверхмотивированные проблемы. Это же верно и для других дополнительных психопрактических аспектов. Дополнительные психопрактические аспекты способны образовывать подвиды психологических практик, например, для психотерапии: контекстная терапия, игровая терапия, компенсационная терапия, терапия общением, развивающая терапия, интегративная терапия, терапия творчеством и т.п.

Каждый конкретный психопрактический процесс приводит к генерализации определенного деятельностнообразующего аспекта и формированию одного из основных видов психологической практики. Если тренинговый аспект становится ведущим, целью такой практики является упражнение определенной психической функции (ряда функций), остальные психопрактические аспекты играют подчиненную роль, выполняя те задачи, которые возникают по мере реализации цели этой практики.

Помимо вертикальной и горизонтальной составляющих структура психологической практики имеет временнýю развертку, обусловленную динамическими процессами, присущими практике. Сама психопрактика имеет три вида динамики: личностную, групповую и системную. Все три вида динамики взаимосвязаны и, тем не менее, имеют собственные специфические особенности. Личностная характеризуется процессами временных или устойчивых индивидуальных изменений. Групповая — многообразными процессами, протекающими в группе. Системная — это динамика самой психологической практики, выражаемая, прежде всего, в подвижном взаимном соотношении психопрактических аспектов, а также оснований и других компонентов практики.

Таким образом, выделенная базовая структура психологической практики выполняет функцию интеграции ее содержания. Вертикальное, горизонтальное и динамическое измерения психологической практики связывают воедино основания практики, виды совершаемых психопрактических действий и весь психопрактический процесс. Все основания практики представляют собой единство взаимодействующих субъекта и объекта практики, при этом именно со стороны субъекта задается основное содержание практики. Динамическое измерение практики интегрирует практику и личность в ходе психопрактического процесса, образуя их подвижное единство.

Библиографический список

  1. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. Москва: Смысл; МГППУ, 2003.
  2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. Москва: Изд-во «Ось-89», 2000.
  3. Карицкий И.Н. Теоретико-методологическое исследование социально-психологических практик. Москва – Челябинск: Социум, 2002.
  4. Карицкий И.Н. Теоретико-методологический анализ психологической практики // Теория и методология психологии. Постнеклассическая перспектива / отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. Москва: ИП РАН, 2007. С. 223–247.
  5. Карицкий И.Н. Системогенез психологической практики // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011а. №22. С. 36–39.
  6. Карицкий И.Н. Теоретическая экспликация содержания психологической практики // Теоретическая и экспериментальная психология. 2011б. Т. 4. №2. С. 35–46.
  7. Карицкий И.Н. Структура и классификации психологических практик // Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: сб. статей Междунар. научно-практич. конф.: В 8 ч. Ч. 3 / под ред. В.С. Белгородского и др. Москва: МГУДТ, 2016. С. 182–189.
  8. Мазилов В.А. Методологические проблемы психологии. Ярославль: МАПН, 2006.
  9. Мазилов В.А. Методология современной отечественной психологии // Методология и история психологии. 2008. Т. 3. №3. С. 9–24.
  10. Хозиев В. Б. К вопросу о месте консультативного метода исследования в грядущей парадигме психологии // Методология и история психологии. 2007. Вып. 1. С. 190–206.

Источник: Карицкий И.Н. Интеграционная модель психологической практики // Педагогика и психология современного образования: теория и практика: материалы научно-практической конференции «Чтения Ушинского» (5–6 марта 2020 г.) / под науч. ред. И.Ю. Тархановой. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2020. Ч. 2. С. 239–244.

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»