Ранняя помощь — это комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, предоставляемых длительно и непрерывно на междисциплинарной основе, направленных на раннее выявление детей целевой группы, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включение в среду сверстников и интеграцию в общество, сопровождение и поддержку семьи, повышение компетентности родителей (законных представителей) [3].
Ранняя помощь развивается последовательно с 70-х годов прошлого века, пройдя эволюционный путь от доминирования медицинской реабилитации детей-инвалидов и детей с ограничениями жизнедеятельности к развитию разнообразных методов психолого-педагогической коррекции. С середины 80-х гг. XX в. формируется убеждение, что более эффективны в работе с семьями с детьми с ОВЗ — программы, направленные на раннее вмешательство и помощь всей семье, т.е. семейно-центрированные услуги [4]. Такая помощь предусматривает вовлечение и активное участие семьи в процесс оказания ранней помощи, смещение акцентов на укрепление позиции родителей, их обучение развитию функциональных навыков в повседневной жизни [2].
Применительно к детям с ОВЗ семейно-центрированный подход раннего вмешательства разрабатывается в зарубежной (М. Гуральник, К. Данст, М. Селигман, К. Тривелт и др.) и отечественной (А.А. Кукуруза, Л.В. Самарина и др.) литературе.
Концепция раннего вмешательства предлагает новые теоретические представления и практические подходы к пониманию проблем и потребностей детей раннего возраста с нарушениями развития, а также их семей [1]. К ключевым характеристикам можно отнести следующие:
- системная ранняя помощь направлена на ребенка и его семью, призвана обеспечить улучшение функционирования, психического и физического здоровья ребенка, его семьи как решающего ресурса его развития;
- специалисты ориентируются на потребности семьи в улучшении функционирования ребенка в повседневной жизни и потребности ребенка в овладении жизненно важными навыками;
- для развития потенциала семьи происходит смещение фокуса внимания от «коррекции» к «поощрению»; от «экспертизы» к «сотрудничеству»; от подходов, основанных на «дефиците», к подходам, основанным на «сильных сторонах»; от «профессионально-центрированного» — к «семейно-центрированному» подходу. Консультирование происходит с применением научения родителей приёмам и способам развития ребёнка в естественных жизненных ситуациях;
- специалисты ранней помощи определяются потребностями детей, нуждающихся в улучшении развития и функционирования [8]. Среди них: психолог (социально-эмоциональное развитие ребенка, взаимодействие и формирование отношений с близким взрослым, психическое здоровье ребенка и семьи); специальный педагог (развитие познавательных способностей и игры), логопед (развитие коммуникации и речи); физический терапевт (развитие у ребенка навыков мобильности); эрготерапевт (навыки самообслуживания и бытовой жизни); педиатр (влияние состояния здоровья, функций и структур организма на развитие и функционирование ребенка; соматическое здоровье); социальный педагог (влияние факторов окружающей среды на развитие и функционирование ребенка; помощь семье в усилении факторов, содействующих развитию ребенка).
В последнее десятилетие развитие ранней помощи в мире привело к возникновению и активному развитию новой специальности с квалификацией «специалист в сфере ранней помощи детям и семьям» [9]. Это обусловлено рядом причин:
- увеличение количества детей, имеющих сочетание нарушений в нескольких областях функционирования, что подразумевает оказание им помощи одновременно несколькими специалистами [6]. Специалист в сфере ранней помощи детям и семьям способен организовать работу в соответствии с потребностями ребенка и семьи;
- маленький ребёнок научается в естественной среде, в ежедневных жизненных ситуациях, что требует оказания помощи в домашних условиях [5]. В этой связи оказание услуг ранней помощи переориентируется на помощь семье в формате домашнего визитирования одного специалиста;
- ведущим принципом оказания услуг ранней помощи является семейноцентрированность с установлением и поддержанием зачастую долговременных отношений сотрудничества и партнерства с ребенком и семьей [7]. Для построения таких отношений семье удобнее выстраивать взаимодействие с одним специалистом.
В Тульском регионе сформировано профессиональное сообщество специалистов ранней помощи, насчитывающее более 60 специалистов, которые осваивают на практике эффективные подходы и технологии помощи детям и семьям, обмениваются практическими наработками. Однако ввиду значительного роста числа семей, нуждающихся в получении услуг ранней помощи, актуальна проблема дефицита специалистов, оказывающих эти услуги.
Актуально начать практическую подготовку специалистов помогающей сферы в студенческие годы, когда формируются основы профессионального мировоззрения, индивидуальность, в том числе в будущей профессии; осуществляется знакомство с современными подходами и технологиями помощи детям с множественными нарушениями, овладение базовыми методами и приемами. При этом важно обратить внимание на пробу себя в будущей профессии, приобретение собственного практического опыта помощи детям и семьям, полученного студентами в процессе совместной работы с квалифицированными специалистами в реальной практической работе с детьми в рамках практики, стажировки, добровольческой деятельности. Теоретические и практические аспекты подготовки дают возможность осознанно приобщиться к профессиональной деятельности, получить заинтересованных специалистов для расширения системы ранней помощи семье.
Цель проекта «Практическая подготовка специалистов для оказания помощи детям с множественными нарушениями развития» — расширение возможностей оказания доступной помощи детям с множественными нарушениями развития в Туле и Тульской области посредством практической подготовки студентов психолого-педагогических направлений и их вовлечения в практику помощи.
Проект предусматривает:
- отработку модели специализированной практической подготовки студентов квалифицированными специалистами ассоциации «Содействие» на основе современных подходов и технологий помощи с доказанной эффективностью (тренинги, коллоквиумы, участие в супервизиях);
- отработку стратегии и форм привлечения студентов к практике оказания помощи детям с множественными нарушениями на базе служб ранней помощи региона (участие в процедурах ранней помощи, в домашнем визитировании) — на базе службы ранней помощи ассоциации «Содействие»;
- организацию дистанционной и очной практики студентов в отделении милосердия, освоение на практике подходов и технологий развивающего ухода — совместно с Головеньковским ДДИ.
В период реализации проекта были организованы и проведены следующие мероприятия:
- проведение специалистами ассоциации «Содействие» практических занятий и тренингов для студентов по современным подходам и технологиям помощи детям с множественными нарушениями развития;
- проведение цикла вебинаров с целью освещения технологий развивающего ухода помощи детям с тяжелыми множественными нарушениями развития — для студентов, специалистов служб ранней помощи Тулы, Новомосковска, Алексина, Ефремова и др.;
- организация стажировки студентов на базе службы ранней помощи ассоциации «Содействие»;
- участие заинтересованных студентов в практике домашнего визитирования в семьи с детьми с нарушениями развития в Туле совместно со специалистами ассоциации «Содействие»;
- проведение дистанционной и очной формы сопровождения студентов в рамках стажировки.
Представим результаты проекта:
- привлечение студентов к практике ранней помощи позволило расширить круг общения детей целевых групп, обогатить среду взаимодействия и разнообразить деятельность детей — игровую, коммуникативную, двигательную, что способствует более продуктивному развитию жизненно важных функциональных навыков;
- вовлечение студентов в реальную практику оказания ранней помощи детям на основе современных подходов и технологий;
- участие студентов в работе с детьми с множественными нарушениями развития и их родителями стало новым ресурсом психологической поддержки родителей целевых групп, облегчения их напряжения, обусловленного постоянной включенностью в уход за ребенком и нестабильностью здоровья, улучшению эмоционального и физического состояния, психологического климата в семьях.
Опыт реализации проекта позволяет утверждать, что при закреплении опыта подготовки студентов путём организации волонтерской практики система помощи детям с ОВЗ, детям-инвалидам получит хорошо подготовленных, компетентных, широко осведомленных, прогрессивно мыслящих специалистов по работе с детьми со множественными нарушениями развития и другими особенностями, воспитанных на идеях гуманизма и сотрудничества, профессиональной требовательности и ответственности.
Список литературы
- Ермолаева Е.Е. О ранней помощи детям и их семьям [Текст] / Е.Е. Ермолаева // Аутизм и нарушения развития. – 2017. – Том 15, №2. – С. 4-18.
- Жиянова П.Л. Семейно-центрированная модель ранней помощи детям с синдромом Дауна [Текст] / П.Л. Жиянова. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2014. – 248 с.
- Методические рекомендации по организации услуг ранней помощи детям и их семьям в рамках формирования системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ 25 декабря 2018 г.) // Гарант.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72046220/ (дата обращения: 02.04.2021).
- Мухамедрахимов Р.Ж. Подготовка профессионалов для системы ранней помощи детям и семьям в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Р.Ж. Мухамедрахимов, Л.В. Самарина // Вестник практической психологии образования. – 2020. – Том 17, №2. – C. 106-117.
- Самарина Л.В. Современный этап развития ранней помощи в Российской Федерации [Текст] / Л.В. Самарина // Социальное развитие: регион 24. – 2018. – №2. – С. 60-63.
- Селигман М. Обычные семьи, особые дети: системный подход к помощи детям с нарушениями развития [Текст] / М. Селигман, Р. Дарлинг. – М.: Терефин, 2009. – 365 с.
- Старобина Е.М. О развитии ранней помощи в Российской Федерации [Текст] / Е.М. Старобина, В.В. Лорер // Педагогическое образование в России. – 2019. – №2. – С. 107-113.
- Старобина Е.М. Формирование системы ранней помощи детям и их семьям в Российской Федерации / Е.М. Старобина, В.В. Лорер, О.В. Владимирова // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2020. – №40 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://alldef.ru/ru/ articles/almanac-no-40/book-app/theformation-of-the-system-ofearly-help-to-children-and-their-families-in-the-russianfederation (дата обращения: 23.04.2021).
- MсWilliam R.A. Routines-based early intervention supporting young children and their families / R.A. MсWilliam. – Baltimore: Paul H. Brookes, 2010.
Источник: Банникова М.С., Декина Е.В. Практическая подготовка специалистов для оказания ранней помощи семьям, имеющим детей со множественными нарушениями развития // Дошкольное образование в ракурсе современных методологических подходов и возрастных ценностей детей: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (Тула, 19–20 мая 2021 г.) / науч. ред. С.А. Филиппова. Чебоксары: ИД «Среда», 2021. С. 262–266.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать