16+
Выходит с 1995 года
7 ноября 2024
Психологические риски для одаренности с позиций психологии здоровья

Термин «одаренный» используется для обозначения человека, наделенного особой способностью [5]; слово «дар» подразумевает, что эта способность имеет врожденные задатки. Для одаренного учащегося важно стремление их актуализировать, реализовать свой дар в учебной деятельности. Однако опыт показывает, что творчески одаренный учащийся может оказаться в своем учебном заведении в числе отстающих [2].

Нами на основании анализа релевантной научной литературы и собственных исследований выделена группа рисков для самореализации одаренного человека, видящего смысл жизни, своей активности именно в той сфере, в которой одарен (например, поиск истины при интеллектуальной одаренности, др.). Риски нами выявлялись с позиций психологии здоровья. Здоровье в настоящее время определяется как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Устав ВОЗ, 1948); отечественный федеральный закон №323-ФЗ дает аналогичное определение.

Рассмотрим эти группы риска.

1. В 2013 году Е. Фредриксон и соавторы (цит. по: [4. С. 177]) опубликовали результаты своего эмпирического исследования: а) переживание краткого гедонического удовольствия (связано с кратковременным получением положительных эмоций) влечет за собой негативное воздействие на иммунитет, провоцирует воспаление и снижает выработку антител (вызывает состояние, подобное стрессу); б) переживание эвдемонического удовольствия (получение наслаждения от осмысленной деятельности, направленной на служение высшим целям) имеет мягкое противовоспалительное воздействие и стимулирует выработку антител.

2. Одаренный человек может буквально стать зависимым от эндорфинов, которые его мозг производит как следствие его полной отдачи при занятии любимым делом; становясь трудоголиком, он демонстрирует своеобразную одержимость. При невозможности заниматься любимым делом, реализовывать свою одаренность выявлен риск прохождения через период депрессии, похожей на ломку после прекращения приема наркотиков (Роткопф Д., цит. по: [4. С. 179]).

3. Преграды на пути самореализации одаренного человека возможны из-за снижения его внимания к своему организму. Поведение личности (любой) предполагает ее заботу о своем здоровье (физическом и психическом), ответственность за него как за основной ресурс своей жизни; здоровый образ жизни — одно из условий самореализации личности. Недостаточный для личности уровень ее самореализации может снизить для нее ценность своего физического здоровья («Зачем жить, если все равно реализоваться не можешь?»), т.е. мера включенности личности в здоровьесберегающее поведение зависит от переживаемого ею состояния благополучия / неблагополучия [7].

4. Одаренность не всегда обеспечивает социальное благополучие ее носителю; выделяясь, он может у окружающих вызывать недовольство, зависть, другие отрицательные эмоции. Впрочем, каждая личность имеет потенциальную возможность управлять интраиндивидными составляющими своего общения [6]; с помощью своих физических и психических ресурсов через каждодневное общение она может претворять свои высшие устремления в продукты не только материального, но и социального мира. Общение предполагает выбор партнеров для общения, выбор продолжительности и глубины контактов с ними; предполагает возможность одностороннего выхода из общения, которое разрушает личность, вредит ее здоровью, самореализации и др.

5. Одаренный человек, выделяющийся среди своего окружения, может испытывать субъективное состояние психологического неблагополучия. Нередко, боясь оценки себя другими, он страдает от своеобразного «комплекса неполноценности».

6. Негармоничное развитие как риск проявления одаренности. Активная позиция одаренной личности, нахождение ею сферы, где бы она могла и хотела проявить свою одаренность, благоприятнее для ее здоровья, чем позиция пассивная. Поддержание направленности на позитивные цели (а не только, например, на избегание неудачи), культивирование саногенного (как разновидности позитивного) мышления, ориентация на высшие духовные ценности (которые могут стать регулятором в постановке каждодневных целей деятельности в различных сферах жизни, в выработке программ и выборе средств их реализации, в самооценке эффективности, пр.), социальная активность, здоровый образ жизни — задают векторы развития (духовного, психического, социального, физического), предполагая гармонию развития одаренного человека во всей его целостности.

Объективными регуляторами такого развития выступают творческие достижения в выбранной сфере деятельности, а также показатели физического и психологического здоровья. В качестве субъективного регулятора гармоничного развития можно рассматривать удовлетворенность своей жизнью (переживание радости и пр.), приписывание своей жизни высокого качества (состояние субъективного благополучия).

7. Теория особенностей, предлагаемая математиками, изучает модель мира, основанную на тонкой игре дискретного и непрерывного, является обобщением исследования функций на максимум и минимум; К. Зиман предложил называть совокупность этой теории и ее приложений теорией катастроф, которая предлагает универсальный метод исследования скачкообразных переходов, разрывов, внезапных качественных изменений. К. Зиман привел пример ее (теории Уитни) применения к исследованию творческой личности [1]. Творческая личность им описана с помощью параметров «техника», «увлеченность», «достижения»; изучалось, как меняются достижения личности в зависимости от ее увлеченности и овладения соответствующей техникой.

Установлено:

  • если увлеченность невысока, то достижения монотонно и довольно медленно (на наш взгляд — в зависимости от уровня одаренности) растут по мере овладения техникой;
  • если увлеченность достаточно велика, то наступают качественно новые явления: достижения могут меняться скачкообразно в зависимости от овладения техникой (область достижений, в которую человек в этом случае попадает, обозначена словом «гений»);
  • рост увлеченности, не подкрепленный соответствующим ростом овладения техникой, приводит к катастрофе, при которой достижения скачком падают (человек в этом случае попадает в область, обозначенную в исследовании словом «маньяк»).

Возможны скачки из состояния «гений» в состояние «маньяк» и обратно (теория катастроф пытается найти общее правило, определяющее, как выявлять «точки возврата» состояний системы). Таким образом, достижение одаренной личностью высоких результатов связано с ее уровнем увлеченности и работоспособности, приводящим к овладению соответствующей деятельностью, техникой ее выполнения (успешность выполняемой деятельности будет сказываться не только на социальном, но и психологическом благополучии одаренной личности, на ее здоровье).

8. Стремление человека руководствоваться в своей жизни неким идеалом, абстрагируясь от мелочей жизни, креативно находя новые ресурсы для продвижения к желаемому будущему, придает личности жизнестойкость [3]. Состояния физического, психологического, социального неблагополучия жизнестойкость одаренной личности ставят под угрозу.

Таким образом, одаренная личность, чтобы реализовать свой «дар», должна научиться заботиться о своем здоровье (см. определение здоровья ВОЗ), а общество, на наш взгляд, должно способствовать ее состоянию психологического и социального благополучия, подключив для этого профессиональных психологов. Важно не только выявлять одаренных, но и психологически их сопровождать, создавая условия для их самореализации.

Литература

  1. Арнольд В. И. Теория катастроф. – 3-е изд., доп. – М.: Наука, 1990.
  2. Дубровина И. В. Истоки и условия развития психологического здоровья школьников // Вестник практической психологии образования. – 2013. – №3.
  3. Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д. А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2011.
  4. Поликарпов В. С., Поликарпова Е. В. Мировая элита. Кого пустят в клуб для избранных. – М.: Алгоритм, 2015.
  5. Ребер А. Большой толковый Психологический словарь. – М.: Вече; АСТ, 2000.
  6. Творогова Н. Д. Общение: диагностика и управление. – М.: Смысл, 2002.
  7. Творогова Н. Д. На пути самореализации // Смысл жизни и акме. Т. 2. – М.: Смысл, 2004. – С. 179–191.

Источник: Творогова Н.Д. Психологические риски для одаренности с позиций психологии здоровья // Психология творчества и одаренности. Материалы всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. Д.Б. Богоявленская. 2018. С. 232–236.

Комментарии
  • Виталий Григорьевич Пичугин
    02.09.2023 в 15:34:05

    Здравствуйте.
    Хороший вывод "Таким образом, одаренная личность, чтобы реализовать свой «дар», должна научиться заботиться о своем здоровье". Можно лишь добавить, что любой человек, который хочет реализовать себя в любом направлении деятельности, должен заботиться о своём здоровье, оно в основе и психического, и психологического благополучия.
    С уважением, Пичугин В.Г. к.п.н., доцент Финансового университета при Правительстве РФ.

      , чтобы комментировать

    • Владимир Александрович Старк

      Уважаемая Надежда Дмитриевна, а вот мой взгляд на проблему, цитируется по моей книге Недостающие Фрагменты Картины Мира...

      ...Но гордыня — еще не самый худший исход преизобильности талантов. Общеизвестен тандем гениальности и сумасшествия. Это соседство очень просто объясняется. Некоторые одаренные люди так много думают «о величии своего гения» и так много страдают от недостатка признания (синдрома Кассандры), что эти страсти погружают их сознание во все большую субъективность, вплоть до суждений, бредовость которых становится очевидной. Важно отметить, что наличие дара в данной ситуации необязательно, достаточно и того, что человек будет просто мнить себя носителем дара.
      Вот к примеру подборка тематики бреда, которая отчетливо свидетельствует о том, что шизоидное расстройство является следствием гипертрофированной потребности в своей значимости, то есть из-за гордыни. Психиатрия не рассматривает мотивационное единство как единство этиологическое и нозологическое (а зря), поэтому употреблённое здесь понятие «шизоидное» следует считать частным медицинским мнением.
      Тематика бреда показывает, какие именно сверхценные идеи о себе любимом разрушают сознание человека.
      Бред притязания — больной явно преувеличивает свои достоинства, права и возможности.
      Бред изобретательства — больной считает себя гениальным изобретателем, автором грандиозных научных открытий.
      Бред реформаторства — больной считает себя гениальным политиком, он убежден в том, что знает пути преобразования общества, которые приведут человечество к идеальному социальному устройству.
      Бред богатства — больные мнят себя обладателями огромных богатств.
      Бред происхождения — больной считает, что его настоящие родители — высокопоставленные люди, или что он происходит из древнего знатного рода, и т. п.
      Бред любви (синдром Клерамбо) — больной убежден, что его любит известный человек, или что в него все влюбляются.
      Бред величия — убеждение в обладании огромной властью, распространяющейся на всю страну, планету и даже Вселенную.
      Бред могущества — убеждение больных в том, что природные и общественные процессы протекают по их воле, их возможности воздействовать на окружающее неограниченны, беспредельны.
      Антагонистический бред — все происходящее рассматривается больным как выражение борьбы сил добра и зла. В центре этой борьбы, имеющей обычно глобальное с точки зрения больного значение, находится личность больного.
      Мессианский бред — больные считают себя посланцами бога, пророками, мессиями.
      Вот и подавай после этого благодатные дары нравственно нездоровому человеку, он же просто сойдёт с ума от этого …

        , чтобы комментировать

      • Светлана Евгеньевна Устичева

        Одаренность- это тяжкий крест, непосильная ноша, тот самый комплекс неполноценности со знаком '+"

        Общество не готово к взаимодействию с одаренными от слова совсем, как сейчас модно говорить. Разница потенциалов....

        Взаимодействие людей с разными уровнями потенциалов, условия для этого взаимодействия , эффективного взаимодействия- то, что до сих пор идёт на уровне" посидели, потрындели, разошлись"
        Как относится к самому себе, если со всех сторон тебе твердят:ты одаренный ученик, ты уникальный чел.? Где этому учат? В школе? Нет. Там только выжимают твой потенциал на разных олимпиадах, конкурсах и прочих мероприятиях. То же самое происходит и в ВУЗах.
        - Они тебя погубят,- отзывается о своих коллегах преподаватель ВУЗа, имеющая опыт работы с одаренными учащимися, когда ты возвращаешься с очередным трофеем с очередного достигаторского мероприятия.
        - Давно хотел перед тобой извиниться , до сих пор чувствую себя нехорошо от того, что радовался тогда, когда ты заболела в 7 классе и не смогла принять участие в Олимпиаде, я знал, что нет тебя , победа будет моя,- признается одноклассник однокласснице на выпускном вечере
        Об этом кто- нибудь когда-нибудь думал?
        Подумайте

          , чтобы комментировать

        , чтобы комментировать

        Публикации

        Все публикации

        Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

        Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»