
Психосоматика по своей сути не что иное, как реакция всего организма на наше предпочтение жертвовать физическим телом, сохраняя при этом образ себя (Я-концепцию). Кажется, что образ более подвижен и его гораздо легче менять, нежели развиваться и восстанавливаться. Основная проблема в том, что этот процесс начинается, идет и происходит неосознанно (подсознательно и бессознательно).
Термин «психосоматика» впервые применен в начале XIX в. J. Heinroth (1818). В лексикон термин «психосоматическая медицина» был введен венским психоаналитиком F. Deutsch в 1922 г. Под понятием «психосоматика» первоначально стали объединять такие заболевания, как ИБС, артериальная гипертензия, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма, псориаз и др., существенную роль в патогенезе которых играют неблагоприятные психические воздействия.
В современной медицине раздел психосоматики представляют клинические, психологические, эпидемиологические и лабораторные исследования, которые освещают роль стресса в этиопатогенезе соматических заболеваний, связь патохарактерологических и поведенческих особенностей с чувствительностью или устойчивостью к определенным соматическим заболеваниям, зависимость реакции на болезнь (поведения в болезни) от типа личностного склада, влияние некоторых методов лечения (хирургические вмешательства, гемодиализ и т.п.) на психическое состояние.
Отношение к психосоматике как самостоятельной области медицины весьма неоднозначно в силу того, что мы вторгаемся в плохо изученный мир привычными методами и способами. Из наблюдений за жизнью верно подмечено, что любой безбожник безошибочно определит, когда «душа поет» и когда «в душу нагадили».
J. Heinroth считал, что многие болезни имеют психогенный генез, прежде всего в этическом и нравственном аспекте. Это не возникновение качественно новой концепции, а возрождение этических принципов медицины, подхода к заболеванию не как к специфически индивидуальному явлению, а как к болезни конкретного человека, болезни страдания его души, тела и его восприятия всего того, что окружает. Поэтому надо осторожно подходить к данному понятию, так как каждое направление, имеющее хоть какое-то отношение к оздоровлению или к здоровью человека, имеет под этим термином свое понимание.
Психосоматика — научно-практическое направление, которое опирается, прежде всего, на медицину, психологию, а также философию, культуру и историю. Она рассматривает возникновение, течение и терапию соматических заболеваний как результат взаимодействия окружающей среды, личной, семейной и коллективной истории, отношений, характера, эмоций, психической и физиологической деятельности человека.
Понятие «психосоматика», «психосоматическое расстройство» отсутствует в Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). В регистре психических заболеваний (литера F) существует понятие «Соматоформное расстройство» (функциональное соматическое (телесное) расстройство, основной причиной которого предполагается психический фактор). Условием диагностики является отсутствие органических изменений во внутренних органах и системах. Соматоформное расстройство переводится как «похожее на соматическое». К этой же рубрике МКБ-10 относят: «Соматизированное расстройство» (ситуация, когда психическое расстройство уходит на соматический уровень, «обрастает» функциональными телесными ощущениями).
Недифференцированное соматоформное расстройство, ипохондрическое расстройство, соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы (известные ВСД и НЦД), устойчивое соматоформное расстройство («святое семейство»), в МКБ-10 находит свое место совсем в других регистрах.
Соматоформное расстройство — диагноз исключения. Поначалу пациент с «соматическими» жалобами проходит обследование на предмет выявления органического заболевания. Если факт органического заболевания не установлен, пациента направляют к клиническому психологу. В реальности, учитывая «психическую стигму» (доминанту, установку), пациента либо НЕ направляют к врачу пси-специальности, либо он сам отказывается к нему идти и пройти диагностику.
Термин «психосоматическое заболевание» противоречит принципу классической медицины: лечить не болезнь, а больного! Термин предполагает, что у человека можно выделить одну лишь психическую причину соматического расстройства, буквально «выкидывая» остальные факторы (окружающая среда, генетика, особенности физиологии и анатомии), ведь в медицине не существует ничего формально-логического!
К заболеваниям, особенно хроническим (бронхиальная астма, язвенная болезнь, нейродермит, неспецифический язвенный колит, гипертоническая болезнь...), приводят РАЗНЫЕ причины. Наследственность, факторы внешней среды, образ жизни, тип нервной системы и т.д. Выделять одну единственную (психическую) причину и строить на этом всю терапию по меньшей мере непрофессионально. Это проявление редукционизма в современной нам (соматически ориентированной) медицине.
Увлечение термином «психосоматика» уже дало горькие плоды: породило множество заблуждений. Психологи уверовали в то, что, используя «теорию психосоматики», ВСЕ они могут «лечить» ВСЕ болезни без исключения1. Включая онкологию. Увлеченные книгами поп-психологии, люди, страдающие хроническими соматическими болезнями, склонны видеть только одну причину своих недугов — «психический фактор», исключая из поля зрения другие причины и способы лечения. В результате хронические заболевания продолжают накапливать свой разрушающий эффект, приводя к необратимым последствиям.
В контексте занятий спортом практические системные знания могут всем его участникам всерьез помочь понять первопричины и сделать надлежащие выводы о взаимосвязи психологического состояния спортсмена с его физическими возможностями.
В основе сложностей и трудностей спортивных достижений лежат незавершенные циклы стресса (незавершенные гештальты), переходящие в дистресс и эустресс, а также в диатез-стресс (Г. Селье)2. Именно они провоцируют избыточное напряжение в ЦНС, мышцах и тканях спортсмена, вызывают неосознанную и беспричинную тревогу, переизбыток стероидов в крови, перегрузку надпочечников / поджелудочной железы и т.д.
См. схему:
Согласно теории И.П. Павлова, в ответ на стимул (2), профильтрованный картиной мира человека (1), происходит сложная психофизиологическая реакция (3) в виде действия любого вида, в результате которой должен быть получен «продукт» (4), и только после этого наступает полноценное расслабление (5), сопровождающееся положительным подкреплением3 (выброс изомеров т.н. «гормонов счастья»). Как результат — здоровье (6) по всем четырем главным аспектам (био-психо-социо-духовным). Это, собственно, и есть завершенный цикл стресса (гештальта), что и является подлинным развитием4.
В случае незавершенного действия (7) — невозможности или безрезультатности действия — гештальт не закрывается, выводы не делаются, опыт не присваивается (8), совершаются повторы нерационального действия и «продуктом» является выученная беспомощность (9), формирование негативных установок (Д.Н. Узнадзе), которые уже сопровождаются возникновением диатез-стресса, накоплением токсичных паттернов, в том числе в структурах головного мозга (доминанты по А.А. Ухтомскому). В качестве расслабления используются разнообразные его симулякры, заместители и суррогаты (10), эрзацы расслабления, что ведет к зависимостям в самых разнообразных формах, включая как химиозависимость (наркомания, алкоголизм), так и поведенческую зависимость (игромания, созависимые отношения, шопоголизм, сетевая зависимость и др.). По мере накопления избыточного напряжения во всех четырех аспектах потенциала человека (11) возникает симптоматика невроза, снижается продуктивность, эффективность, результативность, нарастают соматоформные хвори и болячки, маскирующиеся под соматические нарушения. Все это ведет к кризису (12) тоже во всех четырех аспектах бытия и быта. Таким образом, дистресс, эустресс, диатез-стресс ведут к дезадаптивному поведению, болезням, как т.н. «психосоматическим», так и соматическим.
Накопленные дистресс, эустресс, диатез-стресс, тревожность и проч. (пп. 8–12) негативно сказываются на результативности спортсмена, на его успехах, достижениях, рекордах. Это всего лишь следствие перенапряжения мышц, бессмысленной активизации ССС, повышения АД, что, в свою очередь, как правило, ведет к снижению выносливости и к раскоординации движений, рассеянному вниманию, ухудшению зрения, слуха, работы ЖКТ и ССС. То, что на сленге именуется «выгоранием».
Вышеуказанное (пп. 1, 2, 7–12) — это всего лишь следствие незавершенности цикла стресса (закрытия гештальта). Так как отсутствует состояние, прописанное в п. 6. Отсутствует «вкус» победы, ощущение достижения своего оптимального результата, сам «продукт», который спортсмен мог бы присвоить5, неизбежно возникает «бытовая депрессия», проявления которой весьма многообразны — от ощущения безысходности и снижения, даже потери интереса к тренировкам и соревнованиям, снижения мотивации и уверенности в себе, минимальном мотивированном нахальстве до утраты веры в свои силы, утраты целей и смыслов. Гештальты закрываются только лишь при положительном подкреплении.
Если подвести промежуточный итог, вывод напрашивается сам собой: стресс — развивает (заставляет искать, находить и пользоваться скрытыми ресурсами), а дистресс / эустресс — разрушает («незакрытые гештальты» заставляют повторять прежние ошибки, выученное дезадаптивное поведение).
Следствиями дистресса / эустресса также являются внутриличностные и межличностные конфликты между участниками команды, в тандеме тренер — спортсмен, руководство — тренер, что неизбежно ведет к ухудшению концентрации и координации всех. Те есть страдает социальный аспект здоровья. Утрачивается смысл личного участия в командной работе, да и смысл командной работы вообще. Низкая самооценка и неуверенность в себе могут вызвать страх перед соревнованиями, что неизбежно снижает мотивацию и концентрацию внимания на задаче, что значительно удлиняет срок реабилитации, а то и вовсе нивелирует ее результаты, особенно в случаях часто повторяющихся травм6.
Стоит также упомянуть образовательный ценз в области психологии и управления командой тех тренеров, которые были набраны из вчерашних спортсменов. Отсюда построение авторитарных моделей управления, основанных чаще всего на страхе, соответственно противоречивые установки: «соберись-расслабься». К этому можно добавить игнорирование личных потребностей в угоду результату, постоянные изнуряющие тренировки, сборы, соревнования, которые отрывают спортсмена от семьи и дома, что также не способствует концентрации внимания на успехе.
Условия жесткой конкуренции вынуждают спортсменов зачастую выступать недолеченными, не прошедшими полноценную реабилитацию. Все-таки жизнь и спорт не одно и тоже. Жизнь необходимо строить, необходимы навыки думать стратегически, рассчитывать и учитывать свой потенциал, учиться, заниматься здоровьем, как личным, так и социальным, упорно работать, а спорт — про рывок, может, и не один, но про «Рывок».
Где и в чем выход? Вспомните латинский афоризм: scientia est potentia (знание — сила). Поэтому в первую очередь — это понимание механизма завершения действия (гештальта) при помощи динамической рефлексии (п. 13), фиксации внимания на всем, что может быть принято за успех (так тренируется навык самостоятельного завершения гештальта) — грамотное психологическое сопровождение. Именно оно может всерьез помочь всем участникам команды понять смысл и необходимость завершения цикла стресса, учиться не переводить его в дистресс / эустресс, обучиться техникам и практикам саморегуляции, психокоррекции, навыкам самостоятельно справляться с тревогой, перенапряжением, депрессией. Спортсмен может научиться самостоятельно работать над своей самооценкой, уверенностью и мотивацией. Техники психокоррекции и самомассажа помогут ему поддерживать спокойствие и сосредоточенность во время сборов, тренировок и соревнований.
Техники мягкие, несложные, но требующие внимательности, внутренней концентрации на происходящем, регулярности, самодисциплины, системного подхода со стороны всех участников, самоотдачи, точного соблюдения технологий. Важно то, что они должны охватывать все четыре аспекта быта и бытия (био-психо-социо-духовного): здоровое тренированное тело, душевное динамическое равновесие, комфортная среда общения (товарищи по команде, тренер, семья, друзья) и умение эффективно решать неизбежные в жизни конфликтные ситуации, что является показателем жизнестойкости и адаптивности.
Системная телесная терапия (БЭСТ по Е.И. Зуеву), созданная в 1969 году, может (и обязана) стать надежным союзником в обретении и восстановлении всех аспектов здоровья. Именно системная работа помогает объединить контактную работу (мануальные техники, массажи, растяжки, ПИРМ) и работу с образом тела (суггесто-мануальные техники) (п. 13), что ведет к подлинному устойчивому результату (п. 6). Как это ни прискорбно отмечать, но практически нет тех специалистов, которые работают системно — что в обычном тренировочном процессе, что в реабилитации. Школа Зуева не так популярна, как иные, на что есть масса причин, но все они уже не критичны. Зато она за многие годы своего существования доказала свою эффективность именно тем, что к конкретному спортсмену применяются всегда индивидуальный и системный подходы, объединяющие одновременную работу как с телом, так и с образом тела. Что невероятно важно в реабилитации спортсменов с выученной беспомощностью в самых разнообразных ситуациях, особенно во время участия в ответственных соревнованиях.
Важно помнить, что соматоформные и т.н. «психосоматические» проблемы могут быть серьезными и требуют профессиональной и системной помощи. Не стесняйтесь обратиться к профильному специалисту за квалифицированной помощью. Не теряйте времени на выяснение причин возникших сложностей и трудностей в достижениях и в здоровье. Знания сами по себе не делают нас ни здоровыми, ни счастливыми, ни успешными. Только их системное и практико-центрированное применение в жизни могут нас привести к желаемому результату.
Объем статьи не позволяет описать схему «стресс — дистресс — эустресс» более подробно, с примерами и ссылками, она подробно изложена в книгах «Успех. Создание и закрепление», «Как достичь душевного равновесия» и др. Впрочем, sapienti sat.
Сноски
1 Видимо из-за этой «особенности» появился едкий мем в Сети: «Психосоматика — это психика у сома». В общественном сознании, с подачи поп-психологов (Л. Хей, Л. Бурбо и иже с ними), эта тема стала огромной «помойной ямой» для всего, что можно втиснуть в прокрустово ложе темы и проблематики.
2 «Соматический дистресс-синдром в МКБ-11: проблемы и перспективы» (World psychiatry, october, 2016).
3 Именно так «закрываются» гештальты — положительным подкреплением и никак иначе!
4 Для справки. В 2016 г., великая пловчиха Рика Райниш (ГДР), завоевавшая на Московской Олимпиаде в 1980 г. три золотые медали, рассказала газете «Kölner Express, что секс перед заплывами «... расслабляет, освобождает, стимулирует». Именно он переводил состояние спортсменки из п. 9, через п. 13, в пп. 5–6. Такова его психофизиологическая и биохимическая компонента.
5 «Человек, который производит нечто непосредственно для своих собственных потребностей, для того чтобы самому его потребить — создаёт продукт, но не товар» (К. Маркс «Заработная плата, цена, прибыль»). То есть «продукт» — это то, что делается для себя, для саморазвития, для самоактуализации.
6 Если перефразировать известное высказывание Ф. Ницше «То, что нас не убивает...» в несколько иную форму, то она может звучать, с учетом исследований И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, Д.Н. Узнадзе, примерно так: «То, что нас не убивает, делает нас сильнее (пп. 1–6) или делает инвалидом (пп. 1, 2, 7–12)». Практика профессионального спорта тому живое и грустное подтверждение.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать