Русское искусство невозможно представить без пейзажной живописи. В разные времена этот изобразительный жанр служил определённым задачам, связанным со стилевыми особенностями своей эпохи. Поэтому мы имеем разнообразие пейзажей: романтический, эпический, лирический, пейзаж настроения, мистический и др. Однако воспринимать пейзажную живопись исключительно с точки зрения данной классификации было бы неверным, поскольку этот жанр в первую очередь связан с восприятием природы. Первым, кто воспринимает её и вдохновляется ею, является, конечно, сам художник. Именно его глазами мы видим эту природу и его настроение считываем в первую очередь. Но нам предстоит не просто реальность, а реальность, художественно оформленная, в которой заключён в образной форме весь спектр смыслов и переживаний, вложенных в неё художником. Кроме того, воспринимая художественное произведение, мы переносим на него и свои собственные переживания и, соответственно, создаём новые смыслы.
Связать наши собственные смыслы, порождаемые творчеством художника, с теми, которые созданы им самим и представлены в произведении средствами языка живописи, — задача непростая. В данной статье она будет решаться на примере творчества советского художника Ивана Михайловича Варичева. В Галерее Живописи XX века в январе 2024 года проходила выставка, посвящённая 100-летию этого мастера пейзажной живописи. Это великолепные яркие, не утратившие своей свежести, ясности работы, написанные смелой уверенной кистью человека, который в мире живописи жил как в родной среде. Что можно сказать о нём, кроме того, что это мастер высокого уровня, влюблённый в родную природу? Конечно, здесь имеет значение всё: и его импрессионистская манера, и его чувство цвета, мастерство обобщения. В индивидуальной манере письма всегда просматривается сам художник, его характер, темперамент, искренний интерес к изображаемому. И если перед нами художник со сложившейся манерой, полностью прочувствованной им, то его произведения предоставляют нам возможность ощутить за ними живого человека, и восприятие может превратиться в диалог. Варичев является именно таким. С его произведениями интересно, перед ними просто хочется постоять, не отдавая себе отчёта в том, что привлекло твоё внимание.
Что же такое пейзажная живопись для русского человека? Почему она всегда так любима художниками и реципиентами? Объяснить это довольно просто, вспомнив то, как мы любим природу, как она воздействует на человека. Но вот, при взгляде на пейзажи Варичева, не найдёшь в них лирики Исаака Левитана или пафоса Ивана Шишкина, в них продолжает жить пейзаж Алексея Саврасова и Фёдора Васильева. Переходные состояния природы, размытые дороги, заросшие кустарником берега речушек, старые избы или желтеющие скошенные поля — вот темы для созерцания, предложенные художником.
Обращаясь к биографии мастера, узнаёшь о том, что он прошёл войну, имел боевые награды. В творчестве художников-фронтовиков довольно часто замечаешь эту необыкновенную нежность к простому русскому пейзажу во всей его неяркой простоте. И думается так, что всё это для них — земля обетованная, такая, какой они её помнили до войны и за которую сражались, не щадя живота. Для многих эти виды связаны с воспоминаниями детства. Но в них есть что-то большее, чем просто воспоминания. Это, конечно, и определённым образом построенная композиция, уводящая взгляд вдаль, часто — вид на местность с возвышенности. То есть в этом построении просматривается глубинное ощущение родины как бескрайнего, свободно длящегося пространства. С этим архетипическим ощущением связаны в искусстве древние символы символы коня и птицы. В работах Ивана Варичева излюбленные персонажи именно кони и петушки. Конечно, петуха нельзя назвать птицей свободолюбивой, но здесь, видимо, присутствует другой символ, индивидуально переживаемый художником.
Среди излюбленных сюжетов пейзажной живописи, включая и современную, — изображения деревянных изб, банек, которые часто соседствуют с каменными храмами. И это не просто дань живописной традиции. Конечно, деревянная изба очень живописна, а старое дерево имеет множество оттенков. Все они тёплые, а на солнце — почти осязаемые, так как все мы знаем, как приятно на ощупь нагретое солнцем бревно. Но здесь присутствует не только любовь к природной фактуре. Такая привязанность к данной теме связана с особым христианским мироощущением русского человека. В связи с этим невозможно не вспомнить известные строки поэта Фёдора Тютчева.
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя.
Пейзажи Варичева полны простоты, в них всё незамысловато. Именно на простом, внешне бедном сюжете строятся они. И в этом есть, несомненно, своя мудрость, своё понимание ценности родины такой, какой она тебе дана. И здесь нам предстоит особая красота — эсхатологическая. Это высокое умение видеть сердцем, а не умом, когда сквозь видимое просвечивает высшая красота. И это высшее представление о красоте у Ивана Варичева, несомненно, связано с чувством Родины. Умение наделять привычное нашему глазу окружение ценностными смыслами обогащает человека, наполняя его экзистенциальное пространство глубиной и расцвечивая радужными красками. Именно это содержание работ художника представляется мне наиболее значимым и актуальным на все времена.
Уважаемая Людмила Александровна!
Спасибо Вам за прекрасный материал.
Как часто всплывают пейзажи в голове при прочтении стихов и других художественных произведений, которые поэты и писатели создают для нас читателей. Как тесно переплетаются сюжеты картин художников с картинами, показанными поэтами… (К Вашему примеру стихов Ф. Тютчева).
Мне нравиться, как отображены пейзажи в стихах Сергея Есенина, Марка Тарловского, Николая Рубцова и многих других.
Читаешь стихи и сразу возникают в воображении картины, еще не написанные художниками, а может уже и написаны…
Сергей Есенин
Желтая крапива
В том краю, где желтая крапива
И сухой плетень,
Приютились к вербам сиротливо
Избы деревень.
Там в полях, за синей гущей лога,
В зелени озер,
Пролегла песчаная дорога
До сибирских гор…
Монолог Хлопуши
…Я три дня и три ночи блуждал по тропам,
В солонце рыл глазами удачу,
Ветер волосы мои, как солому, трепал
И цепами дождя обмолачивал.
Но озлобленное сердце никогда не заблудится,
Эту голову с шеи сшибить нелегко.
Оренбургская заря красношёрстной верблюдицей
Рассветное роняла мне в рот молоко…
Марк Тарловский
В Коломягах
Ну зачем ты дрался, барин?
Для чего стрелял, курчавый?
Посмотри, как снег распарен
Под твоею кровью ржавой…
Он томится белой пробкой
В жаркой дырке пистолета
И дымится талой тропкой
Из-под черного жилета.
И скользят мои полозья.
И, серьезный и тверёзый,
Барин ждет, склонясь к березе,
Санок ждет под той березой...
Николай Рубцов
Тихая моя родина
Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи...
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои..
… Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос…
…Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал…
Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил...
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл…
С уважением, Валерий Михайлович.
Спасибо, Валерий Михайлович, за такой тёплый отзыв. Вы прямо в точку попали, когда написали о единстве художественного слова и художественного изображения. У меня практически во всех вебинарах это звучит. Ведь первое моё образование - библиотекарь. Книге я всегда буду верна. Живопись звучит в нас высоким поэтическим слогом, а поэзия рисует в нашем воображении знакомые картины. И счастлив тот, кто может этим насладиться.
, чтобы комментировать
Уважаемая Людмила Александровна!
Есть в истории люди, которые писали картины, а по ним создавали музыкальные произведения. В советское время я посетил музей Микалоюса Константинаса Чюрлениса в Каунасе, который сейчас называется Национальный художественный музей имени М.К.Чюрлениса. Впервые увидев его серию картин на обойной бумаге под музыкальные произведения к ним, я чувствовал, что попал в какой-то фантастический мир.
И до сих пор считаю, что гениев создает природа для будущих поколений, которые остаются не признанными в свое время.
С уважением, Валерий Михайлович.
, чтобы комментировать
Добрый день, Валерий Михайлович! Вижу, что Вы в искусстве человек свой. Чюрленис мне тоже интересен, я о нём говорю в своём вебинаре о красоте, тема "Хаос и гармония". Милости прошу на мои вебинары. Будет интересно с Вами пообщаться.
, чтобы комментировать
Уважаемая Людмила Александровна!
По какой ссылке можно попасть на Ваши семинары.
Про русские и не русские зимние забавы детей:
Зимние забавы в картинах русских и зарубежных художников!
И отдельно Зимние забавы. Роберт Дункан.
Какая прелесть.
Ссылки не даю, модераторы удалят.
Можно забить в гугле просто названия.
С уважением, Валерий Михайлович.
Добрый день, Валерий Михайлович. Информация о моих вебинарах размещена на странице сайта ИМАТОН "Преподаватели Института «Иматон»". Волошина Л.А.
Уважаемая Людмила Александровна!
Познакомился с программой Ваших авторских вебинаров. Интересные темы. Но, к сожалению, не по моей специальности. Я врач-педиатр, а Ваши методики для психологов.
С уважением, Валерий Михайлович.
Педиатр - это прекрасно! Спасибо за Ваше внимание, Валерий Михайлович.
, чтобы комментировать