18+
Выходит с 1995 года
29 ноября 2024
Знаниевая среда в проблемном поле современного образования

Тема образования — одна из наиболее актуальных и острых в наши дни. И неслучайно. В условиях глобальных перемен, произошедших и происходящих в современном обществе, когда речь может идти «о глобальной трансформации всего сложившегося миропорядка и параллельно — о серьезном осмыслении нового социального универсума» [6, c. 49], все чаще ставится вопрос о путях и смыслах перехода общества на новый уровень исторического развития, обостряется проблема способностей и роли человека в происходящих исторических изменениях.

И именно поэтому главной проблемой в настоящее время выступает проблема современного человека, объективно осуществляющего реальное развитие общества в сложных условиях слома прежних структур, слома многих прежних принципов и устоев его организации, при этом — в условиях необходимости решения принципиально новых технических, экономических, социальных задач. А это требует более глубокого понимания ситуации, видения смысла и путей их решения. И именно поэтому необходимо углубление миропонимания человека, его ответственности в отношении к действительности и к себе, к своей профессиональной деятельности, что полагает рост потребности человека в познании и расширении знаний, умений. Между тем реальный уровень знаний учащихся вузов значительно снизился, в частности, за счет изменения отношения к знаниям (несмотря на понимание их значимости в организации жизни в целом), в том числе за счет изменения-расширения общего потока «знаний», часто не выстроенных в конструктивные системы, а выступающих на уровне широкой и разнообразной информации. Прессинг информационных сетей, еще плохо осмысленный в своем глубоком действии на сознание современного человека (при том что человек реально получает, например, из Интернета важную и нужную информацию), часто способствует в той или иной степени хаотизации знаний, особенно на дистанции обучения молодежи, не только не понимающей в должной мере сущности владения соответствующим уровнем и объемом знаний, но и не обладающей глубоким пониманием их смыслового содержания при постоянном их росте. Такой прессинг еще недостаточно изучен в плане характера реального действия на разных этапах развития современного человека, в данном случае — на процесс формирования знаний в школе и вузе. Исследования же показывают, что у студентов часто отсутствуют реальный интерес к постоянному целенаправленному углублению знаний и четкая ориентация на их систематизацию на новом уровне их организации, в частности, в поэтапной представленности их накопления и одновременно при сохранении преемственности.

Одним словом, реальное состояние современного образования и его явное проседание и несоответствие особенностям и темпам развития современного общества стали предметом внимания на разных уровнях государственных и общественных организаций. Но не только! Состояние образования, четкое понимание необходимости его реорганизации и введения новых принципов его организации стали предметом научного обсуждения. И неслучайно проблеме организации современного образования посвящено множество специальных исследований [1; 2; 3; 7 и др].

В целом проблема организации образования в наши дни предстоит как многоплановая и разноуровневая. Ее разрешение полагает выстраивание новых принципов и подходов к разработке четкой, соответствующим образом смыслонагруженной программы организации образования на новом уровне его функционирования. Необходима, в частности, разработка новых программ и психолого-дидактических основ учебников, новых педагогических требований как для школ, так и для вузов. Это особенно актуально в условиях реального осуществления образования сегодня, для которого отмечается иная, чем прежде, активность и потребность в получении действительно глубоко осмысливаемых знаний. Часто главной целью студента становится лишь сдача экзамена по предмету и в результате получение определенных знаний в вузе как значимых для устройства себя (на работе) и функционирования в обществе, а не накопление потенциала знаний, их расширение и систематизация — приобретение знаний для себя, но и как необходимых в обществе и для общества.

Проблема вуза как формы и этапа осуществления образования действительно особая в наши дни. При обсуждении вузовского образования в современной ситуации четко возникает проблема активизации сочетания глубокого профессионального образования и соответствующего общего образования, полагающего ориентацию в современной ситуации, понимание действительности. А это означает необходимость, в частности, не только владения определенным объемом знаний, полученных в вузе, и информационными структурами, но и обладания способностью, а также потребностью в их (знаний) расширении, что полагает поиск соответствующих условий и средств формирования и осуществления такой потребности. Но именно в вузе может и должна быть сформирована эта потребность в рамках вузовского образования.

И неслучайно проблема высшего образования стала предметом специального обсуждения, как отмечалось, на разном государственном и общественном уровне.

Интерес в этом плане представляет материал исследований Сибирского федерального университета, рассматривающего проблему образования в контексте будущего, — «Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд». «Картина долгосрочного будущего (двадцать и более лет) — это необходимый ориентир для развития страны, регионов, бизнес-корпораций и отдельных сфер деятельности. Важно, чтобы образ будущего не был лишь политической декларацией, а действительно схватывал происходящие изменения и перспективы мирового и странового развития.

... В рамках проекта предполагается: 1) построение картины будущего высшей школы в России — исследование разворачивающихся тенденций, возможных критических ситуаций, изменений миссии и функций высшей школы по отношению к обществу, перспективных технологий образовательной и научной деятельности, ожидаемой активности различных субъектов в сфере образования, исследований и инноваций; 2) оформление поля сценариев, определение “желаемого будущего” (базового сценария)и дорожной карты “движения в будущее”; 3) определение требований к политике государства и управлению высшей школой с точки зрения движения в “желаемое будущее”» [4, с. 7–8]. Несмотря на общий взгляд, для заявленной стратегии важен специальный подъем проблемы высшего образования с учетом реального состояния современного общества, клич о необходимости решать проблемы образования не локально — в отдельных сферах его организации, а кардинально — в государственном масштабе.

Важнейшим моментом в осуществлении исследований и поиске путей организации высшего образования является формирование потребности и четкого понимания смысла приобретения и расширения знаний не только в собственно профессиональной деятельности, но и в более широкой сфере — способности ориентироваться в широком круге реальных, устойчивых знаний как условия действительного развития образованного человека, активно работающего и живущего в современном обществе.

Это особенно важно в современной ситуации широкого использования компьютерной техники: «Преподаватели общаются со студентами посредством компьютеров из любого места, и студенты из любого места имеют доступ ко всем информационным ресурсам, которыми располагает данный университет. Эти ресурсы, в отличие от традиционных учебников в виде бумажной книги, постоянно находятся в работе, оперативно обновляются и тем самым позволяют студентам быть в курсе последних достижений науки» [7, с. 25].

Однако при всех положительных и значимых достижениях в этой сфере — сфере широкого использования компьютера и Интернета — четко обозначаются и значимые потери, в частности, в способности не только к поиску информации и выстраиванию ее как пространства определенной совокупности знаний, но и к вписыванию ее в свое реально самостоятельно выстраиваемое пространство знаний и понимания на базе сложившихся, в том числе устойчиво развиваемых человеком знаний, своего взгляда на те или иные проблемы. Все более четко обозначается разорванность между простой совокупностью присваиваемых знаний и информации и реализацией способности решать сложные, объективно возникающие в жизни и в учебном процессе проблемы и задачи, требующие устойчивых знаний и перспективного видения.

Необходимо, в частности, понимать, что за огромным количеством присваиваемой информации, захлестывающей, часто не дифференцируемой, важной становится четкая смысловая ее оценка. Смысл, а не просто запоминание получаемой информации из книг, учебников, Интернета во все большей совокупности осваиваемых знаний становится значимым, умение вычленить каждый раз главный смысл в них становится все более актуальной задачей и в школьном, и в вузовском образовании.

Сложности проявляются также в выработке способности к поиску и самостоятельному построению своего пространства знаний, а не просто накоплению информации (которую можно легко получить в Интернете практически почти по любому вопросу) — реального, целенаправленно выстраиваемого целостного пространства собственных знаний, формирования своего взгляда на те или иные научные позиции и т.д. (в условиях часто меняющихся представлений в различных сферах научных знаний) — все это полагает научение выявлению смысла. Последнее приобретает особое значение в вузовском образовании, где, с одной стороны, формируется профессиональная направленность, в которой особенно важен смысл приобретаемых реально «рабочих» знаний. С другой — часто теряется интерес к расширению пространства знаний и цели приобретения знаний сверх необходимых как условия актуализации общего интеллектуального развития. Получение необходимого объема специальных знаний и их расширение приобретают особый смысл и значение для специалиста, но в не меньшей степени важным становится расширение и углубление его общих знаний как современного человека.

«Сознание как отношение к миру психологически раскрывается именно как система смыслов, а особенности его строения — как особенности отношения смыслов и значений. Развитие смыслов — это продукт развития мотивов деятельности, развитие же самих мотивов деятельности определяется развитием реальных отношений человека к миру, обусловленных объективно-историческими условиями его жизни» [5, с. 241].

И проблема формирования мотивов учебной деятельности через раскрытие смыслов ее в расширении и присвоении знаний как важнейшего личного достижения становится важной задачей вуза.

В широком плане фундаментальное решение этой проблемы на новом уровне, отвечающем требованиям ситуации и задачам образования в современных условиях, полагает разработку новых или дополнительных схем и форм организации учебного процесса и новых принципов организации образования в целом (что объективно уже стало задачей современного общества) с учетом, в частности, и действия нового информационного пространства, и скорости и объема накопления в современном обществе новых знаний.

В то же время практически уже сейчас успешно зарекомендовали себя некоторые мероприятия, не только способствующие повышению интереса к знаниям, но и раскрывающие смысл повышения и расширения знаний и потребности в приобщении к ним.

В плане вышесказанного, как представляется, большое значение приобретает создание особой среды — среды «научного» общения, творческой среды, способствующей формированию творческого отношения к знаниям и, что особенно важно, потребности в их расширении. Влияние среды, в которой живет и действует человек, широко известно. Хотя действенность различных видов самой среды и степень такой действенности, так же как само понятие среды, проработаны на теоретическом уровне еще недостаточно четко и равномерно. И если, например, средовые характеристики природы, действенность творческих коллективов и др. изучены в большей или меньшей степени, то структура, характер, уровень действия, формы и типы специально, целенаправленно формируемой творческой среды в сфере и в процессе получения образования, в частности в вузе (при всем внимании к проблеме), изучены далеко не полно по отношению к ее действенности. Между тем последняя, как показывают наблюдения, проявляется довольно четко уже в доступных, реально проявляемых и специально разрабатываемых формах ее организации, в которых студенты объективно приобщаются к обсуждению проблемных ситуаций в рамках изучаемого предмета, к пониманию особенностей соответствующих знаний, естественно, на соответствующих уровнях. В этом плане, как показала практика, целесообразным и действенным является проведение наряду, например, с семинарами, связанными с закреплением и углублением конкретного материала (предусмотренными в программах соответствующего курса), студенческих семинаров со специально разработанной сквозной проблематикой, с целенаправленно сформированными вопросами, «раскручивающими мысль», стимулирующими познавательную активность. Такие специальные, в том числе межкурсовые, межфакультетские, общие студенческие семинары и круглые столы по обсуждению реальных проблемных ситуаций (желательно при участии педагогов) в определенной сфере знаний формируют не только (что очень важно) интерес к соответствующим знаниям, но и чувство «причастности» к ним, развивают самоотношение к себе как будущему специалисту.

Такая специально выстроенная организация семинаров студентов соответствующих курсов (при расширенном межгрупповом их осуществлении) по проблемам, выходящим за рамки учебного материала (но связанным с ним содержанием соответствующих знаний и опирающимся на доступный багаж знаний участников), проблемам и темам, тщательно и специально подобранным, вызывающим реальный интерес студентов (желательно при активном участии педагогов, обеспечивающих соответствующую раскрутку проблемы), оказывается значимо эффективной. Четко прослеживаются рождение и развитие потребности знать. Наконец, также достаточно эффективным является приглашение студентов старших курсов на серьезные научные конференции, семинары, круглые столы, проводимые в вузе для педагогов и научных сотрудников (естественно, при выборе соответствующих тем). Введение студентов в творческую среду обсуждения проблем даже при их пассивном участии, но «впитывающих» дух творческих поисков, как показали наблюдения, реально четко отражается на росте их интересов в поисках ответов на те или иные проблемные ситуации в сфере их знаний. Формируется потребность знать.

Можно значительно увеличить список специальных возможных мероприятий по активному включению студентов в познавательный процесс на уровне не просто освоения знаний, а творческого отношения к ним. Среди такого рода мероприятий может быть, например, выпуск местных компьютерных наборов «журналов» со статьями и рассуждениями студентов по определенным специально подобранным вопросам в рамках вуза или в межвузовском сотрудничестве и др. Главный смысл в данном случае заключается в специально организованном, направленном формировании соответствующей познавательной среды и проблемной ситуации в ней, заставляющей студентов отнестись к самим проблемам если и не всегда в объективно необходимой полноте (в силу соответствующей подготовленности студентов), то на уровне открытия ее для себя, вызывающего потребность понять, познать ее смысл.Важно вызвать желание студентов окунуться в реальную познавательную среду, вызывающую интерес, формирующую желание знать, способность вникать в смысл не только предлагаемых программой изучаемых предметов знаний, окунуться в «деятельность размышления», поиски «маленьких открытий» для себя, понимание сложности и многообразия проблемных ситуаций в системе научных знаний, в частности в сфере осваиваемых ими наук. В такого рода познавательной деятельности пробуждается интерес не только к учебе, но и к своей будущей деятельности, включающей в качестве важного момента познавательный интерес, прежде всего в профессиональной деятельности. Возникает потребность в поиске смысла осваиваемых знаний, и растет потребность знать. Важно, чтобы последняя стала нормой отношения к знаниям в целом. Именно поэтому, как показывает практика, в частности в МПСУ, привлечение студентов к реальному обсуждению проблем и проблемных ситуаций в сфере осваиваемых ими знаний на новом для них уровне (при выходе за пределы учебника) — обсуждению, специально организованному при актуализации соответствующего проблемного поля, выступает важным средством и условием мотивации расширения познавательного пространства, выхода за пределы учебника в более широкое пространство знаний. Одним словом, в широком поиске путей решения проблем организации современного образования, в частности конкретных его форм, создание соответствующей творческой среды в рамках доступных уже сейчас видов ее организации — все это позволяет реально не только углублять конкретные знания и раскрывать смыслы их, но и стимулировать потребность в расширении знаний в целом.

Литература

  1. Абакумова, И.В.Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе (Психолого-дидактический подход) / И.В. Абакумова. — Ростов н/Д: Изд-во Ростов. ун-та, 2003. — 480 с.
  2. Бондырева, С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: избр. тр. — 3-е изд., стер. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. — 352 с.
  3. Бондырева, С.К. Актуализация углубления профессиональной и личностной идентификации в пространстве вуза / С.К. Бондырева // Мир психологии. — 2019. — №1. — С. 229—235.
  4. Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд: форсайт-исследование — 2030: аналитический доклад / Центр стратегических исследований и разработок Сибир. федер. ун-та. — Красноярск, 2012.
  5. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. — 2-е изд. — М.: Политиздат,1977.
  6. Неклесса, А.И. Глобализация: новый цивилизационный аспект /А.И. Неклесса //Культура в эпоху цивилизационного слома : матер. междунар. науч. конф., 12—14 марта 2001 г. — М., 2001. — С. 48—60.
  7. Пигалев, А.И. Знание и образование при переходе от модерна к постмодерну / А.И. Пигалев // Мир психологии. — 2013. — № 3. — С. 15—28.

Источник: Бондырева С.К. Знаниевая среда в проблемном поле современного образования // Мир психологии. 2019. №2(98). С. 239–245.

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»