В документе «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», принятом ОНН по итогам реализации Концепции устойчивого развития за последние десятилетия, декларируются 17 целей, которые следует достичь для устойчивого развития. Среди них есть две крайне важные с психологической точки зрения. Цель 3 — обеспечить здоровую жизнь и способствовать благополучию людей всех возрастов; и цель 11 — сделать города и человеческие поселения безопасными, резистентными и поддерживающими для человека. Реализовать данные цели без учета психологической составляющей, обеспечивающей безопасность, защищенность, благополучие человека, трактуемые как его внутреннее состояние, не представляется возможным. Исследования безопасности и устойчивости в контексте социальных взаимодействий и культуры апеллируют к этническому социальному капиталу как социальному ресурсу, доступному человеку в результате его членства в этнической и культурной сети, а чувство доверия и безопасности рассматривается как один из аспектов социального капитала.
В своих исследованиях мы пытались найти место психологической безопасности в системе национальной безопасности страны, где перечисляются политическая, военная, экономическая, социальная, культурная. И на определенном этапе полагали, что психологическая безопасность включена в социальную безопасность, наряду с медицинской, генетической, потребительской, образовательной и другими видами безопасности.
На данном этапе осмысления проблемы представляется, что более продуктивным для выстраивания классификации видов безопасности является другой подход. Существуют два главных системообразующих вида безопасности: физическая и психологическая, — а все остальные «нанизываются» на них, как на стержень. И в этом случае мы получаем возможность разделять субъективные и объективные причины и факторы, способствующие или препятствующие сохранению безопасности человека и окружающей его физической и социальной среды. Это подтверждает идею субъективности восприятия безопасности / опасности. Walfers (1962) еще в середине прошлого века писал о том, что безопасность объективно выражается в отсутствии угроз приобретенным ценностям, а субъективно — в отсутствии страха в отношении этих угроз [7].
Чувство безопасности, наряду с принадлежностью к определенному сообществу, доверием и уважением, также входит в социальные ресурсы, поддерживающие устойчивость личности. В российских публикациях, наряду с чувством или переживанием безопасности, в качестве сходного понятия часто используется термин «защищенность» личности, отражающий субъективную оценку и восприятие человеком окружающих условий, имеющих отношение к его безопасности.
Психологическая безопасность связана с качеством жизни, на которое сложным образом влияют физическое здоровье, психологическое состояние, личные убеждения, особенности социальных отношений и их связь с характерными особенностями окружающей среды. В социологических исследованиях в число субъективных показателей качества жизни населения включено, помимо благосостояния, экологии, социального самочувствия населения, качество ближайшей социальной среды, которое раскрывается в самоидентификации с жителями своего поселения и защищенности от преступности, бедности и др.
Понятие безопасности в научных публикациях по психологии наиболее часто ассоциировано с такими понятиями, как психологическое благополучие, жизнестойкость, устойчивость личности, безопасность человека в чрезвычайных ситуациях, различных неблагоприятных ситуациях, связанных с проявлениями агрессии в межличностном взаимодействии и аутоагрессивным поведением, защищенность личности. При этом во многих случаях границы понятий и принцип выбора использования того или иного подхода и соответствующих ему терминов требует дополнительных обоснований.
Еще одна цель из принятого ОНН по итогам реализации Концепции устойчивого развития за последние десятилетия документа, которую следует отметить для раскрытия содержания проблем психологической безопасности образовательной среды, — это цель 4: обеспечить всеобщее и единое качество образования и способствовать возможностям обучения в течение всей жизни для всех. Одной из важнейших окружающих сред, в которых осуществляется жизнедеятельность и развитие человека, является образовательная среда, психологическое качество которой является важным фактором, способствующим сохранению психического здоровья субъектов данной среды, необходимым условием эффективности обучения [2; 4].
Сегодня можно утверждать, что создано направление исследований «психологическая безопасность в образовании». Постепенно от проблем экстренной психологической помощи детям и подросткам в кризисной ситуации был осуществлен переход к исследованию психологической безопасности образовательной среды как условия, способствующего позитивному психическому развитию ее субъектов, и психологической безопасности как психического состояния учащихся, их родителей и педагогов. Как и в любой области психологического исследования, в данном направлении актуальным является вопрос надежного инструментария для измерения. Существует несколько наиболее известных и часто используемых в современных исследованиях психологической безопасности социальной и образовательной сред шкал. Это шкала психологической безопасности для рабочих групп, разработанная A. Edmondson, которая содержит 7 пунктов для изучения психологической безопасности в организации, психологической безопасности работающих команд [6].
K. Yildirim и S. Yenipinar разработали и валидизировали шкалу психологической «небезопасности» в турецких школах. Перечень из 19 пунктов объединен в три фактора. Факторы: исключение (12 пунктов), отсутствие поддержки (4 пункта) и робость (3 пункта) [8]. Методика, разработанная И.А. Баевой «Психологическая безопасность образовательной среды школы» [1]. Методика предназначена для определения уровня психологической безопасности образовательной среды школы, состоит из трех анкет-опросников, адресованных ученикам, педагогам и родителям.
В отношении измерений психологического качества образовательной среды есть спектр диагностических инструментов, прежде всего, опросников, посвященных характеристикам образовательного процесса, как правило, они включают шкалы оценки психологической безопасности. Актуальным остается вопрос создания надежного инструментария для оценки психологической безопасности дошкольного образовательного учреждения и образовательной среды высшей школы.
Подчеркнем, что создание диагностического пакета должно опираться на концептуальные основы психологической безопасности в образовании или, хотя бы, четко обозначать определения категорий «психологическая безопасность среды» и «психологическая безопасность личности, в ней находящейся». Исходя из этих основ, следует и предлагать технологии создания и сопровождения психологической безопасности в образовании.
Разработанные нами концепция, структурная и технологическая модели создания психологической безопасности образовательной среды [1] были положены в основу масштабного проекта «Создание и внедрение системы сопровождения психологической безопасности субъектов образовательного пространства Ленинградской области», имеющего статус инновационной площадки Российской академии образования. Проект осуществляется в образовательных организациях Ленинградской области с 2012 года по настоящее время. Участие в проекте принимают 25 образовательных организаций, в диагностическом исследовании участвовали более 1000 старшеклассников, 395 младших школьников и 456 учителей.
При разработке проекта мы исходили из простой, хорошо известной позиции, что эффективность обучения, воспитания и развития человека определяется его психосоциальным благополучием, человек в состоянии психического напряжения не обучаем в принципе и с трудом может учить другого. Оптимизировать психосоциальное благополучие и придать образовательному пространству развивающий характер возможно, когда образовательная среда обладает таким качеством, как психологическая безопасность. Высокий уровень психологической безопасности образовательного пространства будет способствовать снижению рисков, препятствующих позитивному психическому и социальному развитию личности. Отметим, что в процессе реализации проекта нами была создана и апробирована методика «Безопасность школьной среды», позволяющая оценивать состояние комплексной безопасности образовательного учреждения и выявлять риски ее нарушения [5].
При опросе старшеклассников оценивались следующие группы рисков: риски безопасности школьной территории; риски употребления психоактивных веществ; риски проявлений физического и психологического насилия; риски субъективному благополучию респондентов; риски проявлений межэтнических конфликтов; риски нарушения комфортности среды; риски дисциплинарных нарушений; риски некорректного использования сети Интернет.
Вопросы по каждой группе риска позволяли выявить различные стороны проблемы: наблюдаемые ситуации риска в школьной среде; предполагаемое поведение школьника в ситуации риска; его представления о проблеме (воспринимает ли подросток те или иные ситуации как опасные); отношение подростка к проблеме (положительное или отрицательное); готовность к безопасному поведению в ситуации риска (отказ принимать участие, готовность привлечь взрослых в ситуации угрозы жизни и здоровью сверстников и др.).
Установлено, что в числе наиболее актуальных проблем оказались ситуации, связанные с проявлениями физического и психологического насилия.
В ходе исследования мы опрашивали учителей о трудных ситуациях в образовательной среде. Проблемы, связанные с взаимодействием с обучающимися, нарушение дисциплины учениками, игнорирование ими требований и замечаний, отсутствие возможности влиять на обучающихся, девиантное поведение подростков являются наиболее актуальными для педагогов этих образовательных организаций.
Детализированный анализ комплекса данных, характеризующих каждую образовательную организацию, позволил разработать и реализовать программы психолого-педагогического сопровождения безопасности среды образовательной организации, основанные на анализе актуальной информации о состоянии безопасности образовательной среды и ее субъектов, с одной стороны, и оценки имеющихся ресурсов — с другой. Подробно теоретические и практические результаты проекта изложены в наших публикациях [4; 5].
Одна из задач, поставленных в «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года», заключается в «формировании мотивов, нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять экстремизму, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам, межэтнической и межконфессиональной нетерпимости, другим негативным социальным явлениям». Развитие и формирование такой личности возможно только в условиях образовательной среды, которая отвечает критериям безопасности для физического и психического здоровья и благополучия ребенка.
Разработанная нами модель психологической безопасности обучающегося в образовательной организации [3] включает в качестве возможных факторов риска следующие компоненты образовательной среды: пространственно-предметный, психодидактический, организационно-управленческий, субъектный и социально-психологический. Ведущими по насыщенности психологическими рисками являются последние два компонента, раскрывающие состояние психологического благополучия педагогов и учащихся и возможные угрозы его нарушения, отношение к образовательной среде, удовлетворенность субъектов образовательного пространства основными ее характеристиками и защищенность от психологического насилия во взаимодействии внутри образовательной организации. Модель психологической безопасности обучающегося в образовательной среде дает основания для выявления факторов риска в конкретной образовательной организации на основе экспертизы психологической безопасности каждого компонента образовательной среды и поиска ресурсов совладания с выявленными провокативными факторами через выявление социальных и личностных ресурсов.
Для оценки состояния образовательной среды на предмет ее безопасности замеряемыми параметрами выступают психологическая безопасность и комфортность. Эмпирическими показателями могут выступать позитивное отношение к образовательной среде (референтность), удовлетворенность субъектов образовательного процесса основными характеристиками среды и высокий уровень защищенности от психологического насилия во взаимодействии в оценках учащихся и педагогов.
Общая оценка психологической безопасности образовательной среды может быть дополнена оценкой насыщенности среды рисками, параметрами ценностно-смысловой сферы, готовности к инновациям, психологического благополучия, жизнестойкости, замеряемыми у педагогов.
Список литературы
- Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. СПб: Изд-во Союз, 2002.
- Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья субъектов образования // Психологическая наука и образование. 2012. №4. C. 11-17.
- Баева И.А., Лактионова Е.Б., Гаязова Л.А., Кондакова И.В. Модель психологической безопасности подростка в образовательной среде // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена = Herzen University Journal of Humanities & Sciences. 2019. № 94. С. 7-15.
- Психологическая безопасность образовательной среды региона: теоретические основы и практика создания: монография / Под науч. ред. И.А. Баевой, С.В. Тарасова. Гатчина: Изд-во ГИЭФПП, 2019.
- Психолого-педагогическое сопровождение образовательной среды: экспертиза и диагностика: научно-методическое пособие / под науч. ред. И.А. Баевой, С.В. Тарасова. СПб: Изд-во ЛОИРО, 2015.
- Edmondson A. (1999). Psychological safety and learning behaviour in work teams. Administrative Science Quarterly, 44(2), 350–383. doi:10.2307/2666999
- Walfers A. (1962) Discord and Collaboration, Essays on International Politics. Baltimore: John Hopkins University Press.
- Yildirim K., Yenipinar S. (2017). Psychological unsafety in schools: The development and validation of aScale. Journal of Education and Training Studies, 5(6). doi:10.11114/jets.v5i6.2372.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №19-013-00553.
Источник: Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: как ее создать и измерить // Экопсихологические исследования-6: экология детства и психология устойчивого развития: сборник научных статей / отв. ред. В.И. Панов. М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО»; Курск: Университетская книга, 2020. С. 280–284. DOI: 10.24411/9999-044A-2020-00064
Уважаемые коллеги!
Если в учебном заведении созданы условия, при которых невозможно психологическое насилие, отсутствует виктимизация и буллинг со стороны учителей и сверстников, такая среда положительно влияет на школьный климат.
А создание благоприятного школьного климата является главной задачей администрации школы, и значимым фактором, способствующим укреплению состояния психического и физического здоровья участников образовательного процесса.
Школьный климат включает чувство безопасности в школе, социальные отношения между учителем и учащимися, а также наличие положительных или отрицательных взаимоотношений учеников между собой. Об этом много пишут, но практически редко удается внедрить его в практику школьной жизни. И причин этому предостаточно.
С уважением, Валерий Михайлович.
, чтобы комментировать