О психологическом консультировании в рамках работы школьного психолога рассказала психолог-консультант со стажем более 15 лет, преподаватель Института практической психологии «Иматон», член Гильдии психотерапии и тренинга Ирина Михайловна Узянова.
Ирина Михайловна выделила особенности психологического консультирования детей на разных возрастных этапах, а также привела примеры классических и авторских техник психологического консультирования.
«Консультирование — наиболее слабое звено у школьных психологов. Связано это с тем, что есть некая установка, что в школьной психологии невозможно консультировать. Я с этим в корне не согласна. Потому что именно консультирование важно и нужно в рамках школьной психологии, главное найти для него место и уметь это делать», — считает И.М. Узянова.
«В школе можно получить хорошую консультативную практику детей разных возрастов и родителей. Вы приобретете хороший опыт возрастно-психологического консультирования, оно отличается от психотерапевтического. И для этого необходимо быть хорошо знакомым с возрастными особенностями», — подчеркнула Ирина Михайловна.
И.М. Узянова отметила, что психологическое консультирование в школе возможно с применением интегративного подхода, который позволяет использование теоретических основ, методов и приемов психоанализа, адлерианского направления, экзистенциальной, клиентцентрированной, поведенческой, рационально-эмоциональной, арт-терапевтической, гештальт-терапии.
Ирина Михайловна подчеркнула, что при выборе методов и приемов работы необходимо учитывать возраст (кризис или стабильный период), особенности личности клиента (структура личности по Р.М. Войтенко, темперамент, интеллект, характер, мотивация). Также важно учитывать симптоматику, особенность проблемы. «Мы можем работать на симптоматийном уровне ("болит голова", "не могу сделать уроки"), можем работать с глубинными проблемами, связанными с экзистенциальными данностями: страх смерти, страх свободы, смысл жизни, одиночество», — пояснила И.М. Узянова.
«С чем психолог в школе сталкивается чаще всего? Конфликт между Я-идеальным и Я-реальным, непринятие себя таковым. Конфликт между потребностью в эмоциональной свободе и в эмоциональной привязанности. Внутриличностный конфликт между уровнем притязаний и реальностью, с которой человек сталкивается», — привела примеры И.М. Узянова.
«Беседа — одна из форм психологического просвещения и профилактики, но не консультирования. Консультирование не должно стать беседой», — подчеркнула Ирина Михайловна.
Для психологического консультирования важен психологический климат, который будет способствовать самораскрытию клиента, и конфиденциальность. Ирина Михайловна подчеркнула, что терапевтичен сам контакт: «Вы, ваше наличие и возможность индивидуального контакта и есть самое важное, что получают наши дети и взрослые. Иногда человеку нужно просто чужому человеку рассказать, который послушает, примет, разделит эмоции».
И.М. Узянова обозначила характерные черты психологического консультирования в интегративном подходе: «Желательно, чтобы в интегративном консультировании был контракт, устный. Он заключается в дифференциации ответственности и определении частоты встреч. Также в интегративном консультировании обязательно определяется запрос. Кроме тех случаев, когда на консультацию пришел человек в очень тяжелом эмоциональном состоянии или человек, переживший насилие».
«В интегративном подходе мы работаем с 5 проявлениями человека: с эмоциями, мыслями, образами, телесными ощущениями и действиями клиента. Работаем в трех временах: настоящем, прошлом и будущем. И работаем на трех уровнях: причинном, симптоматийном и потенциальном», — отметила Ирина Михайловна.
И.М. Узянова выделила следующие этапы консультирования: знакомство, устанавливание эмоционального контакта, исследование проблемного поля, формулировка запроса, работа с клиентом, поиск альтернативных решений, этап критической оценки решений, обратная связь.
Ирина Михайловна подчеркнула, что в школе психологу приходится много работать с кризисными состояниями.
Кризис — острое эмоциональное состояние, возникающее при блокировании целенаправленной жизнедеятельности человека, как дискретный момент развития личности (Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб: Питер, 1998).
«Кризис как психологическое состояние характеризуется особым переживанием — невозможностью», — подчеркнула И.М. Узянова.
Кризисные ситуации — взаимодействие человека со средой (в виде события или ряда событий), которое приводит к формированию кризисного состояния. Кризисное состояние — состояние экстремального напряжения сил для преодоления принципиально новых препятствий.
Ирина Михайловна обозначила диагностические критерии кризисного состояния, выделив следующие компоненты:
- Эмоциональный компонент (негативный характер, высокая интенсивность, многообразие, противоречивость, необычность, неприемлемость и неприятие переживаний);
- Когнитивный компонент (неспособность человека найти выход из создавшейся ситуации: «Я не знаю, что мне делать»);
- Мотивационный и поведенческий (Из-за потери важных смысложизненных ориентиров наступает глубокая апатия «Я ничего не хочу», «Мне ничего не надо»).
Типы кризисных ситуаций:
- Жизненные ситуации в нормальном цикле обыденной человеческой жизни (затрудняют и осложняют жизнь и реализацию жизненного замысла, но при этом сохраняется возможность преобразовать жизненную ситуацию): развод, острые фазы возрастных кризисов, изменение места жизни, работы, учебы.
- Неожиданные трудные ситуации, которые нарушают базовое чувство безопасности личности (приводят к разрыву жизненного пути, развитию травматического и посттравматического стресса): тяжелые утраты, экстремальные ситуации природного, техногенного или социального характера, насилие.
«При втором типе кризисных ситуаций важно много слушать, давать человеку высказаться. В этом случае мы редко формулируем запрос. Мы показываем значимость прихода человека на консультацию нашей личной заинтересованностью», — подчеркнула Ирина Михайловна.
Ирина Михайловна привела примеры техник, которые можно использовать при консультировании в школе.
Техника «Проработка чувств»
1. Возможные вопросы терапевта:
- Что вы чувствуете, когда об этом думаете?
- Чего вы больше всего опасаетесь?
- Какое чувство посещает вас сейчас чаще всего?
- Какое чувство вам мешает?
2. Многократное повторение
- с отслеживанием своих ощущений в теле (покалывание, жжение, онемение, давление…);
- образов и мыслей, которые появляются в процессе проговаривания, чувств, которые присоединяются.
3. Выход на противоположное чувство и его закрепление. Если этого не произошло, то терапевт просит вспомнить ситуацию, когда вы чувствовали противоположное ощущение. Опишите её (где вы находитесь, что происходит, что чувствуете) — присвоение чувства.
Также Ирина Михайловна рассказала о приеме поиска альтернативных решений и дала упражнения, которые можно использовать для работы с самооценкой.
И.М. Узянова рассказала о наиболее рапространенных ситуациях, с которыми приходится сталкиваться в работе школьному психологу.
Ирина Михайловна обозначила направления терапии в ситуациях острого конфликта с детьми (уход из дома, антисоциальное поведение):
1. Восстановление временной перспективы подростка.
- Выяснить, считает ли подросток возможным восстановление связей с семьей или нет.
- Если нет: психолог предлагает реалистичный план действий на этот случай.
- В режиме диалога: помочь сформулировать для него описание возможных ситуаций; оценить стратегии решения проблем в возникающих ситуациях, показать связь между действием, личностными и ситуационными изменениями.
2. Работа с семьей
- Анализ конфликтной ситуации
- Проработка чувств, связанных с ситуацией, ребенком, взаимоотношений в семье.
- Знакомство с возрастными особенностями и особенностями протекания кризиса.
- Подготовка родителей к тому, что психолог в процессе работы может стать более значимым, чем родители.
- Анализ динамики восстановления отношений.
3. Формирование устойчивости к травматическим переживаниям подростка
Переработка травматических воспоминаний. Формирование определенности в отношениях с близкими. Развитие навыков самоорганизации. Поиск «теории» события, его смысла и связи с картиной мира (важно разорвать связь события и причины, эта причина больше не действует, ситуация перед событием и сейчас — отличается). Достижение положительной самооценки.
4. Восстановление семейных связей
Восстановление докризисных отношений (было ли в семье «хорошо», когда стало «плохо», что делал каждый, чтобы было в семье «хорошо», что поменяло поведение, что можно взять из поведения в настоящее); что мешает восстановить отношения, выявление и коррекция взаимоисключающих ожиданий и требований членов семьи по отношению друг к другу.
Аналогичные направления терапии Ирина Михайловна обозначила в ситуациях суицидального поведения и рассказала об особенностях оказания психологической помощи в ситуациях небрежения нуждами ребенка, в ситуации эмоционального (психологического) насилия, а также физического и сексуального насилия.
Об этом Ирина Михайловна Узянова рассказала на одном из занятий 4-дневного вебинара «Педагог-психолог общеобразовательного учреждения. Содержание работы от А до Я: системный подход».
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать