Плейбэк-театр — вид современной театральной импровизации. Плейбэк-перформанс не является лечебным мероприятием, но, будучи социально-ориентированным культурным явлением, способен оказывать значительное терапевтическое воздействие. Особенно когда речь идет о тематических перформансах: в закрытых сообществах, например, в центрах реабилитации зависимых; или на конкретные темы, например, созависимых отношений.
Уже на биологическом уровне прописано, что мы животные социальные. Потребность быть услышанным и принятым группой, неважно, насколько она будет большой, является для нас такой же базовой, как еда и питье. Способность к отражению и, как следствие, к обучению заложена в устройстве нашей нервной системы, снабженной зеркальными нейронами. Следующий шаг — это потребность быть отраженным, увидеть себя увиденным и отраженным другим. Когда возникает хоть немного доверия, то желание рассказать о себе пересиливает страх. Ведь этот страх возникает из опыта, когда меня не увидели и не отразили. И на этом основывается целительная сила плейбэка. Мы даем этот опыт увиденности, услышанности, принятия.
Часто плейбэк-перформанс становится эффективным инструментом для работы с сообществами, переживающими значимые события. Плейбэк-театры работали в зоне арабо-израильского конфликта, в Новом Орлеане после затопления и в Нью-Йорке после 9.11. Мы делали серию перформансов после теракта в метро в апреле 2017 года объединенными силами петербургских плейбэк-театров. Плейбэк-проект «Свободная труппа» много лет играет перформансы для пациентов реабилитационных центров для лиц, зависимых от алкоголя и наркотиков. И каждый раз происходит маленькое чудо — люди с очень большим дефицитом доверия, почувствовав себя услышанными, начинают раскрываться и рассказывать настолько глубокие истории, с такой силой и обнаженностью чувств, что это оказывается настоящим вызовом для актеров.
Плейбэк-проект «Мир за окном» позволяет людям с ограниченными возможностями, не выходя из дома, участвовать в онлайн-перформансе, почувствовать свою причастность к большому сообществу, преодолеть одиночество и замкнутость в своих повседневных проблемах.
Театральное товарищество «Комик-трест» давно занимается темой зависимости и созависимости. Не только в форме благотворительных концертов для пациентов социальных домов и центров реабилитации, в том числе БФ ЦР «Дом надежды на горе», но и в своих творческих проектах: спектакль «Трезвые» с участием Андрея Урганта, Олега Гаркуши и Дмитрия Шагина, а также актеров и членов Лаборатории «Комик-трест». В этом спектакле в жанре док-театра рассказаны реальные истории выхода из тупика алкогольной зависимости вышеперечисленных участников, в том числе Игоря Сладкевича — актера театра «Комик-трест».
В поисках новых, социально ориентированных театральных форм мы решили объединить усилия и в творческом пространстве театра «Комик-трест» провести серию тематических плейбэк-перформансов для людей, страдающих от различных зависимостей, их родных, друзей и близких, а также всех специалистов, включенных в систему помощи таким семьям.
Для семей, страдающих от употребления психоактивных веществ одним или несколькими их членами, характерна отгороженность от мира, замкнутость, стремление «не выносить сор из избы», избегать лишнего внимания соседей. Часто родственники из последних сил создают впечатление, что все нормально, «под контролем». Каждая семья считает, что ее ситуация уникальна, она должна сама справиться или, по крайней мере, создать видимость, что она справляется. Такая позиция способствует ухудшению ситуации — употребление зависимым принимает все более злокачественный характер, так как без адекватной помощи алкоголизм (или зависимость от другого психоактивного вещества) прогрессирует, а родственники страдают от физического, психического, финансового истощения. Для оказания адекватной помощи необходимо преодолеть изоляцию. И наш проект может стать одним из способов такого преодоления.
Предлагаемый нами проект предполагает участие в перформансе людей из социально неблагополучных семей, в которых есть проблема с употреблением психоактивных веществ, а также людей, имеющих опыт решения аналогичных проблем, — членов групп самопомощи АА («Анонимные алкоголики») и Ал-Анон (семейные группы для родственников людей, страдающих от алкогольной зависимости).
Воплощая идею плейбэка как соседского театра, мы будем создавать атмосферу, где люди смогут услышать друг друга, заинтересоваться чужим опытом и завязать контакты с членами содружества выздоравливающих от зависимости. Такая ненасильственная форма донесения идей соответствует духу сообщества АА и одновременно позволяет преодолеть отчуждение и недоверие, характерное для поведения людей, страдающих различными видами зависимости.
У самих зависимых от психоактивных веществ и их родственников (созависимых) страдает эмоциональная сфера. Неслучайно алкоголизм называют «болезнью замороженных чувств». Осознание и присвоение себе эмоций — важнейшая часть реабилитации и одно из необходимых условий для возвращения к полноценной жизни и тех, и других.
Человек, который уже знает о том, как важно быть в контакте со своей эмоциональной сферой, но только начинает различать «цвета» разных чувств, в исполнении актеров имеет возможность увидеть свои чувства «написанными открытым цветом». Это неизменно вызывает удивление, восхищение и доверие. Доверие возникает тем быстрее, чем раньше будут названы и сыграны «негативные» чувства: в первую очередь — гнев, в неменьшей степени — страх и стыд. В истории рассказчика возникновение и проявление этих чувств неразрывно связано с нанесением ущерба, деструктивными и/или самодеструктивными действиями. Здесь же он имеет возможность увидеть столь яркое и открытое проявление чувств, а обстановка при этом остается безопасной. Более того, рассказчик видит, как актеры быстро входят в аффект и так же быстро из него выходят, что для многих людей, имеющих зависимость, является просто революционным опытом. В сознании зрителей происходит своего рода реабилитация эмоциональной сферы.
Вот как отзывается один из пациентов «Дома надежды на горе» о перформансе, в котором он принял участие:
«Испытал восторг, удивление, подъем с первых минут охватывает всем телом и душой. Настолько близко прочувствовал все сцены, все чувства были разыграны очень естественно. Выражение лиц, мимика, звуки, все передавало чувство присутствия. Я считаю, это огромное счастье, что есть такие талантливые люди и они делятся своими талантами с другими и, конечно, очень помогают моему выздоровлению».
Также наш проект может быть интересен психологам и представителям других помогающих профессий, интересующимся расширением своего психологического инструментария, формами прототерапии, вопросами интеграции искусства, психологии и социальной работы. Возможность быть зрителем / рассказчиком на плейбэк-перформансе является эффективной формой эмоциональной разгрузки и профилактикой эмоционального выгорания для специалистов помогающих профессий.
Кто придумал плейбэк?
Плейбэк-театр был придуман американским социологом Джонатоном Фоксом в 1974 году на основе изучения пра-театральных ритуалов, традиций современных тибетских деревень, искусства перформанса и исследований мирового театра 1960–70-х годов.
Как это происходит?
Спектакль длится около 80 минут. Без антракта. Внутри него происходит импровизация, но всегда есть то, что делает плейбэк плейбэком: зрители рассказывают истории, а актеры их играют.
Основных правила два. История, которую рассказывает зритель, должна как-то быть связанной с ним или его жизнью. Второе — человек имеет право на любую точку зрения, мы не осуждаем и не обсуждаем ничьи взгляды. Плейбэк — место принятия и толерантности.
Обычно перформанс в плейбэке строится так. В качестве вступления ведущий (кондактор) озвучивает правила перформанса и его тему, немного рассказывает о плейбэке. Дальше начинается само представление, которое условно можно разделить на две части. Первая — своеобразная эмоциональная разминка, разогрев, знакомство друг с другом. В это время звучат короткие — порой буквально из одного слова — истории про эмоции, впечатления, ассоциации, с которыми пришли зрители или которые вызывает у них заявленная тема. И актеры играют их в «коротких формах».
Затем наступает вторая часть — время серьезных историй, в которых разворачивается на сцене подробное действие. В каждой истории себя узнает не только сам рассказчик, но и большая часть зрителей. Это главная задача актеров — максимально выпукло отразить чувства рассказчика, чтобы не только он почувствовал себя услышанным, но и у большинства зрителей в зале возникло чувство узнавания — себя или своих близких. Когда такое узнавание происходит, обязательно возникает желание рассказать свою историю. Так разворачивается ход перформанса, и в процессе люди, сидящие в зале, начинают переживать свою общность, возникает желание познакомиться с соседом, продолжить взаимодействие.
Первый плейбэк-перформанс «Вечер НЕ(со)зависимости» состоится 16 июня в пространстве театра «Комик-трест» (Санкт-Петербург, 8 линия В.О., д. 31). Начало в 19:30.
Участники:
- Татьяна Бороздина — актриса Петербургского плейбэк-дуэта «Pas des trois», танцевально-двигательный терапевт, системный семейный психолог, руководитель плейбэк-проекта «Свободная труппа»;
- Вера Лачинова — актриса Петербургского плейбэк-дуэта «Pas des trois», семейный психолог, консультант и педагог альтернативного образования, руководитель Петербургского плейбэк-театра «Метаморфозы»;
- Марат Сафаров — музыкант, сертифицированный актер плейбэк-театра;
- Игорь Сладкевич — актер театрального товарищества «Комик-трест», обладатель премии «Золотой клоун», премии Правительства Санкт-Петербурга в области литературы и искусства;
- Наталья Фиссон — художественный руководитель театрального товарищества «Комик-трест», заслуженная артистка России.
Подробнее...
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать